Против измены и бунта
Ясно, что потребность в спецслужбах появляется с развитием государственности, консолидацией власти. Следовательно, истоки тайных охранных организаций логично искать в страшных временах царствования Ивана Грозного, по соседству с которым мы обнаруживаем зловещую фигуру предводителя опричнины Малюты Скуратова, перед которым так дрожали участники боярской «оппозиции».
Однако формально рождение тайной полиции связывают с учреждением в 1650-м году при царе Алексее Михайловиче Приказа тайных дел, контролировавшего деятельность других приказов и рассматривавшего политические дела. В частности этот орган принимал активное участие в розыске сподвижников руководителя крестьянского восстания Степана Разина.
В 1676 г. был образован Преображенский приказ для ведения следствия по политическим преступлениям (измене, «бунту» и «непристойным речам против царя и членов его семьи»). Он также ведал охраной Кремля.
В 1718 г. Петр I учреждает Тайную канцелярию для ведения дел «о злом умысле против царской персоны»; «о возмущении или бунте» и «о похищении казны». С 1723 г. надзор за правительственным аппаратом и расследование государственных преступлений возлагается на Сенат, работающий в тесном контакте с Верховным тайным советом.
В 1731 г. учреждается Тайная розыскных дел канцелярия (впоследствии Тайная экспедиция Сената). Именно она расследует дела о восстании Емельяна Пугачева и дело Радищева. В 1762 г. отделяется от Сената и достигает особенного влияния в кратковременное царствование Павла I.
Против скопищ и собраний
XIX век приносит новые веяния. 2 апреля 1801 г. Александр I отменяет Тайную канцелярию и вверяет политические дела МИД, разделенному на 4 экспедиции, одна из которых (2-я) занимается делами «благочиния».
В 1805 г. организуется Комитет для совещания по делам в составе МИД, военных и юстиции. На него возлагается задача «получать немедленно и исправно» сведения «о подозрительных людях, скопищах и собраниях», «о приезжающих из-за границы, или изнутри государства таких же подозрительных людях» и «пресекать и открывать виновных», «стараясь при этом избирать удобнейшие пути к отдалению от граждан всякой неприязненной и тревожной мысли».
25 июня 1810 г. создается Министерство полиции, которому вверяются дела «внутренней безопасности. А Оберканцелярии — «дела благочиния», «дела цензурные» и «дела особенные». В категорию последних попадают, в частности, дела против масонства и различных религиозных сект и шпионаж, в особенности во время наполеоновского вторжения. Кроме того, на Украине работает «миссия тайного надзора за состоянием умов края» под руководством графа Ивана де Витта.
Вскоре после восстания декабристов, в начале 1826 г. года проводится реорганизация тайной полиции по проекту генерал-адъютанта Александра Бенкендорфа. Учреждается Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. С этого момента политическая полиция жестко подчиняется царю, а с 1827 г. отделению передается в подчинение вооруженный Корпус жандармов, имеющий 5 округов, каждый из которых охватывал от 1 до 13 губерний. В 1836 г. число округов достигает восьми, а численность корпуса к 1850 г. составляет 5797 человек. В функции Третьего отделения, разделенного на 5 экспедиций, входят, кроме прочего, контроль за распределением продовольствия, а в период с 1842 по 1865, цензура драматических произведений и прессы. После первого покушения на Александра II (4 апреля 1866 г.) бюджет Третьего отделения увеличивается, а его штат составляет 40—45 человек.
Рождение и смерть «охранки»
К 1880 г. относится следующая крупная реорганизация тайной полиции. Министр иностранных дел становится также шефом жандармов, а вместо Третьего отделения организуется Департамент полиции (ДП), объединяющий общую и политическую полицию.
В Украине Корпус жандармов в конце XIX века был представлен девятью Губернскими управлениями (ГЖУ) и городским управлением Одессы. ДП был тесно связан с ГЖУ. Он также имел зарубежные отделения (в Париже, Лондоне, Берлине, Женеве) для надзора за русскими подданными и эмиграцией.
В 1898 г. в рамках ДП организовывается Особый отдел, ставший ведущим органом внутренней разведки. Здесь ведутся картотеки революционеров, собираются образцы нелегальных изданий, оружия террористов.
В 1902 г. новый министр иностранных дел Вячеслав Плеве возлагает производство дознаний по политическим делам на ГЖУ, а для организации политического розыска создаются следственные отделения. Чуть позже они были переименованы в отделения по охране общественной безопасности и порядка — «охранки». В Украине они существовали в Харькове, Киеве, Одессе, Екатеринославе, Симферополе, Полтаве, Житомире, Николаеве. «Охранки» выполняли две функции: вели расследование государственных преступлений и отслеживали политическую благонадежность граждан. В строевом отношении они подчинялись ГЖУ.
В 1906 г. Особый отдел расчленен на 2 подразделения. Первое ведало сыском в политических партиях, второе — массовым движением среди общественности. В 1913 г большинство охранных отделений, в частности екатеринославское, было ликвидировано и подчинено ГЖУ, а Февральская революция 1917 г. уничтожила и сам ДП и штаб Отдельного Корпуса жандармов.
Жандармов набирали по протекции
Штабы ГЖУ были невелики. Так, в центральном аппарате Екатеринославкого ГЖУ в 1879 г., состояли начальник, адъютант и два писаря. Кроме того, на Екатеринославский уезд приходилось 7 унтер-офицеров, на Ростовский — помощник и 5 унтер-офицеров, на Таганрогское градоначальство — помощник и 6 унтер-офицеров, на Бахмутский уезд — помощник и 10 унтер-офицеров. Всего 34—38 человек.
Кто же были эти люди, вместе с городской полицией заслужившие в народе нелестное прозвище держиморд? Оказывается, требования к кандидату на должность офицера Корпуса жандармов, а впоследствии охранных отделений были чрезвычайно высоки. Это:
Офицеры «охранки» периодически вызывались в Департамент полиции и подвергались «проверочному испытанию». Впрочем, говорят, что и всего этого оказывалось отнюдь недостаточно. Стать жандармским офицером без протекции было практически невозможно.
До 90% служащих были с высшим образованием и в большинстве с практическим судебным стажем. Все, что было нового в подпольной прессе, на русском и зарубежном книжном рынке из области специальных вопросов, выписывалось, переводилось, читалось, рассылалось в форме ежемесячников розыскным офицерам.
О нравственных же качествах сотрудников «охранки» говорит хотя бы тот факт, что практически никто из них не переметнулся на сторону революции.
Автор: Игорь Гусаров
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Это верно, никто из них не перешел на сторону трудового народа, отстаивавшего свое законное жизненное право на лучшую жизнь, демократию и свободу в государстве нового типа - СССР. Видно пожалели большевики этих самых жандармов, даже на 1 % не уничтожили от того моря крови, которую в Гражданскую пролили эти самые держиморды. Ответить | С цитатой