Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
сб, 23 ноября 2024
06:52

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Деньги в бюджет, или Особенности национального налогообложения

Деньги в бюджет, или Особенности национального налогообложения
В новом году наполнение госбюджетного котелка напрямую связано с целой серией изменений в налоговом законодательстве. А это значит, что налогоплательщиков еще «порадуют» очередными подзаконными актами Кабмина и мночисленными разъяснениями налоговых органов, пишет Inpress.ua.

Акциз для грузовиков

В начале января вступил в силу закон №713–VII, касающийся ставок отдельных налогов и налоговых льгот. Согласно изменениям в Налоговом кодексе (НК) к объектам налогообложения также относятся операции, связанные с переоборудованием ввезенного в Украину транспортного средства в подакцизный легковой автомобиль. Для тех лиц, которые занимаются этим переоборудованием, вводится налоговое обязательство (речь идет об обязанности уплатить акцизный автоналог). Чем вызваны эти «ноу-хау»?

Как выяснил Inpress.ua, до сих пор предприимчивые граждане ввозили фургоны по коду 8704, оформляя их в качестве грузового транспорта. А в самой Украине в эти автомобили монтировали сиденья и регистрировали в ГАИ как легковушки (по коду 8703). Затраты окупались с лихвой.

Ведь на переоборудование грузовика нужно было потратить всего лишь около 1 тыс. долл., сэкономив при этом примерно 3 тыс. долл.: «новоиспеченная» легковушка обходилась в 10-12 тыс. долл. вместо 15 тыс. Такая схема позволяла уклониться от уплаты акцизного налога, который при ввозе грузовиков не взымали (тогда как за ввоз легкового авто нужно платить до 4000 евро). Однако в 2014 году сия «лавочка закрылась».

С подачи нардепа Виталия Хомутынника (автора закона №713-VII) в Налоговый кодекс внесли такое понятие как «дата возникновения налоговых обязательств при осуществлении переоборудования неподакцизного транспортного средства в подакцизный легковой автомобиль». Этой датой является дата выдачи документа о соответствии переоборудованного автомобиля требованиям безопасности дорожного движения.

В данном случае акцизный налог уплачивается владельцем транспортного средства не позднее даты подачи документов в орган внутренних дел для регистрации или перерегистрации. При обращении в МВД плательщики акцизного налога обязаны предъявить квитанции или платежные поручения об уплате налога (с отметкой банка о дате выполнения платежного поручения). Если раньше датой возникновения налогового обязательства был момент ввоза машины на территорию, то теперь – регистрация в ГАИ (если неподакцизное авто пытаются зарегистрировать как подакцизное).

Таким образом, новый закон «прикрывает» бизнес перегонщиков, которые привозили в Украину грузовики (типа Mercedes-Benz Vito, VW Transporter, Peugeot Partner, VW Caddy и т.д.), а потом врезали окна, ставили сиденья, приукрашивали салон и перепродавали их с наценкой. По подсчетам Миндоходов, введение такого налога обеспечит госбюджет суммой 300 млн грн ежегодно.


Пивной акциз

В «лошадином» году акциз на пиво повысили на 35% (до 1,17 грн/л). Это значит, что стоимость одного литра пива может увеличиться более, чем на одну гривну.

К примеру, в 2013 году увеличение акцизного налога всего лишь на 9 копеек привело к подорожанию одного из самых продаваемых пивных брендов на 42 коп. за пол-литра и, естественно, к сокращению производства.

На спиртные напитки, полученные путем перегонки выжимок винограда, применяются следующие ставки акцизного налога: 32 грн/л 100-процентного спирта (с 1 января по 31 марта 2014 г.), 56,42 грн – с 1 апреля до 31 декабря 2014 года. По прогнозам автора закона о том, что введения норм законопроекта ожидаются дополнительные бюджетные поступления в сумме около 35 млрд гривен. Вместе с тем, в пояснительной записке (приложенной к проекту закона) нет ни расчетов относительно возможного влияния внесенной инициативы на показатели госбюджета, ни анализа оценки изменения состояния рынков соответствующей продукции. Заметим также, что в сопроводительных документах не приведено четких аргументов о необходимости повышения ставок акцизного сбора именно в предложенных размерах.

Кроме того, главное научно-экспертное управление Верховной Рады отмечает, что регулирование отношений в сфере ценообразования должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями основных актов законодательства в этой сфере.

В соответствии с Законом «О ценах и ценообразовании» государственная ценовая политика направлена на обеспечение расширения сферы применения свободных цен. А в Хозяйственном кодексе говорится, что свободные цены устанавливаются субъектами хозяйствования самостоятельно (по согласию сторон на все товары). Что же касается госрегулирования, то оно применяется для товаров, имеющих существенную социальную значимость, а также для субъектав, занимающих монопольное (доминирующее) положение на рынке. Кроме того, следует заметить, что лишение предприятия возможности свободно определять отпускную цену на свою продукцию нарушает один из основополагающих принципов предпринимательской деятельности, закрепленный в статье 44 Хозкодекса (предпринимательство осуществляется на основе самостоятельного установления цен на продукцию).


Нарушение принципа стабильности

Согласно государственной программе активизации развития экономики на 2013-2014 годы (утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины №187 от 27 февраля 2013 г.), должно быть уменьшение налоговой нагрузки на отечественный бизнес, укрепление его позиций в международной конкурентной борьбе за счет уменьшения доли налогов в расходах предприятий и сокращения затрат времени плательщиков на начисление и уплату налогов.

Однако эту правительственную программу в парламенте пока реализовать не могут. Главная причина – нарушение принципа стабильности налогового законодательства (закрепленного в статье 4 Налогового кодекса): изменения налогов и сборов могут вноситься не позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки.

Налоги, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение одного (бюджетного) года. Ведь согласно требованиям Бюджетного кодекса, законодательные изменения, которые влияют на показатели госбюджета (уменьшают поступления или увеличивают расходы), принимаются после 15 июля года, предшествующего плановому.

Эти изменения необходимо вводить в действие не раньше нового бюджетного периода, следующего за плановым. Соблюдение такого принципа позволяет субъектам хозяйствования планировать свою деятельность как на следующий бюджетный период, так и на перспективу (что положительно сказывается на их финансовой деятельности).

К чему приводит невыполнение указанных требований? Во-первых, это дестабилизирует работу большинства субъектов хозяйствования, поскольку увеличение ставок налогов и сборов или изменение порядка их взимания заставляет их пересматривать свои производственные и финансовые планы, условия договоров с поставщиками и потребителями (которые становятся невыгодными и приводят к разрыву таких соглашений).

Во-вторых, постоянное изменение ставок налогов и сборов (порядка их начисления) негативно сказывается на инвестиционном имидже страны и, соответственно, сдерживает их поступления в Украину.

В-третьих, увеличение налоговой нагрузки на отечественный бизнес приводит к росту цен на товары и услуги, что вызывает новое социальное недовольство (которое и так сегодня находится на критической грани).


Как показывает анализ, отсутствие надлежащего финансово-экономического обоснования законодательных предложений не позволяет должным образом оценить их целесообразность и при этом зачастую приводит к неэффективности действующих норм, регулирующих соответствующие общественные отношения. Судя по всему, при разработке новых законопроектов народным избранникам следует руководствоваться требованиями раздела XIX Налогового кодекса: главным субъектом законодательной инициативы, который уполномочен вносить ежегодно до 1 июня в парламент свои изменения относительно ставок налогообложения (в том числе ставок акцизного налога) является Кабинет Министров, призванный учитывать индексы потребительских цен, а также индексы цен производителей промышленной продукции.

Кроме того, необходимо придерживаться статьи 116 Конституции, согласно которой проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики относится к полномочиям Кабмина (было бы логичным для принятия взвешенного решения получить соответствующее экспертное заключение правительства).

Gorod.dp.ua на Facebook.


Н-й  (04.02.14 00:27): Вышлите этот опус письмом в Австрию для беженца,узника совести и преследования по сексуальной ориентации-АЗИРОВА!Нас спасал от геев и сам пошел своим "тылом" на их "доты"...Не стареют ветераны "тылового фронта"! Ответить | С цитатой
правда  (03.02.14 15:32): Как уже надоело... увеличили уже всё до таких высот, что люди волей-неволей воровать научились. Это же вы нас научили... а что делать, з/п малюсенькие , а налоги и подналоги растут и модернизируются с каждым днем... Будем и дальше потихоньку искать лазейки... Ответить | С цитатой
Предприниматель  (03.02.14 14:26): Конечно, они воруют миллиардами, а мы выворачивай карманы Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
45
стихійних сміттєзвалищ ліквідували у Дніпрі за 2022 рік

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте