«Развитие мировой экономики в нынешнем году является нестойким» — с этого печального факта начинается пояснительная записка правительства к проекту бюджета на 2013 год, поданному в Верховную Раду 3 декабря. Дальше правительство убеждает парламентариев, что «несмотря на неблагоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру, благодаря проведению реформ с максимальным использованием возможностей для экономического роста Украине удалось удержать тенденции экономического роста».
Правда, цифры в документе говорят об обратном: плановые доходы госбюджета-2013 по сравнению с этим годом снизятся на 12 млрд грн., рост ВВП замедлится на 0,5 процентных пункта, а дефицит главного финансового документа страны увеличится почти на 30%, до 50 млрд грн. Такая дыра в украинском бюджете может негативно повлиять как на кредитный рейтинг страны, так и на отношения с кредиторами.
Рискованная игра
Последний раз такой большой дефицит был заложен в послекризисном бюджете на 2010 год. В правительстве Азарова тот провал объясняли ошибками Тимошенко, а сокращение дефицита до 35 млрд грн. в 2011-м преподнесли как одно из своих главных достижений. Ожидалось, что бюджет на следующий год в соответствии с рекомендациями МВФ будет практически бездефицитным. Ещё в сентябре министр финансов Юрий Колобов говорил о дефиците в 2013-м на уровне 13 млрд грн., или 1,6% ВВП.
Благодаря тому, что Федеральная резервная система США начала проводить ещё более агрессивную политику монетарного смягчения (по сути, активно печатать доллары), волна свободной долларовой ликвидности вновь достигла наших берегов. Инвесторы ринулись на финансовые рынки, чтобы прикупить бумаги с высокой доходностью, и Кабмин смог воспользоваться ситуацией. «Но конъюнктура на финансовых рынках в следующем году может измениться и не быть такой благосклонной к украинскому правительству», — предупреждает руководитель аналитического отдела компании «Инвестиционный капитал Украина» Александр Вальчишен. По его мнению, для Украины гораздо дальновиднее было бы возобновить сотрудничество с МВФ, ведь сейчас она занимает под 7–9% годовых, а МВФ кредитует под 1,5%. Кроме того, МВФ является гарантом хоть сколько-нибудь сбалансированной экономической политики. Если Украине не удастся возобновить работу с фондом и предотвратить рецессию в экономике, это может напугать и других кредиторов, закрыть доступ к рынку еврооблигаций, а также снизить и без того невысокий кредитный рейтинг правительства, и тогда Минфину будет гораздо сложнее продавать свои долговые обязательства.
Но главная претензия МВФ касается несбалансированного бюджета НАК «Нафтогаз», чей дефицит в 2013 году ожидается на уровне 13 млрд грн. из-за несоответствия цены импортного газа и внутренних тарифов для населения и бюджетных организаций. Правда, похоже, правительство всё-таки собирается решить эту проблему в 2013 году, ведь субсидия для «Нафтогаза» в бюджете — около 5 млрд грн., что на треть меньше, чем в текущем году. То есть правительству придётся или искать способы удешевления газа, или поднимать тарифы для населения.
Ранее премьер-министр Николай Азаров выступал категорически против повышения цен на газ, и чиновники МВФ намекали, что, возможно, им было бы легче договориться с новым правительством.
Себе и людям
Ожидалось, что расходы на содержание государственного аппарата в проекте госбюджета 2013 года будут значительно сокращены. На деле затраты на чиновников остались на уровне 2012-го и даже немного выросли. На 11 млн грн. увеличились расходы на аппарат Верховной Рады, на 700 млн дороже обойдётся работа Генпрокуратуры, на 200 млн больше получит СБУ. Не забыли в правительстве и о «чёрных дырах» украинского бюджета, ежегодно поглощающих всё больше средств: на дотации убыточных угольных шахт выделено 7,8 млрд грн., на строительство автомобильных дорог — 13,5 млрд грн.
О некоторых социальных инициативах президента, с которыми Янукович выступил за полгода до парламентских выборов, как и прогнозировали эксперты, придётся забыть. На погашение процентов по льготной «президентской ипотеке» выделено 300 млн грн., в три раза меньше, чем в нынешнем году. С таким финансированием решение квартирного вопроса в масштабах страны придётся отложить до следующего тысячелетия. Забыли составители бюджета и о «Витиной тысяче» в качестве компенсаций вкладчикам Сбербанка СССР.
Минимальная зарплата в 2013 году вырастет на 71 гривну (в 2012-м её подняли на 61 грн.). При этом бюджетные выплаты чернобыльцам, детям войны, бывшим военным, ветеранам труда и другим льготникам будут проводиться «при наличии финансового ресурса». То есть социальные статьи будут выполняться не так, как предусмотрено законами Украины, а так, как определит Кабинет министров.
Оппозиция и фракция коммунистов уже объявили бюджет антисоциальным. Один из лидеров оппозиции Арсений Яценюк акцентирует внимание на том, что в проекте бюджета-2013 предусмотрен рост социальных выплат на 6%, при этом инфляция также планируется на уровне 6%. «То есть реальный рост социальных стандартов — ноль», — констатирует Яценюк.
Тем не менее экономисты считают, что наращивать социальные выплаты при таком состоянии экономики было бы неразумным. Ведь рост ВВП в 3,4%, заложенный в бюджете, — это оптимистичный сценарий. А реальное состояние экономики может оказаться более плачевным. Экономист ВТБ «Капитал» Дмитрий Федоткин прогнозирует рост ВВП на уровне 2%, а эксперты «Инвестиционного капитала Украина» — на уровне 1,7%. В таком случае дефицит бюджета может увеличиться и до 61 млрд грн.
Автор: Ольга Вальчишена
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
"Спасибо" жителям даунбаса. Ответить | С цитатой
Не может правительство страны которое имеет возможность делать ремонт беседки за 24 млн. грн. так сокращать социальные статьи Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
Коммунисты исторически против всего, кроме марксизма-ленинизма, ну а оппозиция просто против, а вот напротив чего именно - НЕ СКАЖУ! Ответить | С цитатой