Областная научная библиотека
Областная научная библиотека
Хотя с 1988 года в этом доме на проспекте Карла Маркса, 18 размещаются отделы исторического музея и областной библиотеки, его еще и сегодня продолжают называть «Гипротрансом». Кроме того, горожане часто путают его с основным музейным зданием, пытаясь найти в нем выставочные залы, и очень удивляются их отсутствию.
В 1901 г. Екатеринославское научное общество выступило с инициативой создания в Екатеринославе ботанического сада с естественно-историческим и археологическим музеем при нём. Идея нашла широкую поддержку в городе, и уже 6 мая 1902 г. в здании Коммерческого училища была открыта экспозиция областного музея. Содержание музея и строительство для него специального здания, по инициативе председателя губернской земской управы М.В. Родзянко, взяло на себя губернское земство. Проект здания был утверждён осенью 1902 г. Строительство начали уже весной 1903 г. и завершили в августе 1905 г.
Считалось, что выстроенное здание надолго обеспечит музей выставочными площадями. Однако уже в 1912 г. по ходатайству Д.И. Яворницкого губернское земство приняло решение о строительстве второго корпуса областного музея. В 1913 г. был утверждён проект здания, разработанный инженером дорожного отдела земства П.Н. Голубовским, стоимостью в 226 504 руб. 92 коп. На этом же заседании земское собрание постановило осуществить строительство в 1914—1915 гг. и поставить на площадке между музейными корпусами памятник А.Н. Полю. Здание планировалось в 2,5 этажа. За основу планировки был взят «план Каирского музея», но, по аналогии со старым корпусом, здание должно было получить отделку в «античном» духе. В марте 1914 г. Городская Дума бесплатно выделила земству участок для строительства с левой стороны от существующего участка музея вплоть до трамвайной линии. К осени 1914 года здание было окончено вчерне. Работы продолжались и в 1915 г., но закончены не были.
В начале 1916 г. подрядчик строительства Я.М. Моисеев заявил земству о необходимости существенно увеличить смету здания. В противном случае он отказывался продолжать строительство. Рассмотрев его резоны, земство полностью с ними согласилось. С начала войны и стоимость стройматериалов, и заработная плата выросли в несколько раз, но выделить дополнительные средства для завершения здания оказалось невозможно. Строительство было полностью остановлено. В конце 1916 г. было предложено наскоро завершить корпус для размещения Екатеринославского политехнического института, но из этого проекта тоже ничего не вышло.
В дальнейшем решения о завершении строительства нового корпуса музея принимались неоднократно. В 1927—1928 гг. деньги на его достройку были выделены Наркомпросом Украины, но работы так и не были начаты. В 1934 г. решение о немедленном завершении строительства, с тем же результатом, было принято Днепропетровским облисполкомом. Одновременно с предложениями по достройке существовало мнение, что здание мешает предполагаемой реконструкции площади, и его вообще необходимо снести. Только в 1939 г. в рамках уточнённой программы музейного комплекса на Октябрьской площади, наконец, была начата достройка нового корпуса музея. Правда, не совсем понятно, под что именно его собирались достраивать: под расширение экспозиции Краевого музея, под размещение Музея революции или под Художественный музей. Проект достройки корпуса был выполнен архитекторами Красносельским и Витлиным. В 1939—1941 гг. центральная часть здания была надстроена до трёх этажей, проведена перепланировка, значительно переделаны фасады и почти завершена внутренняя отделка.
Как ни странно это звучит, но завершено строительство было уже в годы немецкой оккупации. Работы были продолжены в начале 1942 г. Здание достраивалось как административное для размещения служб Штадскомиссариата. К маю 1942 г. здесь уже размещался Штадскомиссариат (в это же время под официальную резиденцию штадскомиссара было занято старое здание музея). А в 1943 г. сюда же был переведен и Днепропетровский рай-отдел. В законченном виде здание простояло недолго. Во второй половине 1943 г. в ходе боёв за освобождение города оно полностью сгорело.
В первом варианте восстановления Октябрьской площади здание в очередной раз предлагалось снести (сносу подлежали также старый корпус музея, СШ №23 и Преображенский собор). К счастью, этот проект вовремя признали слишком идеалистичным. Относительно непострадавший старый музейный корпус был ему полностью возвращен. А вот для восстановления сгоревшего нового музейного корпуса денег ни в городском, ни в областном бюджетах не нашлось. Корпус был передан Сталинской железной дороге, и уже к 1947 году в восстановленном здании разместился проектный институт «Днепротранспроект», который много позднее и был переименован в «Днепрогипротранс».
Только в 1988 г. после строительства нового корпуса института здание по проспекту Карла Маркса, 18 было, наконец, частично передано Историческому музею. При этом даже рассматривалось предложение о реконструкции здания и превращении его в крупный выставочный центр, но дальше идей дело не пошло.