Недавно Министерство образования и науки совместно с Пенсионным фондом начало работу над созданием системы мониторинга трудоустройства выпускников вузов и профтехов. Пока что сложно сказать, как будет функционировать эта система, ведь она находится только на стадии разработки.
Сайт "Сегодня" разобрался, зачем нужен такой мониторинг, кто будет заниматься его внедрением и как часто украинские выпускники работают не по специальности."Такая система позволит отслеживать успешность дальнейшего карьерного роста выпускников с привязкой к оконченному учебному заведению и анализировать перспективы университета или профтеха", – пояснила министр образования Лилия Гриневич, добавив, что на основе новых данных ведомство оценит качество учебы в вузах и усовершенствует свою политику касательно них.Министр добавила, что МОН не может создать такую систему самостоятельно, поскольку для этого необходимо интегрировать реестры, которые находятся у различных структур.
Поэтому нужно свести вместе Единую государственную электронную базу по вопросам образования и Реестр застрахованных лиц, который администрирует Пенсионный фонд.
"Наконец-то мы добились изменений в законодательстве. Теперь нужно, чтобы все это действительно начало внедряться. Чтобы на 2020 г. были заложены деньги на разработку ИТ-системы, а уже в 2021 г. это было сдано в эксплуатацию", – пояснил в комментарии "Сегодня" директор Аналитического центра CEDOS Егор Стадный.
К слову, наличие работы у бывших студентов уже давно проверяют в Польше, Литве, Венгрии, Австрии, Испании. А доступ к итогам проверки там имеют все граждане. На специальных порталах там размещают информацию о том, сколько человек и какой вуз окончили, что изучали, сколько выпускников нашли работу, кто из них предприниматель, а кто – наемный сотрудник, а также какова их средняя зарплата.
Директор Аналитического центра CEDOS Егор Стадный в комментарии "Сегодня" рассказал, что такая система покажет уровень занятости выпускников университетов, что будет определенным указателем на выбор вуза для последующих абитуриентов. Т. к. будет четко понятно, какие перспективы на рынке труда есть у выпускников того или иного университета, а сейчас такой информации попросту нет. К тому же, система поможет правильно и более эффективно распределять государственные деньги при формировании бюджетных мест.
"Там, где у нас есть бюджетная сфера, мы будем видеть, какой вход в профессию. Например, на сегодняшний день мы выпускаем из бакалавриата 6–7 тыс. учителей, кто-то поступает на магистратуру и потом оттуда выпускается, допустим, 5 тыс. учителей. Но мы не видим, куда они идут дальше. Кто из них входит в профессию, а кто – нет. Здесь появляется большой вопрос: возможно, нужно уменьшить все это в объеме? Может, выпускать не 5 тыс. учителей, потому что из них большинство не доходит к школам, возможно, нам нужно концентрировать финансирование, чтобы подготовка была более качественной, а зарплаты – выше", – поясняет Егор Стадный.Также сейчас усиливается кадровый дефицит, который нужно отслеживать и понимать, где находятся выпускники на рынке труда. Этот анализ позволит лучше концентрировать и направлять государственные средства на подготовку кадров для государственных сфер. Эксперт добавляет, что это поможет и работодателям, которые будут видеть, чем заняты нужные им специалисты.
К слову, опасаться за свои персональные данные не стоит.
"Речь не о том, чтобы показывать, где работает каждый человек, речь о глобальных категориях. Система не будет следить за каждым, она будет давать собранные данные, сведенные в крупные категории", – добавляет Стадный.Эксперт также пояснил, что система будет показывать не работу по специальности, т.к. это явление, которое себя изжило, а именно вход в профессию. А вот категория работы по специальности сейчас актуальна только для выпускников профтехов, там, где специальность точно соответствует профессии.
"У вас есть полтора года обучения на машиниста строительного крана, и, соответственно, профессия будет такой же. А вот если вы выпускаетесь со специальности "филология", "экономика", "менеджмент" – совсем не обязательно, что вы должны быть учителем в школе, может быть масса профессий. Главное, чтобы вы были там, где нужна квалификация именно высшего образования. Вот это сможет измерять система. Условно говоря – работаете ли вы там, где нужно высшее образование, либо же кассиром в супермаркете, фотографом, тестировщиком в ИТ-компании, где не нужно высшее образование", – отметил Стадный.
Правда, интересно то, что запросы работодателей кардинально отличаются. В экспертно-аналитическом центре кадрового портала hh.ua | grc рассказали "Сегодня", что наибольшим спросом в 2019 г. пользовались IT-специалисты (на них приходилось 15% всех размещенных в течение 2019 г. вакансий), специалисты по продажам (14%) и маркетингу (9%), производственный и административный персонал (по 6%).
"Такие различия между предпочтениями абитуриентов и фактическими потребностями работодателей являются предпосылкой дисбаланса спроса и предложения на рынке труда Украины. Однако тут стоит учитывать тот факт, что большое количество соискателей ищут работу не по специальности обучения. Так, согласно опросу, проведенному несколько лет назад среди пользователей портала hh.ua | grc, совсем в другой сфере работают 44% респондентов, еще 20% лишь частично связаны с полученной специальностью. Говоря о причинах такой ситуации и переквалификации, большинство респондентов заявляли о проблемах с поиском работы", – комментирует ситуацию Юлия Дрожжина, специалист экспертно-аналитического центра hh.ua | grc.Те 44% респондентов, которые работают совершенно в другой сфере, назвали главные причины такого решения:
"Кроме того, согласно опросу, среди тех, кто не работает по специальности, больше всего экспертов естественных и гуманитарных наук, педагогов. И если в первых двух случаях речь идет скорее о низкой востребованности специалистов на рынке, то в ситуации с работниками образования главной причиной обычно является низкий уровень зарплат", – поясняет Юлия Дрожжина.Согласно этому опросу, наибольший процент тех, кто не работает по специальности, оказался у выпускников, изучающих природные науки, – 52%, у людей с педагогическим образованием и гуманитарным эта цифра составляет 37%, у тех, кто изучал маркетинг, рекламу и медиакоммуникации, – 43%, а у инженеров и людей с техническим образованием – всего 32%.
Именно для того, чтобы урегулировать эти вопросы и понимать, куда идут работать выпускники вузов и профтехучилищ, нужна такая система мониторинга. Она позволит студентам делать более осознанный выбор, более целесообразно направит государственные деньги и поможет искать нужные кадры работодателям.
Автор: Анастасия Ищенко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |