|«« | «« | »» | »»| |
В этом году отметили юбилейные даты центральный железнодорожный вокзал Днепра и сформированная вокруг него площадь.
3 ноября отметил свой 70-летний юбилей (со дня восстановление в нынешнем виде) железнодорожный вокзал Днепра. Это здание – «главные транспортные ворота города», давно ставшее одним из главных его символов. И не только потому, что вокзал первым видят приезжающие в наш город, а прежде всего, из-за своей оригинальной архитектуры. Длинное импозантное здание – памятник архитектуры стиля «сталинский ампир».
А 65 лет назад, в 1956 году, было закончено сооружение ансамбля Привокзальной площади.
К этим двум юбилеям Городской сайт предлагает обстоятельный рассказ об истории вокзала и площади, об исторических загадках, которые еще не раскрыты.
Почему у вокзала в нашем городе три даты открытия? Какова история вокзала в Екатеринославе? Какие загадки таило в себе старое здание вокзала? Как строился днепропетровский вокзал? Почему вокзал строился медленно и был открыт поздно, только в 1951 году? Кто создавал это монументальное здание? Почему реальный вокзал сильно отличается от первоначального проекта? Каковы архитектурные «изюминки» Вокзальной площади?
На эти вопросы ответит давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Д. Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
«У днепровского вокзала целых три дня рождения, - рассказывает Максим Кавун. 27 ноября – когда открылся первый вокзал на левом берегу в 1873 году.
30 мая – когда открылся «старый» екатеринославский вокзал в 1884 году.
3 ноября – когда было открыто существующее здание вокзала в 1951 году.
А «виновата» в такой ситуации запутанная и длинная история возникновения железнодорожной станции в нашем городе.
Первая железнодорожная станция «Екатеринослав» была открыта 15 ноября 1873 г. в составе Лозово-Севастопольской железной дороги. Но располагалась она… на левом берегу Днепра и теперь носит название «Нижнеднепровск».
Дело в том, что первая в крае железная дорога – Курско-Харьковско-Азовская, в 1869 г. пересекла территорию губернии с севера на юг, но не захватила сам город Екатеринослав. Только в 1873 г. был открыт для движения пассажирского и грузового транспорта первый участок Лозово-Севастопольской железной дороги, между городами Лозовая и Александровск (Запорожье) длиной 208 верст (212 км). Тогда от станции Синельниково отдельная ветка протянулась до станции Екатеринослав.
Интересно, что первую станцию в районе Екатеринослава на этой ветке сначала планировали построить у «местечка Игрень» на левом берегу Самары. Вокзал на Игрени казался идеальным выходом из ситуации. Дорога дошла бы сюда, не пересекая водные магистрали, что потребовало бы сооружения мостов.
Кстати, имелась в виду Старая Игрень – древнейшее поселение в устье Самары (сейчас это поселок, ориентир – Николаевская церковь), а вовсе не место известной всем психбольницы. Однако екатеринославские «отцы города» после долгих раздумий все-таки не впечатлились перспективой городского вокзала на Игрени.
В мае 1871 г. министру путей сообщения поступило ходатайство Екатеринославской городской думы – о желательности расположения станции не у местечка Игрень, а на левом берегу Днепра напротив Екатеринослава.
Станция «Екатеринослав» была открыта 15 (27 по новому стилю) ноября 1873 г. Вокруг неё стали расти «как грибы» дома рабочих поселков – Амур и Нижнеднепровск. Теперь бывшая первая станция «Екатеринослав» носит название «Нижнеднепровск».
18 (30 по новому стилю) мая 1884 года были торжественно открыты вокзал станции «Екатеринослав» на правом берегу Днепра и величественный железнодорожный мост (ныне в реконструированном виде – Амурский). Так началась история Екатерининской (ныне Приднепровской) железной дороги. Оба сооружения стали символами новой эпохи в жизни города – промышленной модернизации. Фактически это символы «золотого века» Екатеринослава.
Здание вокзала ярко выделялось на фоне традиционной архитектуры Екатеринослава. Оно было выстроено не в эклектическом стиле, а в нетипичном для города «неорусском стиле», восходящем к архитектуре Древней Руси XVII века, отличающемся пышностью и массой декоративных элементов.
Вокзал в Екатеринославе сразу стал одним из знаковых зданий города. Помпезные фасады здания акцентировали две массивные башни. Бросалось в глаза обилие декоративных элементов, например, кокошников и наличников.
На боковых фасадах здания вокзала красовались огромные крыльца с внушительными балясинами, в стиле XVII века. По мнению историка архитектуры В. Ясиевича, вокзал Екатеринослава был крупнейшим общественным зданием Украины, выполненным в «неорусском стиле».
Старый вокзал был воротами города. Здание посещали многие знаменитые деятели эпохи. Например, император Николай II во время визита в Екатеринослав 31 января 1915 года вышел в город через Царское крыльцо вокзала. Городской сайт подробно рассказывал об этом визите.
Авторство проекта «Старого» моста не вызывает сомнений – его проектировал выдающийся инженер-мостостроитель, петербургский профессор Н.А. Белелюбский. А вот авторство проекта железнодорожного вокзала уже почти 130 лет вызывает дискуссии.
Краеведы А.Ф. Стародубов, В.В. Самодрыга и С.С. Иванов в книге «Память истории» (1976) высказывали мнение, что автором проекта вокзала был первый начальник Екатерининской железной дороги, инженер А.А. Верховцев (1839–1900). Современный историк Валентина Буряк считает, что здание выстроено по проекту русского архитектора И.И. Ропета, который много работал в «неорусском стиле». Здание вокзала напоминает здание Русского павильона на Всемирной выставке в Париже, построенное по проекту И.И. Ропета в 1878 году.
Однако до сих пор не найден ни один достоверный источник об авторстве проекта вокзала – ни документальный, ни графический. Поэтому вопрос, кто построил сказочный «вокзал – терем» в Екатеринославе, остается открытым по сей день.
В советский период «неорусский» архитектурный стиль подвергался нещадной критике как «мелкобуржуазный» и «безвкусный». Еще в 1934 г., на волне первой «социалистической реконструкции» города, был разработан новый проект вокзала. Он предполагал строительство более вместительного здания в модном тогда стиле конструктивизм. Однако этот проект так и не был реализован.
Черту под историей старого екатеринославского вокзала подвела Вторая Мировая война. Здание вокзала было разрушено одним из первых в нашем городе в результате немецкой бомбардировки 16 августа 1941 года. Фотографии внушительных руин вокзала широко известны и стали одним из символов разрушенного Днепропетровска. Однако, если приглядеться внимательно, то на фото хорошо видно, что основная коробка здания осталась целой. Сохранились основные несущие конструкции, две главные башни, декор. Даже боковое крыльцо с огромными балясинами осталось стоять.
Остов вокзала сохранялся до конца 1940-х годов. Состояние руин вокзала, безусловно, давало возможность восстановления здания.
Почему же было принято решение строить новое здание? После войны в СССР отстраивали памятники архитектуры, сохранившиеся гораздо хуже, нежели старый вокзал.
Видимо, причина кроется в двух моментах. Во-первых, «неорусский стиль» вокзала считали «буржуазным» и чрезмерно вычурным. Вторая причина техническая – необходимость увеличения площади здания и функциональные изменения.
Вокзал был зданием стратегического назначения, поэтому вопрос о его восстановлении встал сразу же после освобождения города в октябре 1943 года. Проект нового вокзала в Днепропетровске был создан уже в 1945 году по проекту знаменитого московского архитектора А.Н. Душкина.
Однако, как удалось установить по сохранившимся архивным документам, строительство вокзала по проекту Душкина начиналось дважды – в 1946 и 1950 годах. Чем же вызвана внушительная разница в 4 года в строительстве такого важнейшего объекта?
Оказывается, строительство нового вокзала сопровождалось детективными подробностями и местами напоминало вначале мрачный триллер. Впервые к работам по сооружению днепропетровского вокзала приступили в начале 1946 года. Уже в следующем 1947 году выяснилось, что фундамент дал серьезную просадку. Начатые в авральном темпе работы по строительству вокзала пришлось спешно остановить. Это потребовало дополнительных исследований грунта и внесения изменений в проект уже возводившегося сооружения. По пока неподтвержденным сведениям, за серьезные просчеты при возведении здания была репрессирована целая группа инженеров.
Работы спешно остановили. Строительство днепропетровского вокзала вновь началось только в 1950 году. Фактически пришлось все возводить заново. Главный инженер строительства вокзала – Е.Г. Родионов.
Торжественное открытие здания вокзала состоялось 3 ноября 1951 года. Это очень поздно, по меркам той эпохи, ведь прошло уже 8 лет со времени освобождения города. Это необычное утверждение, но наш вокзал – фактически «долгострой» в эпоху послевоенного аврала.
Главный автор проекта днепропетровского вокзала – знаменитый архитектор середины XX века Алексей Душкин. Он почти наш земляк – родился в 1903 г. в нынешнем Золочевском районе Харьковской области. Душкин был учеником знаменитого харьковского архитектора Александра Бекетова, который, кстати, строил в Екатеринославе (два корпуса Горного училища и управление железной дороги). По иронии судьбы, учитель построил в нашем городе управление дороги, ученик – здание вокзала.
Впоследствии Душкин стал классиком стиля «сталинский ампир», лауреатом трех Сталинских премий второй степени (1941, 1946, 1949 гг.). Самые известные работы Душкина – станции московского метро «Кропоткинская», «Автозаводская» и другие. Душкин работал главой архитектурной мастерской Министерства путей сообщения СССР, и в силу этого обстоятельства, стал автором известных проектов вокзалов – в Днепропетровске, Симферополе (1951), Сочи (1952). В Москве Душкин спроектировал также одну из семи «сталинских высоток» на площади Красных ворот и универмаг «Детский мир». Вокзалы в Симферополе и Сочи считаются непревзойденной классикой подобного типа сооружений. Они вошли во все учебники по истории архитектуры.
1 ноября 1951 г. трамваи и троллейбусы впервые прошли по новому кольцу Привокзальной площади. А 3 ноября 1951 г. состоялась торжественная церемония открытия нового вокзала. На ней присутствовало руководство города и области, большое число жителей и сам архитектор вокзала А.Н. Душкин.
Газета «Днепровская правда» в традиционном стиле для того времени отмечала:
«Тысячи днепропетровцев заполнили вчера новую большую привокзальную площадь города. С радостью и гордостью они отмечали выдающееся событие в жизни индустриального Днепропетровска – ввод в эксплуатацию нового вокзала. Прекрасный подарок к 34-й годовщине Великого Октября получили трудящиеся. Огромное светлое здание вокзала празднично украшено».
В 16 часов дня начался праздничный митинг. На нем выступили председатель горисполкома Н.Е. Гавриленко, начальник строительства вокзала Фаткулин, начальник Сталинской железной дороги Коломийцев, бригадир передовой бригады каменщиков Кирсанов, машинист паровозного депо Гринюк. Секретарь городского комитета компартии Храпунов поздравил строителей и горожан с открытием вокзала.
Сюрпризом стало прибытие на открытие вокзала его автора – архитектора Душкина. Он также выступил на митинге. А завершился митинг в традиционной для того времени манере – было принято «приветственное письмо гениальному вождю и учителю советского народа товарищу Сталину».
После этого красную ленточку перерезал секретарь областного комитета партии Андрей Павлович Кириленко, в будущем соратник Леонида Брежнева, один из руководителей СССР. Днепропетровский вокзал был открыт для посетителей.
Что увидели первые посетители вокзала? Пассажирские залы, ресторан, гостиница на втором этаже, междугородная телефонная станция, билетные кассы, справочное бюро, телеграф, комнаты матери и ребенка, парикмахерские.
«Подземные путепроводы (тоннели) позволят вокзалу одновременно обслужить пассажирские потоки пяти поездов».
Как писал в статье об открытии вокзала в газете «Зоря» архитектор А. Душкин:
«Новый вокзал не идет ни в какое сравнение со старым, построенным еще до революции. Он больше примерно в два раза. Объем его вместе с тоннелями достигает 70 тысяч кубических метров, протяженность фасада – 165 метров… Мы, авторы проекта, и весь многочисленный коллектив проектировщиков ставили себе за цель в новом вокзале выразить эпос послевоенного героического восстановления, тему большого индустриального города, тему мощности и энергии».
Здание вокзала было построено строителями организации «Харьковпромгражданстрой». Его действительно строили «всем миром».
«Из вагоноремонтного завода прибывали высокохудожественные дверные ручки, из завода вспомогательного оборудования – литье, из карьеров Облместпрома – гранитный камень для облицовки цоколей, из завода стройдеталей – столярные изделия и т.д. Очень многие днепропетровцы сегодня могут сказать, что и они вложили свою часть труда в ворота родного города!».
Особой роскошью отличался интерьер нового вокзала, в отделке которого принимали участие специалисты многих городов Советского Союза.
«Для отделки многочисленных помещений нового вокзала был получен светлый и розовый мрамор с Урала и из Ленинграда. Дубовая мебель изготовлена искусными мебельщиками города Владимира. Большие художественные люстры получены из Москвы».
Особое восхищение вызывала лепка в интерьерах центральных залов.
«Над лепными работами потрудились лучшие мастера – лепщики многих городов страны – Москвы, Киева, Ленинграда. Так, например, в центральном вестибюле все лепные работы выполнены широко известным мастером лепных работ бывшим метростроевцем тов. Лукьяновым».
Интерьер вокзала украшали портьеры из бархата, шелка и атласа, паркетные плиточные полы и красивая мебель.
Крупной загадкой истории вокзала является и то, почему при возведении здания сильно отошли от проекта А.Н. Душкина. Ведь проект 1945 года был гораздо более помпезным, чем выстроенное в реальности здание.
Реализованное здание вокзала очень сильно отошло от первоначального проекта. Как это часто случается с помпезными сооружениями, жертвами прагматизма стали декор и часть элементов фасада. На них, видимо, попросту сэкономили. Проект вокзала ни разу не публиковался в местных днепропетровских изданиях. Тем интереснее сравнить оба вокзала и найти отличия.
В целом очертания и решение фасадов вокзала совпадают с первоначальным проектом. Те же две башни, те же массивные портики на фасадах. Однако при детальном рассмотрении бросаются в глаза и существенные отличия.
Проект Душкина находится в московских архивах, и опубликован в сети. Наверху башен мы видим машины - это либо танки, либо паровозы, украшенные декором. Вероятно, их наличие мотивировалось как символы Победы. Но в реальности они установлены не были.
Башни главного фасада в проекте украшали два огромных обелиска, похожих на египетские, в две третьих высоты главного фасада. В реальности эти обелиски поставлены тоже не были.
Три портика на центральном фасаде решены более скромно, по сравнению с проектом. В частности, портик главного входа, запланированный сначала выдающимся из общего объема здания, был просто пристроен к главному фасаду.
Кардинально сократили и объем декора. Не были реализованы такие элементы, как картуш с венком, завершавший центральную часть фасада. (С 2003 г. на этом месте высится герб Украины – трезубец). Были запланированы огромные профили Ленина и Сталина по бокам центральной части главного фасада, но они также не появились, что очень странно в условиях идеологии того времени. Наконец, не были установлены барельефы над двумя боковыми портиками, статуи и многие другие «излишества».
Существенные изменения проекта в процессе строительства, тем не менее, не сказались кардинально на облике здания. Реальный вокзал сохранил монументальность, уравновешенность и обрел строгий величественный облик. В большой мере был утрачен только милитаристский подтекст в оформлении здания.
Кто мог предположить, что архитектура вокзалов, сделавшая знаменитым Алексея Душкина, станет причиной жизненных невзгод их творца? После смерти Сталина торжественный стиль его правления, известный как «сталинский ампир», подвергся гонениям. 4 ноября 1955 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», которое поставило точку в истории этого стиля и положило начало печально знаменитой безликости «хрущевок».
В постановлении нашлось отдельное место и вокзалам Душкина.
«Наибольшие излишества допущены в зданиях вокзалов, построенных по проектам архитектора Душкина. В запроектированных им вокзалах в гг. Днепропетровске, Симферополе и Сочи объем зданий завышен по сравнению с действующими нормами на 180-190 проц., а стоимость строительства увеличена в два-три раза».
Так архитектор Душкин попал в немилость. Середина 1950-х годов стала временем слома его блестящей архитектурной карьеры. Умер архитектор в 1977 году.
Однако история расставила все по местам. Душкин считается одним из самых известных советских архитекторов середины XX века. Его вокзалы в Сочи и Симферополе считаются лучшими вокзалами Советского Союза этого периода. Вокзал в Днепропетровске менее известен в архитектурной среде. Хотя нужно отметить, что проект вокзала в Днепропетровске был первым «вокзалом Душкина» по хронологии.
Здание вокзала, открытое в 1951 г., очень скоро стало центром архитектурного ансамбля Привокзальной площади. Город получил один из самых выразительных архитектурных ансамблей. Поднялись два угловых пятиэтажных жилых дома и семиэтажный жилой дом.
В 1966 г. Привокзальную площадь переименовали в площадь Ленинского комсомола. В 1976 г. площадь получила название «площадь имени Петровского». В 2016 году, в рамках переименований согласно закону о «декоммунизации», площадь получила новое название – Вокзальная.
Интересно, что Вокзальная площадь довольно молода. Она впервые зафиксирована на плане Екатеринослава 1885 года.
Двести лет назад площади не было – ее занимали корпуса суконной фабрики. Да, да, прямо посредине нынешней площади, по линии бывшего памятника Петровскому, располагался один из трех каменных корпусов фабрики, построенных в 1820-х годах. Следующий корпус занимал линию проспекта на месте жилого дома и управления железной дороги.
А третий корпус, построенный в 1825 году, сохранился до наших дней (проспект Яворницкого. 106). Недавно этот памятник архитектуры классицизма был реконструирован. Городской сайт подробно рассказывал об истории этого уникального здания.
Впервые привокзальная площадь была сформирована именно к 1884 году – дате открытия железнодорожного вокзала и моста. Площадь была меньше существующей сейчас, и в плане приближалась к квадрату.
На фотографиях и открытках до 1917 года хорошо видно, что центр площади был оформлен в виде благоустроенного сквера с фонтаном. Фонтан имел изящную форму: круглый бассейн, посередине – изящная композиция из мраморных чаш. По внешнему виду он напоминает фонтан на фотографиях Городского сада (ныне парк имени Лазаря Глобы) и сада Английского клуба (ныне застроен). Возможно, фонтан был выполнен в Италии. В любом случае, это был один из первых фонтанов города. Городской сайт подробно рассказывал об истории фонтанов.
После 1943 года было принято решение восстанавливать Привокзальную площадь одной из первых в городе. Это соответствовало общей градостроительной политике того времени – привокзальные площади во многих городах получали, во-первых, ансамблевую застройку, то есть четко сформированную по единому принципу, а во-вторых, здания выполнялись в едином стилевом решении «сталинского ампира», с величественными формами и помпезным декором.
Первые проекты восстановления Привокзальной площади появились уже в 1947-1948 годах. В рамках проекта восстановления центральной магистрали – проспекта Карла Маркса (ныне Яворницкого), было решено украсить площадь помпезными сооружениями с рядами колонн, и обелиском посредине.
Чуть позднее от этого проекта отказались. Архитекторы застраивали площадь, исходя из уже построенного здания вокзала (1951 год). В результате застройка площади получилась скромнее, однако стала более строгой и продуманной. Над проектами зданий на площади работали самые талантливые молодые архитекторы того времени – Дмитрий Щербаков, Иван Гаврилов, Иван Заиченко, Дмитрий Щербаков, Владимир Зуев и другие. Именно в коллективном сотрудничестве и «родилась» Привокзальная площадь.
Два огромных жилых пятиэтажных дома имеют единое стилевое решение. Они богато украшены декором «сталинского ампира»: колонны, звезды, растительные элементы. Дом, прилегающий к управлению железной дороги, имеет интересную скошенную форму фасада. Архитектор продумал эстетический, почти театральный момент – площадь постепенно раскрывается перед зрителями.
Напротив здания вокзала в 1956 г. построили семиэтажный жилой дом по проекту архитектора В.А. Зуева. Молодой архитектор этим проектом уже проявил себя как талантливый мастер. Центральная часть здания на уровне двух верхних этажей получила монументальное завершение в стиле «итальянского палаццо» - крупные колонны и портик, а над ним фигурное завершение с датой сооружения «1956».
Этот ранний дом Зуева считается одним из самых крупных сооружений «сталинского ампира» в нашем городе. Ну а сам архитектор сделал блестящую карьеру – проект гостиницы «Парус», гостиница «Днепропетровск», новое здание исторического музея с диорамой, новый корпус ДНУ по проспекту Гагарина, реконструкция Дома союзов и другие известные объекты.
Жилой дом, фланкирующий конец проспекта Яворницкого, на углу улицы Курчатова, имеет башнеобразное завершение. Мало кому известно, что в этом месте планировалась гораздо более масштабная башня со шпилем. Она должна была завершать всю панораму главного проспекта.
Поскольку площадь завершали в 1956-1958 годах, уже после известного постановления 1955 г. «об архитектурных излишествах», то от башни в результате отказались. А жаль – здесь она и смотрелась бы интересно, и «держала» бы окружающую панораму. Кстати, в Харькове и Запорожье подобные проекты были реализованы и смотрятся органично.
Башня на Привокзальной площади осталась нереализованной. Другой ее «собрат по несчастью» - это бывшее здание Министерства черной металлургии (площадь Героев Майдана). Здесь уже строившаяся башня в стиле сталинских «высоток» была разобрана, - по легенде, по велению Никиты Хрущева, лично посетившего город в 1962 году. В результате осталась завершенной только прямоугольная коробка здания, даже без колонн и декоративных элементов.
Долгое время площадь не имела своего градостроительного акцента. В 1976 году именно в центре площади было решено установить памятник Григорию Петровскому, в чью честь был назван город в 1926 году. Авторы памятника - скульптор К.И. Чеканев, архитектор В.Г. Сотников.
Открывали памятник с помпой – приурочили к празднованию 200-летнего юбилея города в мае 1976 года. Петровский был изображен стоящим за элементом станка. Это напоминало о его революционном прошлом, о том, что он начал работу на Брянском заводе в 15-летнем возрасте.
Памятник Петровскому был выполнен в стиле «социалистического реализма». Крупным недостатком памятника было то, что он был поставлен спиной к вокзалу. И гости города нередко принимали Петровского за Ленина.
После 1991 года памятник Петровскому, потерявший былое идеологическое значение, много лет продолжал стоять в центре площади. Лишь 29 января 2016 года памятник был разрушен активистами. Ноги металлического революционера подпилили, и статуя рухнула на выстланную гранитом площадку. При этом на голове Петровского осталась вмятина. Вскоре части статуи были убраны с площади, и, по слухам, до сих пор хранятся на одном из коммунальных предприятий.
- На мой взгляд, уместнее было бы цивилизованно демонтировать статую с площади с помощью крана, - считает Максим Кавун. - Она должна была бы стать одним из центральных элементов «Парка советского периода», где могли бы демонстрироваться скульптуры той эпохи, вместе с необходимыми информационными материалами. Напомню, что в Европе, в бывших странах «социалистического лагеря», такие парки были созданы и пользуются спросом туристов. К сожалению, у нас в городе пошли другим путем, и такой парк до сих пор не создан.
***
Железнодорожный вокзал, построенный по проекту выдающегося архитектора Алексея Душкина, уже семьдесят лет является украшением города. Здание, в котором каждый день перемещаются тысячи горожан и гостей, молчаливо скрывает перипетии своей истории.
Площадь перед зданием вокзала – единственный в своем роде архитектурный ансамбль 1950-х годов. Как видим, за привычным для всех фасадом здания железнодорожного вокзала скрываются многие исторические загадки, разгадка которых еще далека от завершения», - завершает Максим Кавун.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
1) платформы вровень с полом вагонов, чтобы пассажирам не карабкаться вверх-вниз с тяжелыми сумками,
2) навесы над платформами для защиты пассажиров от осадков. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1