|«« | «« | »» | »»| |
Что уж тут за повод для радости, справедливо заметит горожанин, - дожили до ночлежек, и как их нынче не называй - домами «ночного пребывания милосердия» или приютами для бездомных - суть печальна донельзя. Имеется учреждение - значит, приходится признавать родимые пятна на теле нынешнего капитализма.
Бог с ними, с ленточками, но появление в Днепродзержинске Центра комплексного обслуживания бездомных лиц - второго в области по масштабам социального сопровождения и набору услуг - явление, заслуживающее особого отношения. В душевном плане мы в большинстве своем живем экономно - хватает собственных проблем, а копилку эмоций бескорыстного добра и незамутненной совести вполне можно пополнить кормлением птичек или бесприютных собачек.
С бомжами сложнее, их присутствие рядом по меньшей мере раздражает - неприкрытым несчастьем, неустроенностью за гранью жизни, навязчивой демонстрацией дна. Типичный взгляд на явление бездомности в обществе остается агрессивным - сами они кузнецы своего лиха, сами пусть выкручиваются, а не роются в помойках, не воруют, не разносят инфекции. И можно жалостливо посокрушаться по поводу «неправильного общественного устройства, которое приводит людей к…» Можно, как жители окрестных домов вокруг Беломорской, сильно обеспокоиться о неудобном с ночлежкой соседстве (эпидокружении) и установить во дворах многоквартирных домов по две собачьих будки. Но вот приходит к социальным работникам то самое бездомное лицо и вместо «здрасте» говорит простуженно: «Дайте, пожалуйста, не умереть». Ваши действия? Город открыл центр помощи беззащитным, брошенным взрослым.
Помогаем тем, кого можно вернуть к нормальной жизни
- К нам не обращаются люди в острой стадии бездомности, - говорит директор Центра Игорь Сай. - Эта категория характеризует бомжей, безнадежно утративших социальные ориентиры. К примеру, в районе Тритузной у баз по приему вторсырья сосредоточена одна из довольно больших групп бездомных, которые собирают картон, стекло, алюминиевые банки и в день зарабатывают не меньше 50 гривен. Мы поначалу пытались заняться их социализацией, но если человек не желает помощи.
Приметили соцработники у баз вторсырья энергичного такого дедулю. Со всеми вежлив, ссоры пресекает мудрыми житейскими притчами. Жалко было смотреть, как сам дедуля превращается во вторсырье - убедили посетить Центр (именно посетить - у бездомных собственная гордость). Помыли, побрили, постригли, переодели, дали посмотреть кино по телеку, взять книгу из библиотеки Центра. А наутро старик, оказавшийся по прошествии 12 часов человеческой жизни крепким мужичком до 50-и, признался честно: спасибо, но не могу тут, свободы не хватает - у меня пожизненное заключение на «свободе». Это и есть острая стадия бездомности, для ее обретения, по словам психологов, хватает года жизни на улице. У таких бомжей своя иерархия, свои элитные места обитания (крупные узлы теплосетей или теплые подвалы), свои мусорные контейнеры и даже свой фольклор - «Жил-был великий писатель Лев Николаич Толстой, не ел он ни рыбы, ни мяса, ходил по деревне босой».
Центр комплексного обслуживания бездомных помогает людям, которым можно вернуть нормальную жизнь. Зачастую для этого нужно восстановить документы, оформить пенсию, направить на лечение, реабилитировать психологически. Бездомность, с которой работают в Центре, бывает двух категорий - юридическая и фактическая. Барьеры юридической преодолеть легче - требуется зарегистрировать (прописать) трудовых мигрантов, семью, оказавшуюся в силу обстоятельств на съемной квартире или у родственников. Часто сироты после интернатов, училищ в складчину снимают жилье, но без прописки устроиться на работу, получить банковскую зарплатную карточку, зарегистрироваться в поликлинике - проблема. Центр берет на учет юридическую бездомность (здесь помощь важна и крайне необходима - все по поговорке «от сумы и от тюрьмы не зарекайся» - житейские неурядицы непредсказуемы), регистрируя бездомных по своему адресу: Беломорская, 2.
Пример фактической бездомности - жизнь и судьба 29-летнего Семена. Мать оставила его в роддоме, забрала мальчика двоюродная бабушка, которая через несколько лет умерла. Подросток скитался по приютам, бродяжничал, пока в итоге не попал к киевскому предпринимателю - хозяину частного зверинца, где устроился кормить животных. Добрый, наивный малый заслужил карьерного роста - предложили стать дежурным на КПП. И только тут выяснилось, что документов у парня не было и нет. Столичный бизнесмен дал Семену денег на дорогу и отправил в Днепродзержинск. На днях Семену вручили свидетельство о рождении и паспорт. «Это значит, я, наконец, родился?» - искренне обрадовался парень. «Значит, родился», - сказали в Центре.
Бездомные, как правило, порядочные, добрые люди
По словам Игоря Сая, наши фактические бездомные, как правило, порядочные, добрые люди, но в силу искаженного жизненного опыта наивны, как дети. Многие не способны разобраться в элементарных инструкциях, даже проезд в транспорте вызывает проблемы. Что уж говорить о хождениях по инстанциям при восстановлении документов, медосмотрах, открытии банковских карточек... Поэтому полное социальное сопровождение приобретает буквальный смысл - сопровождение за руку. Был случай, когда прожженная чиновница фыркнула такому «новорожденному» Семену: «Тут нормальные люди часами выстаивают и годами ходят, а ты лезешь со своей справкой».
Ряды фактических бездомных - пациентов Центра - пополняют изгнанные женами пьяницы: «Ну, вот вернулась совесть, все понял, помогите»; часто встречаются жертвы квартирного мошенничества со стороны родных и чужих. Треть состава Центра - освободившиеся из мест заключения. Для них открыто специальное отделение адаптации, ведь какие бы лекции ни читали в зонах перед выходом на волю, на деле пока это выход в никуда: безнадега, безработица, бездомность, беспробудность.
В женской палате Центра во время экскурсии по зданию, которую организовал И. Сай, застали мы двух дам. На тумбочки, на кровати пристраивали женщины плюшевых зайцев, собачек. «Это зачем?» - «А для домашнего уюта, детство напоминает». Помахали игрушкам на прощанье и ушли - график работы Центра с 20 до 7 утра, и днем бездомные пытаются подрабатывать (сейчас 10 из 30 пациентов Центра даже на обед не успевают - заняты на работе).
За расчетный срок их пребывания в Центре - 6 месяцев - статус бездомных уходит в прошлое: люди получают регистрацию, что дает им право на жизнь, пенсию, возможность обрести жилье (подбором помещений в общежитиях занимается Заводской райисполком). Один из «выпускников» Центра недавно получил первую (в 70 лет) пенсию и путевку в дом-интернат для инвалидов; успел отписать, что устроен хорошо.
СуперУдача и помощь неравнодушных
- Наш Центр работает меньше года, но уже накопил приличную аналитическую базу (Игорь Сай готовит аналитические записки в профильный комитет ВР - для исправления законодательных перекосов, в научно-исследовательские институты - проблема острой формы бездомности его продолжает беспокоить при всей неискоренимости). По мере накопления опыта острее и яснее проявляются нужды Центра: необходима машина для перевозки пациентов на медконсультации или решения юридических проблем, армейская палатка, дезкамера. Основные статьи расходов финансируются из бюджета, - говорит Игорь Сай, - но уже появляются у нас первые спонсоры: особая благодарность за краску для ремонта предприятию ЗИП - С. Науменко и О. Захорольскому. Ряд религиозных общин помогает Центру в психологической и духовной реабилитации бездомных, организует иногда и бесплатные услуги фотоателье (для снимков на документы). Знаете, мы все-таки делаем хорошее дело. Я не отношу себя к людям глубоко религиозным, но вижу, что часто решать самые трудные проблемы помогает какая-то сверхУдача.
Дальше Игорь Сай рассказывал о том, как благодаря «суперУдаче» решилась задача с мебелью, прачечной, как простые горожане вдруг без всякого призыва принесли книги для библиотеки Центра. Даже обогреватель (тепловентилятор) Игорю удалось купить по акции с неожиданно приличной скидкой. (Как-то в морозы этой зимы утром Игорю домой позвонил дежурный Центра и сообщил о сбоях с отоплением. Директор схватил «домашнюю заначку», помчался в магазин за обогревателем, а там - та самая приличная скидка - такая на самом деле была история о суперУдаче.)
Постельное белье Центр заказал в Днепродзержинской женской зоне - изготовили в срок и качественно. Заметьте, это впервые - на базе практики Центра проявилась, наконец, успешность внутригородской кооперации - зона была обеспечена заказом и работой, бездомные - уютом и чистотой. Отверженные - отверженным, пусть так.
Боюсь перехвалить молодого директора Центра Игоря Сая - кризис-менеджера, поднимающего сложнейшее социальное учреждение. Он со знанием дела рассуждает о френдрейзинговых средствах, перспективах расширения услуг по социальной защите, о врачебной стороне социальной работы (в свое время работал фельдшером на «скорой помощи» и людского горя повидал сполна). Дай Бог не сглазить, но работу Центра молодой директор налаживает с умом и с толком, переписывается с коллегами, изучает зарубежный опыт, планирует реальные вещи: «А вот тут у нас будет… а для хорошего питания сделаем мы так…»
Оставил визитку с электронным адресом super.ckobo2012. Так и сяк расшифровывала эти скрижали, пока не сообразила: "суперцентр комплексного обслуговування бездомних осіб". Ясное дело, супер, если речь идет о краешке небес обетованных на земле.
Автор: Ирина Уварова
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |