|«« | «« | 1 · 2 · 3 · 4 · 5 | »» | »»| |
В этом году исполняется 150 лет со дня рождения Георгия Ивановича Панафутина – выдающегося Зодчего, очень много сделавшего для формирования архитектурного облика нашего города.
Глядя на здания, формирующие облик Днепра, мы очень редко вспоминаем об архитекторах, создавших проекты этих шедевров. Днепр, Днепропетровск, Екатеринослав всегда славились своей архитектурной школой. Но многих ли представителей этой школы мы можем сразу, не листая исторических справочников, вспомнить? Разве что уже покойного Александра Дольника – как представителя современной школы. Павла Ниринберга – из послевоенного времени. Александра Красносельского – первой половины двадцатого века…
Георгий Иванович Панафутин – из тех выдающихся архитекторов, которые в свое время формировали облик Екатеринослава, шедеврами которых мы любуемся и поныне. Но его имя оказалось незаслуженно забытым. Вспомнить об этой личности нам поможет давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Д.И.Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
«Город на Днепре всегда славился высоким уровнем архитектурной школы, - рассказывает Максим Кавун. - Хорошо известно, что за последние два столетия здесь жили и творили многие замечательные архитекторы. В этом году исполняется 150 лет со дня рождения выдающегося зодчего Георгия Ивановича Панафутина. Фамилия его мало известна, но «его» объекты хорошо знакомы большинству горожан.
От вокзалов до музеев – таким был диапазон архитектурного мастерства Георгия Панафутина. Этот талантливый зодчий начала XX века успел поработать во многих городах, - в частности, в Санкт-Петербурге и Бердянске. Но в полной мере талант архитектора раскрылся именно в Екатеринославе. Глядя на его утонченные, импозантные сооружения – исторический музей в «новогреческом стиле» или модерновую больницу «Красного Креста», - трудно представить, что Георгий Панафутин по основной специальности был железнодорожным инженером-строителем.
Георгий Иванович Панафутин родился в 1866 г. в городе Самаре. Точная дата его рождения нам неизвестна. Окончил Самарское реальное училище в 1886 г., а затем в 1893 г. - Санкт-Петербургский Институт гражданских инженеров. Это было ведущее высшее учебное заведение Российской империи по архитектурно-инженерным специальностям.
Основным профилем деятельности Г.И. Панафутина стало все-таки железнодорожное строительство. Пять лет он проработал в Санкт-Петербурге (на Николаевской железной дороге), и затем в городе Бердянске. Талантливый инженер довольно быстро обнаружил в себе способности незаурядного архитектора.
Большой вклад Г.И. Панафутин внес в формирование архитектурного облика города Бердянска. В 1896 году была построена железнодорожная ветка Чаплино – Пологи – Бердянск. В том же 1896 году инженер-архитектор Г.И. Панафутин был назначен управлением Екатерининской железной дороги на должность начальника Бердянской строительной дистанции. Здесь он за неполные три года осуществил проектирование и строительство железнодорожного полотна со всеми вспомогательными сооружениями от станции Бердянск до станций Трояны и Бердянский порт. Панафутин построил целый ряд железнодорожных сооружений в Бердянске. Это вокзал, паровозное депо, жилые дома железнодорожников, складские сооружения и другие объекты.
Вокзал железнодорожной станции Бердянск был построен в 1898 году. Для своего назначения это довольно необычная постройка. Здание построено в любимом архитектором стиле неоклассицизма, имеет очень торжественный вид. В композиции здания доминирует центральный объем, выделенный двумя ризалитами (выдающимися частями). Фасад вокзала украшают выразительные фронтоны в стиле древнегреческого зодчества и башнеобразные завершения.
Интересно отметить, что вокзал станции Бердянск стал для Г.И. Панафутина своеобразной моделью, которая будет повторена им в архитектуре еще нескольких сооружений. Через несколько лет появился аналогичный по композиции вокзал железнодорожной станции Пятихатки (только меньший по объему). Позднее эта же композиция будет повторена автором в здании Музея имени Поля в Екатеринославе (ныне старый корпус исторического музея им. Д.И. Яворницкого), только за исключением башнеподобных завершений и с добавлением колонн в центре.
Работы в Бердянске дали мощный старт карьере инженера-архитектора. В 1898 году Г.И. Панафутин приехал в Екатеринослав. Здесь он сначала также работал по профильной специальности – служил в Управлении Екатерининской (ныне Приднепровской) железной дороги. Создал проекты вокзала на станции Пятихатки, двух сооружений вагонных мастерских на станции Нижнеднепровск.
Начиная с 1901 года, Г.И. Панафутин преподавал на постоянной основе в Екатеринославском высшем горном училище (затем институт, ныне Национальный горный университет). До самой смерти он читал здесь курс архитектуры и строительного искусства. В справочном календаре «Весь Екатеринослав» на 1913 и 1915 годы среди списка штатных преподавателей Горного института указан курс «Строительного искусства, гражданский инженер коллежский асессор Георгий Иванович Панафутин, Полевая ул., собственный дом». Между прочим, чин коллежского асессора, один из низших в служебной иерархии, свидетельствует лишний раз об отсутствии у архитектора честолюбивых карьерных устремлений.
Г.И. Панафутин удачно совмещал работу в строительном отделе Екатеринославского губернского правления с частными заказами. В строительном отделе, в частности, он выполнил многочисленные проекты и расчеты фабрично-заводских сооружений в Екатеринославской губернии: железобетонные сооружения, металлические фермы и опоры, расчеты устойчивости заводских труб и другие.
Дебютировал Панафутин в Екатеринославе несколько необычно. Известный в будущем местный архитектор начал карьеру с... памятника. Первое «его» сооружение в городе – это памятник А. С. Пушкину, открытый 14 (27) октября 1901 года на перекрестке проспекта Пушкина и улицы Короткой (Чичерина, ныне Надежды Алексеенко).
Собственно говоря, автором бронзового бюста поэта был известный скульптор И.Я. Гинцбург. Панафутин исполнил «только» проект постамента. Но справился с задачей так удачно, что постамент стал не просто подножием памятника. Скорее наоборот – бюст стал завершением сложной архитектурной композиции. На постаменте – посвящение и дата установки памятника «Пушкину. 1901». Постамент украшают два сложных фронтона в неогреческом стиле – излюбленный мотив творчества Панафутина, своеобразный творческий маркер зодчего. Эти фронтоны можно увидеть также на здании вокзала станции Пятихатки.
Самое известное здание, спроектированное Г.И. Панафутиним – «Областной музей имени Поля» (ныне Днепропетровский национальный исторический музей имени Яворницкого). Проект здания был утвержден осенью 1902 года, строительство же заняло два года: началось весной-летом 1903 г. и завершилось в августе 1905 г. Курировал строительство Г.И. Панафутин совместно с инженером И.К. Сандецким.
Здание музея имеет сравнительно небольшой объем, но нарядное, компактное. Благодаря этому постройка является важным архитектурным элементом в ансамбле Соборной площади. Музей построен в неоклассическом стиле с элементами эклектики и украшен очень пышным декором с использованием мифологической символики (в частности, изображений сфинксов и химер).
А по общему виду здание музея напоминало современникам древнегреческий храм. Газеты так и писали, что этот дом выполнен «в новогреческом стиле». Музей стал настоящим «греческим храмом» культуры в центре Екатеринослава.
В начале XX века музей выглядел весьма необычно посреди огромного незастроенного пространства Соборной площади. Второго корпуса музея и здания средней школы № 23 тогда не существовало даже в проектах. Именно со здания музея Г.И. Панафутина началось оформление второй линии застройки главного проспекта, которая в конце концов оградила от него пространство площади. В 1970-х годах корпус музея был кардинально реконструирован. Тогда к его северо-восточному фасаду был пристроен огромный корпус с новой экспозицией музея и диорамой «Битва за Днепр».
К сожалению, в послевоенное время и в период реконструкции 1970-х годов с фасадов «старого» здания музея, созданного Г.И. Панафутиным, по непонятным причинам убрали большую часть архитектурного декора. В частности, исчезли четыре массивные декоративные навершия с крыши музея, фигуры сфинксов, которые завершали фронтоны, а также миниатюрные пояски на колоннах главного входа. Кстати, именно эти детали во многом и создавали у современников аналогии с древнегреческим храмом. К счастью, в своих основных пропорциях здание музея сохранилась таким, каким оно было задумано Г.И. Панафутиным. Люди и время пощадили эту сравнительно небольшое, но важное по своему значению здание – один из символов «золотого века» Екатеринослава начала XX века. Здание музея сегодня имеет статус памятника архитектуры национального значения.
Возможно также, что Г.И. Панафутин может быть автором проекта не только первого, но и второго корпуса музея Поля (пр. К. Маркса, 18), авторство которого пока документально не подтверждено. Строительство второго корпуса началось в 1914 году, чему предшествовала инициатива Д.И. Яворницкого, высказанная в 1912 году. По разным причинам строительство завершилось только в течение 1930-1940-х годов. Если визуально сравнить архитектуру главных фасадов обоих корпусов музея, то бросается в глаза их композиционное сходство. До сих пор никто не обращал на это внимания. Это хорошо видно на довоенных фотографиях обоих корпусов музея, когда второй корпус еще не был надстроен третьим этажом. Мы видим во втором корпусе музея ту же модель здания, только увеличенную примерно вдвое. В архитектуре обоих корпусов музея Поля (ныне Яворницкого) фактически повторена модель, разработанная Г.И. Панафутиным в архитектуре вокзалов станций Бердянск и Пятихатки. Это два ризалита с массивными фронтонами, и ряд колонн между ними. Только на вокзалах здания были украшены башнями, которые отсутствуют в музейных корпусах. Дирекция музея могла заказать проект нового корпуса тому же архитектору, тем более, что он работал архитектором Горного института, расположенного рядом.
Второй наиболее известной архитектурной работой Г.И. Панафутина стал ансамбль зданий больницы Красного Креста (впоследствии 1-я городская больница, ул. Короленко, 22-А). Комплекс занял целый квартал улицы Первозвановской (ныне Короленко) выше улицы Базарной (Чкалова, Святослава Храброго). Больница была торжественно открыта в декабре 1910 года и принадлежала местному отделению общества Красного Креста. Эта эмблема, выложенная из кирпича, до сих пор украшает фасады корпусов.
Любимым архитектурным стилем Г.И. Панафутина была неоклассика с элементами эклектики, однако ансамбль больницы Красного Креста решен в другом стиле, модерн. Архитектор на этом примере продемонстрировал мастерское владение различными стилевыми приемами. Комплекс из одноэтажного и трех двухэтажных корпусов с остроконечными крышами и башенками стал важным ориентиром этого района. Горожане называли больницу «Красный Крест».
Сегодня уникальный ансамбль сооружений больницы Красного Креста начала XX века находится в ужасном состоянии на грани полного разрушения. Большая часть корпусов вот уже двадцать лет стояли с выбитыми стеклами и трещинами на фасадах. В 2012 г. в результате пожара быстро начал разрушаться тогда еще действующий угловой корпус больницы, один из самых интересных в архитектурном отношении и хорошо сохранившихся.
В течение 2013–2015 годов фактически разрушена центральная часть бывшего главного корпуса больницы. Весной 2016 года обрушилась половина главного корпуса и задние стены двух других корпусов больницы. На мой взгляд, будет огромной потерей для историко-архитектурной среды Днепропетровска, если единственный в городе комплекс зданий больницы в стиле модерн исчезнет навсегда.
Работая над созданием знаковых архитектурных объектов Екатеринослава, не оставлял Г.И. Панафутин и решения чисто инженерно-строительных вопросов. Например, он внес вклад в строительство нового здания «Екатеринославской почтово-телеграфной конторы», то есть, городского почтамта. Это здание построено в 1903–1905 годах и недавно отметило 110-летний юбилей. При рытье котлованов под новое здание были обнаружены плывуны. Г.И. Панафутин вместе с архитектором А.И. Миклашевским и механиком Соколовичем предложили оптимальный способ устройства фундаментов здания: подушка со щебнем и бутовым камнем.
В 1910-х годах инженер-архитектор сосредоточился в основном на архитектурной линии. Георгий Панафутин двадцать лет преподавал в Горном училище (институте). Работая фактически его «собственным» архитектором, введенным в штат, он спроектировал здесь несколько учебных корпусов, биологическую станцию, машинную и механическую лаборатории.
Многие объекты построил Г.И. Панафутин по всей территории Екатеринославской губернии. Он спроектировал здания казначейств в городах Никополе и Бахмуте (ныне в Донецкой области), здания винных складов в городах Павлограде и Верхнеднепровске. По сведениям И.М. Шаповала, Панафутин также спроектировал по частным заказам «около 20 каменных и деревянных церквей в разных населенных пунктах губернии». Перечень архитектурных объектов, с документально подтвержденным авторством Г.И. Панафутина, в городе Екатеринославе и губернии, по нашему мнению, не исчерпывает всей полноты его творческого наследия. Возможно авторство Г.И. Панафутина и по другим объектам.
Еще одной предполагаемой работой Г.И. Панафутина является огромный дом Мизко (ул. Шевченко, 59), построенный в самом начале XX века, то есть, в то же время, что и первый корпус музея Поля, и в период наибольшего творческого расцвета архитектора. Грандиозное по масштабам Екатеринослава трехэтажное здание заняло половину большого квартала, и имеет два примерно одинаковые по длине фасады по улицам Шевченко и Грушевского (бывшая К. Либкнехта).
Угловая часть фасада здания срезана и украшена портиком. Всего на фасаде помещены четыре портика (на уровне второго-третьего этажей) из колонн коринфского ордера с декоративными поясками на уровне границ этажей. Между прочим, именно такие пояски украшали колонны на главном фасаде первого корпуса музея Поля – Яворницкого до реконструкции 1970-х годов. Портики на доме Мизко завершаются массивными фронтонами, аналогичными таким же на вокзалах Бердянск и Пятихатки и на музее Поля.
Кроме чисто архитектурной и инженерно-строительной деятельности, Г.И. Панафутин очень активно проявлял себя и на поприще общественной активности. Много лет он был гласным Городской Думы Екатеринослава (говоря современным языком, депутатом городского совета). При этом не просто участвовал в заседаниях комиссии по вопросам городского хозяйства, но много сделал для развития водопроводного и канализационного хозяйства города.
Архитектор пытался участвовать в общественной жизни, просветительской работе. С 1901 г. он был членом Екатеринославского научного общества. В 1918–1921 годах он руководил архитектурным отделением вновь созданного высшего учебного заведения – Еврейского политехнического института (он просуществовал недолго).
Жил Г.И. Панафутин в собственном особняке на улице Полевой (ныне проспект Поля). По чертам характера Г.И. Панафутин запомнился прежде всего как творческий человек, лишенный больших карьерных стремлений, с высоким чувством гражданской ответственности. Краевед Иван Максимович Шаповал, который общался с женой и коллегами архитектора, передал слова его жены, Анастасии Лукьяновны Томашовой, которая всю жизнь работала медицинской сестрой: «Дни и ночи Георгий Иванович проводил у доски, забывал об усталости, работал с большой любовью. Он всегда искал ответ на сложные вопросы в архитектурном искусстве. А я ему помогала снимать копии с его проектов и чертежей на кальку».
Архитектор Георгий Панафутин умер сразу после революционного лихолетья, в 1921 или 1922 году (в источниках называются разные годы, точная дата смерти нам неизвестна), прожив на свете всего 55 лет. Из них 22 года он отдал Екатеринославу, создал ряд сооружений с характерными образами, которые стали знаковыми для города на Днепре», - завершает свой рассказ Максим Кавун.
…Проходя мимо зданий исторического музея, «Дома Мизко» и корпусов горного университета, памятника Пушкину и превращающегося в руины комплекса больницы Красного Креста, давайте еще раз вспомним об их создателе, Георгии Ивановиче Панафутине.
Автор: Владимир Городченко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Только кому нужны эти торговые центры в таком количестве?! Ответить | С цитатой
Больно смотреть как нынешние временщики у власти разрушают облик города. Если и не сами разрушают то позволяют это делать другим.
Люди! Очнитесь! Посмотрите во что превращают наш город!
Сплошные коробки торговых центров.
А красоту убивают. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1