|«« | «« | »» | »»| |
Об очередном происшествии нам сообщил Евгений Николаевич Лясковский – активный (несмотря на свои почтенные годы) общественник, который уже много лет бьется за восстановление памятника Красносельскому. Он считает его не просто легендарным архитектором, а личностью, которая во многом сформировала облик сегодняшнего Днепропетровска.
Вот лишь некоторые зданий в Днепропетровске, созданные по проектам Красносельского. ЦУМ и скандально снесенный «Детский мир». Дворец Ильича на проспекте Нигояна (Калинина) и гостиница «Астория». Анатомический корпус медакадемии возле Севастопольского парка и бывший тубдиспансер, а сейчас банк на Крутогорном спуске (Рогалева). Капитально реконструированные по его проектам старый корпус университета, театр Горького и здание нынешнего облсовета. Аптека Прицкера, дома с уникальным дизайном по ул.Мечникова, 3, Фабра (Серова), 13, Старокозацкой (Комсомольской), 12-а и еще десятки строений на проспекте Пушкина, Соборной площади, улицах Ефремова (Ворошилова), Гоголя. Для нашего города Красносельский создал более 50 зданий. А ведь его творения живут еще и в Риге, Тарту, Ялте, Алупке, Бельцах – всего по его проектам создано более 200 зданий...
Обнаружив это, Евгений Лясковский сразу же обратился в полицию. На его сигнал отреагировали, полицейские записали показания. Но в том, что злоумышленников удастся поймать, общественный активист очень сомневается.
- Детали этого памятника воровали не раз, но никогда никого не поймали за это, - сокрушается Евгений Николаевич. – Кража барельефа огорчительна вдвойне, потому что в прошлом году архитектором Евгением Амосовым, автором памятника Красносельскому, был разработан проект его восстановления. Но средств на реализацию этого проекта как не было, так и нет. И вместо восстановления происходит дальнейшее разрушение…
Приняв революцию, в 1919 году стал главным архитектором города, с 1922 года семь лет был губернским и окружным архитектором, а год спустя возглавил главную проектную организацию города «Днепропроект». Александр Красносельский был не просто мудрым руководителем зодчих – он был, что не всегда присуще управленцам этой сферы, фонтанирующим идеями архитектором-практиком. Именно его вклад в развитие нашего города в предвоенную эпоху – колоссальный, если не определяющий.
В своих записях он оставил очень наглядную для понимания его характера мысль: «Мои стремления сводятся к честному выполнению долга перед Родиной, к ревностной заботе о том, чтобы мои осуществленные в натуре проекты будили в народе добрые мысли, радость и ощущение приблизительно такого чувства, какое испытываешь, глядя на бодрую растущую молодость, или вдыхая воздух, или слушая любимую музыку в исполнении оркестра под руководством хорошего дирижера».
Как это нередко бывает с по-настоящему творчески активными людьми, Александр Леонтьевич был очень разносторонним человеком, талантливым во многих сферах жизни. Писал стихи и часто публиковался в прессе, а свои творения обобщил в книге. Владел несколькими иностранными языками. Замечательно писал маслом. Виртуозно играл на фортепиано, сочинял музыкальные произведения для духового оркестра. Увлекался историей, литературой. Был страстным коллекционером антиквариата, собирая редкие книги и редкие изделия знаменитых фарфоровых заводов.
Тяжело болея в последние годы своей жизни, он поручил своей жене: «Когда меня не станет, все ценное передай академии и городу – все должно достаться людям». Его жена Фаина Александровна в точности исполнила завещание мужа. Когда его 19 марта 1944 года не стало, ценная библиотека была передана в Украинскую академию архитектуры, а уникальное собрание фарфоровых изделий – в Днепропетровский исторический музей.
Похоронен был Красносельский на бывшем городском кладбище – в той его части, которая сейчас носит название «Парк 40-летия освобождения Днепропетровска». К 100-летию со дня его рождения благодарные горожане на доме по ул. Короленко, 14, в котором он проживал, установили мемориальную доску, а на самой могиле – гранитный памятник: колонну с портретом архитектора, обвитую бронзовой лентой и увенчанную оригинальным надвершием (архитектор Е.В.Амосов, скульптор В.И.Музыко).
В областном управлении полиции подтвердили, что данное происшествие внесено в единый реестр досудебного расследования, принимаются меры по поиску злоумышленников и украденного барельефа, проводится проверка пунктов по приему металлолома. Я очень сомневаюсь, что украденный барельеф найдут. И не верю, что эпидемия такого воровства прекратится, пока в нашем городе будет продолжать работать множество легальных и тайных пунктов по приему металла.
А ситуация с памятником Красносельскому – отличный повод для новой власти доказать, что она умеет памятники не только разрушать, но и восстанавливать. По крайней мере, на Набережной опыт восстановления украденного уже имеется.
Автор: Владимир Городченко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Автор ты хоть историю города учил? Памятник Красносельскому стоит на его могиле. А вокруг - разорённое краснопузыми кладбище! И такое оно в городе не одно, если ты не в курсе! Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1