|«« | «« | »» | »»| |
Сегодня эти водонапорные башни не выполняют своей первоначальной функции, ветшают на глазах, и будет обидно, если мы потеряем таких «стражей старого города».
А о судьбе этих башен нам помог узнать давний друг, консультант Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Д.И.Яворницкого Максим Эдуардович Кавун. Он рассказывает:
«Две водонапорные башни – в районе железнодорожного вокзала и на территории ДИИТа – интересные памятники промышленной архитектуры и свидетели «индустриального бума» в истории нашего города конца XIX – середины XX веков. Башни не обладают наивысшей категорией архитектурной ценности, но для современного Днепропетровска – это памятники уникальные, единичные.
Водонапорные башни – одна из разновидностей специальных инженерных сооружений. Пик активности в строительстве данного типа зданий пришелся на последнюю четверть XIX – середину XX веков.
Сейчас башни пребывают зачастую в неудовлетворительном состоянии, полузабыты, разрушаются. А еще сто – сто тридцать лет назад водонапорные башни представляли собой архитектурную доминанту большинства наших городов, наряду с такими зданиями, как церковная колокольня и пожарная каланча. Причем зачастую водонапорные башни были самими высокими объектами в городском пространстве.
Обе рассматриваемые нами водонапорные башни принадлежат к направлению историзма в архитектуре и созданы в формах эклектики второй половины XIX века, то есть соединяют в себе признаки двух стилей – неороманского и неорусского.
Водонапорная башня при станции «Екатеринослав» – ровесница самой дороги и вокзала (линия открыта в 1884 г.). Её мощный силуэт долгие десятилетия формирует панораму завокзальной территории между линией железной дороги и Днепром.
Башня представляет из себя массивное вертикально ориентированное сооружение высотой больше 36 метров. Башня восьмигранная, шестиярусная (!), увенчанная восьмискатным шатром. На сегодня объект хорошо сохранился. Особенно следует отметить удивительную сохранность верхнего деревянного яруса башни, с использованием массы резных декоративных элементов. Дерево почернело от времени, но верхний ярус башни – уникальный образец деревянной архитектуры старого Екатеринослава.
Из-за необычной формы верхнего яруса издалека башня может напоминать гигантский цветок.
Добротное сооружение служило многие десятилетия. В книге «По Екатерининской железной дороге. Выпуск I-й» (Екатеринослав, 1903) помещена такая характеристика башни: «Замечательна водонапорная башня с высотою напора 17 саж. (36,3 метра – М.К.), доставляющая воду по всей станции, в депо, мастерским, жилым домам и пр.».
Сегодня башня находится на территории Днепропетровского тепловозоремонтного завода (ул. Краснозаводская) и скрыта от посторонних посетителей. Может, это и к лучшему, учитывая современное отношение к памятникам прошлого.
Несмотря на свою роль архитектурной доминанты, водонапорная башня при станции «Екатеринослав», является, все-таки, типовым памятником для данного вида сооружений».
«Интересно, что если вокзал станции Екатеринослав (открыт в 1884 г.) считался одним из самых масштабных и импозантных на всем Юге Российской империи, то станционная водонапорная башня, напротив, не держала «пальму первенства» даже в масштабах Екатерининской железной дороги, - продолжает Максим Кавун. - По размерам и разнообразию архитектурного убранства её сильно «обошли» башни-красавицы, построенные при станциях Донбасса: например, при станции Юзово (ныне Донецк) и при станции Никитовка (главная станция г. Горловка).
Эти башни отличались, во-первых, большей монументальностью и проработанностью архитектурных форм, во-вторых, более широким использованием декоративных элементов, в-третьих, завершающий ярус этих башен, в отличие от екатеринославской, был выполнен из кирпича, а не из дерева.
Башня при станции Екатеринослав, в то же время, очень схожа по формам и декору с некоторыми башнями при станциях Екатерининской железной дороги. Например, при станции Веселый Кут (район современной шахты «Октябрьская» г. Кривой Рог, трёхярусная башня не сохранилась) и при станции Рядовая (г. Кривой Рог, трёхярусная башня существует до сих пор). Такое сходство наводит на мысль, что эти башни мог спроектировать один архитектор (возможно, и весь комплекс водонапорных башен Екатерининской дороги мог принадлежать одному зодчему). К сожалению, у меня нет пока ответа на этот вопрос.
Но если не Екатеринославская железнодорожная башня, какая же из водонапорных башен может считаться самой ценной в архитектурном отношении на территории бывшей Екатеринославской губернии (Днепропетровская, часть Запорожской, Донецкой и Луганской областей)?
На мой взгляд, таковой следует признать водонапорную башню в городе Мариуполь (1909-1910 гг., городской архитектор В.А. Нильсен). Она не выше екатеринославской (высота 33 метра, чуть меньше «нашей»), но сильно «толще», больше по диаметру, а в её архитектуре были ярко выражены черты сразу четырех архитектурных стилей. Здесь использованы приемы неороманского стиля, приемы неоготического стиля (огромные стрельчатые завершения над окнами третьего яруса), приемы стиля неоренессанс (четвертый ярус), и, наконец, небольшое башнеобразное завершение, выполненное из дерева в неорусском стиле.
В то же время следует отметить интересный факт: полное сходство архитектурного оформления окон второго и третьего ярусов обоих башен – и Екатеринославской, и Мариупольской. Это не говорит о том, что у башен один архитектор – просто в их архитектуре по всей территории бывшей Российской империи использовались очень схожие черты и образы, восходящие к историческим стилям – романскому и готическому.
Если Мариупольская башня своими формами рождает все же больше готический образ, то Екатеринославская башня – напоминает холодную, угрюмую архитектору романских замков Западной Европы X–XII веков.
Поразительно, но, учитывая всю роскошь архитектуры и финансовые возможности коммерсантов Екатеринослава периода «золотого века» конца XIX – начала XX вв., наша железнодорожная водонапорная башня выглядит очень скромной на фоне многих своих «сестер». Однако этот факт, на мой взгляд, объясняется очень просто: башня построена одновременно с железной дорогой, после чего, собственно, только началась эпоха «золотого века» Екатеринослава. А башня осталась архитектурным памятником, эдаким «предвестником благоденствия» столицы Приднепровья».
К огромному сожалению автора строк, детально обследовать башню на территории тепловозоремонтного завода мне не удалось. Башня расположена на территории предприятия, и в доступе к ней охрана предприятия отказала. Визуально, с расстояния в несколько десятков метров, башня выглядит неплохо. Правда, давно почернела от промышленной копоти. А вот состояние ее деревянного навершия внушает тревогу. Заметно, что сразу в некоторых местах сорваны элементы кровли башни. Значит, деревянное навершие замачивается дождями и ветрами. В настоящий момент оно выглядит целостным. Но если на него долго будут воздействовать осадки, конструкция может потерять свою целостность.
В целом следует признать: хорошо, что эта уникальная баня расположена на территории закрытого от посторонних предприятия. Это обеспечивает сохранность этой замечательной конструкции.
Увы, это не скажешь о башне на территории ДИИТа. К этой красавице с очень высокой и изящной «талией» может пройти любой желающий. Увы, не каждый приходит к этой башне с желанием полюбоваться ее красотой. Руководство транспортного университета намертво закрыло входную дверь в башню. Но вандалы бьют в ней стекла. Насколько можно рассмотреть внутренние помещения башни – они захламлены и полны мусора. Особую же тревогу вызывает состояние удивительного деревянного навершия башни. Оно разрушается просто на глазах! И если в ближайшее время не принять мер по спасению этого элемента башни, со временем он может исчезнуть!
О судьбе этой башни рассказывает Максим Кавун:
«Водонапорная башня на территории ДИИТа очень схожа со своей «старшей сестрой» возле железнодорожного вокзала в архитектурном отношении. Объект находится по ул. Лазаряна, в глубине учебного городка Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта имени В.А. Лазаряна (ДИИТ). Башня хорошо просматривается со стороны проспекта Гагарина. В частности, её ежедневно видят из своих окон студенты и преподаватели первого корпуса ДНУ.
Башня представляет собой шестигранное пятиярусное сооружение. В интерьере здания наверх ведет винтовая лестница. До постройки первого корпуса ДНУ и офисного здания «Киевстар», башня являлась архитектурной доминантой всех прилегающих кварталов. Конкуренцию ей составляли только теле- и радиовышка. Но и сегодня башня выделяется на фоне окружающей застройки.
Сходство архитектурного облика этой башни с башней на станции Екатеринослав и её нахождение на территории городка ДИИТа может породить мысль о её «железнодорожной» природе. К сожалению, у меня нет данных о точной датировке строительства башни и её архитекторе.
Башня сооружена посреди бывшего района Городских Дач – огромной территории, где почти век проводили свой отдых жители Екатеринослава. В 1930-е годы эта территория стала ареной грандиозного строительства – здесь появился учебный городок ДИИТа. В 1931–1935 гг. построен учебный комплекс в стиле конструктивизм по проекту архитекторов М.О. Барща и В.Н. Соколова. В 1954-1955 гг. был возведен новый монументальный корпус в стиле «сталинский ампир» по проспекту Гагарина по проекту архитекторов В.И. Масленникова, Г.И. Рождественского при консультации академика И.В Жолтовского.
В какое же время возведена водонапорная башня? По силуэту и общим формам она очень напоминает башню при станции «Екатеринослав». Однако анализ внешнего облика башни говорит о том, что она значительно моложе. Это и характер кирпичной кладки, и бетонные перемычки над окнами, и, в общем-то, полное отсутствие декора на нижних ярусах. Все указывает на то, что башня таки относится к 1930-1950-м годам.
Однако есть один элемент, который представляет уникальную ценность – это, как и в случае со станционной башней, верхний деревянный ярус. Вернее, это два яруса: верхний более массивный, а нижний более изящный, декорированный столбиками и балкончиками.
К сожалению, в отличие от железнодорожной башни, башня на территории ДИИТа находится в самом центре учебного городка и вызывает активный интерес многих горожан. В том числе и вандалов. Окна в нижней части здания частично выбиты, а состояние деревянной завершающей части внушает серьезные опасения. Памятнику архитектуры явно угрожает опасность».
«Какое будущее ждет эти водонапорные башни? – размышляет Максим Кавун. - Думается, идеальная перспектива – это реконструкция объектов под культурные и рекреационные цели, учитывая их панорамные возможности. Особенно это касается башни на территории ДИИТа, где можно оборудовать интересное студенческое кафе или арт-центр.
Обе водонапорных башни до сих пор сохраняют роль архитектурной доминанты для прилегающих территорий. Это характерные памятники архитектуры и истории эпохи нескольких волн индустриализации. В постиндустриальную эпоху данный тип сооружений можно сравнить с «вымирающим видом». Тем не менее, хотелось бы сохранить эти объекты для потомков. Ведь они молчаливые свидетели, быть может, самого насыщенного и сложного периода истории нашего города».
Как подсказывает Максим Эдуардович, есть прекрасные примеры сохранения и реконструкции таких башен. В центре Киева подобную старую водонапорную башню, сооруженную более 130 лет назад, еще в 2003 году реконструировали и отрыли в ней Музей воды. В музее можно познакомиться с историей водопроводного дела столицы Украины, увидеть уникальные экспонаты кранов, труб, умывальников, унитазов.
Аналогичный музей «Вселенная воды» создан в Санкт-Петербурге. Подобный музей (и тоже в древней водонапорной башне!) собираются создать в Челябинске.
Хочется верить в то, что и днепропетровские старые водонапорные башни ждет не ветшание и разрушение, а интересное будущее. Пример ресторана «Старая башня» доказывает, как из такой конструкции можно сделать популярное среди горожан заведение, сохранив при этом саму башню.
Автор: Владимир Городченко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |