Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
сб, 30 ноября 2024
07:35

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

В Днепропетровске представили фильм-номинант на «Оскар» от Украины

В Днепропетровске представили фильм-номинант на «Оскар» от Украины
Тем, кто любит красивые и добрые сказки на экране, вряд ли стоит смотреть этот фильм. Разве что «из интересу» — что такого выдающегося разглядели в нем жюри престижных международных фестивалей?

Бедная родная синема

«Если этот фильм претендует на Оскар, то что можно говорить о других картинах?.. Бедное украинское кино…» — услышала автор этих строк после допремьерного показа в кинотеатре «Правда» картины Мирослава Слабошпицкого «Племя», успевшей наделать много шума еще до выхода в широкий прокат. «Много шума из ничего…» — и такое мнение тоже пришлось мне услышать по завершении фильма. Но если первое высказывание вызывает желание подискутировать, то второе побуждает категорическое несогласие.

О том, что «Племя» — вовсе не пустышка, свидетельствуют многочисленные кинематографические трофеи, которые картина успела завоевать за короткое время после того, как явила себя миру. Среди них — несколько Гран-при: «Недели критики» Каннского фестиваля, фестиваля Андрея Тарковского «Зеркало», «Золотого абрикоса» в Ереване. Для проката фильм приобрели Франция, Дания, Япония, Нидерланды и ряд других весьма разборчивых в кинематографе стран. Что ж, остается только порадоваться за нашу родину, подарившую миру еще одну историю любви. Но, в отличие от любви Ромео и Джульетты, проникнутую не нежным трепетом чувств, а основным инстинктом, шокирующим натурализмом…

Считается, что именно эта «голая правда», оправленная в необычную для современного кинематографа стилистику, и помогла «Племени» стать явлением в мире кино — мире эстетов и знатоков этого «главного из искусств». Простой же зритель — из тех, кто вряд ли способен по достоинству оценить новаторскую эстетику автора картины, — первые несколько минут тщетно ожидает перевода речи всех глухонемых персонажей картины — то ли в виде титров, то ли закадрового голоса. Затем, поняв, что перевода так и не будет, начинает испытывать по этому поводу недоумение. Его сменяет желание все-таки вникнуть в детали происходящего. И этого эмоционального зрительного напряжения, похоже, и добивался выхолостивший из своей картины все звуки Мирослав Слабошпицкий. Здесь даже подвергшийся молчаливому и потому еще более страшному нападению глухонемых воспитанников специнтерната прохожий не издает ни стона. Потому набатом среди этой оглушительной тишины воспринимается рык исторжения из организма главного героя водки, бутылку которой он «принял за раз» в подтверждение своей несостоявшейся мужественности; утробный вой главной героини во время аборта.

Есть в фильме и еще один аккомпанемент происходящему, казалось бы, не должный вызывать ужаса, который пробуждают не приглушенные автором «аккорды натуральной жизни». Это — трудовая музыка мастерской, в которой воспитанники интерната осваивают навыки слесарного дела. Но именно потому, что им обучает ребят преподаватель спецшколы, вожак племени, дергающий за ниточки занимающихся проституцией девочек и бандитизмом — мальчишек, эти, казалось бы, безобидные звуки вызывают еще большее отвращение, чем натуралистические подробности интернатского бытия.

Возможно, в этом эмоциональном потрясении — великая сила искусства кино, которую готова проверить на зрителях мира наша страна, представленная Мирославом Слабошпицким и его командой? К слову, о государственной принадлежности племени, законы жизни которого, понятно, не делают чести Украине, свидетельствует «жовто-блакитная» ленточка, венчающая опять же безгласный колокольчик, которым на школьной линейке был дан старт новому учебному году. Как выяснилось, для старшеклассников этого безымянного учебного заведения он проходит в подворотнях, в подвалах, в обшарпанных коридорах, на фоне изуродованных примитивным граффити стен, в кабинах грузовиков, где продают себя девочки.

Социальная драма из экзотической страны

По мнению Валентины Слободы, руководителя Днепропетровского отделения и секретаря Национального Союза кинематографистов Украины, порой достаточно сложно понять, чем руководствуется жюри, отдавая пальму первенства тому или иному фильму. Это объяснимо, если вспомнить о таком понятии, как субъективизм, который, похоже, может существовать и в коллективе, коим является жюри фестиваля. Случается, этот субъективизм привносит в оцениваемый фильм идею, о наличии которой автор может даже и не догадываться.

Валентина Слобода вспоминает, как после триумфа на Каннском фестивале короткометражки «Кросс» Марины Вроды в Днепропетровском доме искусств состоялась творческая встреча с режиссером. Обсуждалась и идея фильма. Тогда и выяснилось, что мировая кинематографическая общественность увидела в коротком метре украинского режиссера тот глубинный философский смысл, который автор «Кросса» и не помышлял вложить в свое творение. Что ж, настоящее искусство потому и настоящее, что дает пищу для ума и чувств, а также вдохновения и развития. Именно после триумфа на Каннском фестивале фильма Марины Вроды государство выделило на развитие отечественного кино неслыханную сумму — 176 миллионов гривен.

К слову, короткометражка Марины стоила 3,5 тысячи евро. А вот «Племя», несмотря на свою выразительную лаконичность и отсутствие звезд (в фильме снимались непрофессиональные актеры, люди с проблемами слуха и речи, владеющие азбукой глухонемых), обошлось ее создателям — украинским и голландским кинематографистам — во внушительную сумму: 1 миллион 300 тысяч евро. Было ли в доле государство? Вряд ли. Правда, порой эта финансовая поддержка оказывается неэффективной. Так, массированная государственная помощь не спасла от провала фильм «Молитва о гетмане Мазепе» Юрия Ильенко, чье имя, казалось бы, должно было гарантировать успех картине. А вот успех «Племени», по мнению некоторых кинокритиков, определило то, что это социальная драма из экзотической страны. «Зарубежная публика всегда тепло принимает такие картины», — говорят знатоки мирового кинематографа.

Оскар стоит скандала?

Именно «теплота приема», похоже, и стала истоком скандала в украинском кино, результатом которого явилась отставка руководителя Украинского Оскаровского комитета Олега Фиалко. Как известно, комитет большинством голосов выдвинул на премию Американской киноакадемии фильм «Поводырь» Олеся Санина, что в свете триумфального шествия «Племени» по кинофорумам мира показалось его создателям неправильным. Ведь картина-соперник не произвела сильного впечатления даже на жюри Международного Одесского фестиваля, не говоря уже о форумах рангом повыше. Впрочем, основанием потребовать от Оскаровского комитета пересмотреть свое решение стало обвинение в том, что он нечестно играет. В том, что голосование было непрозрачным и предвзятым, обвинил членов комитета сопродюсер «Племени» Денис Иванов.

Как разрешится эта спорная ситуация, судя по страстям, свидетельствующая о том, что украинское кино, скорее, живо, чем мертво? Не накажет ли само себя украинское кино, оказавшись вообще за бортом спора за вожделенный Оскар? К слову, третьим претендентом на выдвижение был фильм Анатолия Матешко «Трубач» — доброе кино с Алексеем Горбуновым в главной роли, тоже свидетельствующее о том, что кино в Украине есть, пусть скептики и подвергают это сомнению. Правда, в нынешнем году, по вполне понятным причинам, государственное финансирование на его развитие было сильно урезано. Из запланированных в бюджете 53 миллионов гривен отечественный кинематограф получил только… 1,6 миллиона.

Похоже, только время является тем беспристрастным судьей, которое определяет место каждого украинского фильма в табели о рангах. Среди них — настоящие шедевры, явления мирового искусства. Увы, нынешняя молодежь имеет отдаленное представление об украинской киноклассике. По словам Валентины Слободы, не так давно Днепропетровское отделение Национального Союза кинематографистов Украины провело опрос среди почти 2 тысяч студентов днепропетровских вузов на предмет знания украинских фильмов и их создателей. Только около 40 опрошенных смогли дать правильное название картин и имена их авторов.

— Очень важно протянуть ниточку между разными эпохами нашего кинематографа, чтобы не прервалась культурная связь, — убеждена Валентина Слобода, при активном содействии которой в прошлом году в стенах Приднепровской академии строительства и архитектуры был создан клуб любителей украинского кино. К сожалению, о массовом интересе к нему говорить пока не приходится.

— 11 сентября нашему великому мастеру Александру Довженко исполнилось 120 лет. Мы предложили кинотеатрам Днепропетровска отметить это великое событие, которое нашло отражение в календаре ЮНЕСКО, трансляцией его фильмов. Но они, преследующие свои коммерческие цели, не пошли навстречу, — говорит Валентина Слобода.

Между тем фильм Александра Довженко «Земля» уже многие десятилетия входит в 20 лучших фильмов всех времен и народов. И неизвестно, займет ли место в этом красноречивом ряду еще какой-либо украинский фильм.

Gorod.dp.ua на Facebook.

Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
50
лет просуществовала газета Днепр вечерний в бумажном формате

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте