ИСТОРИЯ ГОРОДА

Брянская площадь


Парадный двор Дворца труда

Парадный двор Дворца труда

Парк «Сокольники»

Театральный корпус Дворца Ильича

Дворец труда

Проспект Калинина у Брянской площади.

Чертеж главного фасада Дворца труда

Проект Дворца труда

Дворец труда

Памятник Чечеловской баррикаде

г.Днепропетровск, Памятник рабочим, пр.Калинина

Дворец охраны здоровья

Дворец охраны здоровья

Дворец охраны здоровья
Найти современную площадь Металлургов достаточно легко. Надо только доехать до станции метро «Метробудівників» и, обойдя памятник Ленину, зайти в правую арку ДК им. Ильича. Там на задворках трамвайного депо находится более чем скромный переулок, который носит название площади.

Не разрешило полицейское начальство «черной кости» селиться рядом с «белой», заставило держаться от нее на почтительном расстоянии, ограничив западный рубеж Чечеловки нынешней Орловской улицей. Так образовалось обширное «ничейное» пространство, названное позднее Брянской площадью», — так просто и в духе времени объяснил причину возникновения площади М. Шатров в «Городе на трех холмах». На самом деле все намного сложнее. Совсем не по воле полиции возникла эта площадь и не была она «ничейной».

Создание крупной площади с приходской церковью было намечено еще планом Екатеринослава, утвержденным 20 марта 1806 г. Позднее, при разработке плана города, утвержденного 19 апреля 1817 г., планировку этого района оставили без изменений. Здесь должен был пройти широкий проспект (продолжающий современный пр. Пушкина), за городской чертой переходящий в дорогу, выходящую на Верхнеднепровский почтовый тракт. Площадь должна была примыкать к проспекту с севера и одной стороной выходить к обрыву днепровской террасы, где предполагалось разбить сады. Изящество, присущее планам города 1790-х гг., в этом проекте полностью отсутствовало — он был рационален, схематичен и плохо увязан с местностью и возможностями города.

Десятилетиями город даже не оценивал местность за глубокой и широкой Аптекарской балкой как будущий жилой район. Это была выгонная и пахотная городская земля, не более того. Единственным, правда, не предусмотренным планом, крупным городским объектом в этом районе было Фабричное кладбище (современный парк им. Калинина). Освоение этого района под застройку начинается только в 1870-х гг., когда на западном склоне балки появляются мазанки и землянки самовольной слободки Аптекарской балки.

Ситуация резко изменилась в начале 1880-х гг., когда в период строительства железной дороги городская беднота стремительно заселила слободу Чечеловка. К 1885 г. слобода уже имела десяток кварталов, пять улиц и два переулка. Город не успел ни вовремя оценить масштабы процесса, ни взять его под контроль, и в результате об утвержденном плане 1817 г. остались одни воспоминания. И, на удивление, город о нем действительно помнил.

В 1885 г. при продаже земли Обществу Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода городские власти отвели участок с учетом создания приходской площади по плану 1817 г. Практически одновременно с основанием площади городские власти занимаются урегулированием Чечеловской слободки. В течение нескольких лет слобода была перепланирована, разбита на довольно правильные кварталы и улицы, были узаконены земельные участки. Правда, при перепланировке слободы план 1817 г.. не использовался. Проспект, который должен был выйти к площади между современными улицами Бабушкина и Красночечеловской, создать даже не пытались. Главной улицей слободы стала 1-я Чечеловка, выходившая в северную часть новой площади. Завод, основавший на запад от площади колонию для служащих, также не соответствовал плану. Брянская колония стала довольно живописной, а непосредственно вдоль площади были выстроены корпуса заводской больницы. Земли завода ограничивали площадь и с юга. В первые годы ее существования здесь были выстроены бараки для рабочих, принадлежавшие М. С. Копылову (одному из подрядчиков строительства завода). Бараки сгорели во время пожара в 1893 г., после чего здесь довольно долго ничего не строили, а площадь выходила непосредственно в степь, с севера простираясь до линии железной дороги.

С самого начала площадь стала местом народных гуляний и развлечений. Г. И. Петровский вспоминал, что в 1896 г. по случаю коронации Николая II «на Брянской площади устраивались развлечения, бега в мешке на призы, ловля кур и петухов, лазание по столбам за часами, откуда рабочие падали, выворачивая себе ноги и разбивая до крови лицо». Подобные мероприятия, хоть и не в таких больших масштабах, проводились здесь и по другим праздничным дням. В марте 1898 г. комитету народной трезвости в этом месте был выделен земельный участок площадью более 2000 саж.[1]. Здесь были разбиты аллеи и посажены деревья, созданы эстрада и театр. Все это получило название Брянского сада общества трезвости.

Наблюдала Брянская площадь гуляния и другого рода. Так в 1898 г. именно здесь произошло первое серьезное столкновение рабочих с полицией и войсками. В 1903 г. во время августовской всеобщей забастовки был настоящий бой, в ходе которого было убито и ранено 29 человек.

Но наиболее серьезные и кровавые события происходили на площади в 1905 г. Уже 4 июля Брянская площадь стала местом боев. С утра толпа рабочих пыталась с площади проникнуть в район вокзала на митинг в поддержку восстания на броненосце «Потемкин», но была остановлена полицией и казаками, а затем разогнана высадившимися на ст. Горяиново казаками. 11 ноября здесь начался новый митинг, который был обстрелян казаками. В ответ на это рабочие соорудили баррикады у Фабричного кладбища в начале 2-й и 3-й Чечеловок. Самая большая из баррикад находилась на углу 1-й Чечеловки и Орловской улицы. Перед ней были даже вырыты траншеи и устроено проволочное заграждение. Штурм баррикады продолжался целый день, и войска смогли занять ее, только обойдя с тыла от железной дороги. Много позже в честь этого боя здесь поставят скромный обелиск. В ходе беспорядков серьезно пострадал сад общества трезвости, была сожжена лавка Потребительского общества Брянского завода, стоявшая на углу 2-й Чечеловки и Орловской улицы, сгорела Народная аудитория Брянского завода.

Несмотря на революционные катаклизмы, бурное развитие призаводского района продолжалось. Еще в 1904 г. было принято решение о строительстве коммунального трамвая и утвержден проект, по которому его депо располагалось именно на Брянской площади. Строительство линий и депо было начато в 1905 г., а уже 30 мая 1906 г. на маршруты вышли первые трамваи. Практически в это же время город, уступив просьбам железной дороги, передал около половины территории площади под размещение вагонного депо.

Не стояла на месте и Чечеловка. Уже к концу 1900-х гг. ее .кварталы начинают продвигаться на городской выгон, охватывая Брянскую площадь с юга. А в 1914 г. городские власти выделяют в районе современного пр. Петровского 125 дес. земли для создания нового жилого района. Несколько значительных объектов строит и завод. В 1908 г. на въезде в Брянскую колонию был выстроен крупный трехэтажный жилой дом, декорированный в стиле модерн (просп. Калинина, 60). А за трамвайным депо, на границе площади, появились здание станции «скорой помощи» (в районе пл. Металлургов, 1), а затем жилые дома. Заново было отстроено и здание Потребительского общества на 2-й Чечеловке.

В конце 1908 г. город принял решение изъять сквер из ведения комитета трезвости и передать его совету екатеринославского отделения Союза русских рабочих. Совет принял сквер, находящийся в довольно плачевном состоянии, сразу же переименовав его в «Сокольники». Только в 1911 г. новые владельцы смогли собрать средства для капитальной реконструкции сквера, строительства театра, новой эстрады и других сооружений.

В 1909 г. началась торговля на новом городском Чечеловском базаре, созданном рядом с трамвайным депо. К 1915 г. Чечеловский базар приносил городу ежегодный доход в 20 000 руб. Правда, именно в это время городу пришлось всерьез заняться его охраной. Хотя воровство и хулиганство здесь были всегда, но с 1914 г. на базар повадилась совершать налеты молодежь то ли из Новых Кайдак, то ли из Диевки. Особо крупный налет, в котором участвовало более 60 человек, был 23 октября 1914 г.

В 1916 г. город выделил южнее Брянской площади земельный участок площадью в 2 десятины для строительства городского технического училища. Средства на это в размере 300 000 руб. были выделены дирекцией Общества русских трубопрокатных заводов («Шодуар») с условием, что строительство должно начаться уже весной 1917 г., а дети служащих «Шодуар» должны были получать преимущества при поступлении. Площадь постепенно, но неуклонно превращалась в подлинный центр рабочего района города.

Все эти планы были скомканы революцией. С 1917 г. Брянская площадь вновь становится эпицентром рабочих выступлений. Так, именно в сквере «Сокольники» происходили общие собрания красногвардейцев. 28 мая 1917 г. здесь был избран Екатеринославский временный исполнительный комитет, а 4 июня утвержден устав Красной гвардии. В 1920 г. в «Сокольниках», в ходе агитационной кампании во время боев с Врангелем, выступал Калинин. В 1923 г. 1-я Чечеловка стала называться проспектом Калинина, 2-я — улицей Бабушкина, а площадь и Брянская колония получили имя Г. И. Петровского.

В 1925 г. тресту «Югосталь», объединившему крупнейшие металлургические предприятия Украины, было разрешено строительство Дворца культуры в Екатеринославе. Городские власти сразу же предложили разместить здание в центральном районе города, но «Югосталь» изначально предполагала строить его в заводском районе на площади Петровского. Программой объявленного всесоюзного конкурса на проект ДК металлистов (Дворца труда, ДК им. Ильича) предусматривалось размещение в этом здании театра на 3150 мест, зала собраний на 600 мест, аудитории на 500 мест, читального зала и других помещений. По результатам конкурса первую премию получил проект С. Крестовникова и В. Воинова, вторую — А. Гринберга и А. Вла­сова, третью — Г. и М. Бархиных, четвертую — Д. Когана, Я. Райха и Д. Фридмана, пятую — М. Гинзбурга и Б. Коршунова. Несмотря на блестяще проведенный конкурс, местные власти остались им не удовлетворены. Ни один из премированных проектов не был пригоден к реализации из-за значительной стоимости, сложности строительных работ и нехватки строительных материалов. В результате проектирование было поручено местному архитектору А. Л. Красносельскому, который в течение нескольких месяцев создал новый проект, имевший те же недостатки, что и конкурсные работы. Все же этот вариант был принят, хотя его пришлось серьезно изменить.

В связи с постановлением Совета I труда и обороны об уменьшении бюджета строительства с 2 млн. до 1,2 млн. рублей были сокра­щены площади зрительного зала теа­тра (до 2 000 мест) и книгохранилища, упрощена отделка. Реально на строительство Дворца труда было выделе­но еще меньше средств: Совнаркомом СССР — 75 000 руб., Совнаркомом УССР – 100 000 руб., ЦК Союза металлистов — 100 000 руб., «Югосталью» - 250 000 руб., екатеринославским райкомом Союза металлистов -50 000 руб. В связи с этим строить начали только клубную часть Дворца труда, а театральный корпус отнесли на 2-ю очередь.

В апреле 1926 г. расчистили территорию будущего строительства, перенеся Чечеловский базар на угол 6-й Чечеловки и Орловской улицы, сквер было предложено реорганизовать в парк при ДК. Торжественная закладка здания состоялась 5 августа 1926 г. в день 20-летия Екатеринославского союза металли­тов. Кроме А. Л. Красносельского в работе над проектом Дворца труда принимали участие архитектор В. В. Самодрыга, а также инженеры Д. О. Патлах и В. А. Бовин.

К 10-летию Октябрьской революции Дворец труда уже стал одним из символов нового времени, несмотря на то, что его строительство еще не было окончено. Так, в юбилейном номере местного журнала «Мартен» было отмечено: «Это здание, построенное по проекту А. Л. Красносельского в умеренно-новом, но не выходящем за пределы полнейшего упрощения архитектурных форм стиле, какими являются проекты крайних новаторов, имеет в плане полуциркульную форму. Два крыла этого здания приветливо охватывают большую полукруглую площадку, где будет устроен цветник и где находится главный подъезд здания. Центральная часть здания, к постройке которой еще не приступили, будет занята театром вместимостью на 2100 зрителей. Весь фасад и боковые крылья, в коих будут находиться лекционный зал, зал физкультуры, библиотека с читальней и другие культурно-просветительные и служебные помещения, уже закончены в кладке и отделке. Отличаются скромностью и изяществом, вполне соответствующими серьезному назначению всего сооружения». Позднее о Дворце труда написали более поэтично: «на чечелевських бур'янах повстала фортеця боротьби зі спадщиною царату — старим побутом».

7 ноября 1928 г. окончена клубная часть дворца. Однако вкусы менялись слишком быстро. Решение здания подверглось серьезной критике из столиц. В результате А. Л. Красносельский был надолго отстранен от архитектурной практики. Сам архитектор, даже спустя 10 лет, отзываясь о своем крупнейшем проекте достаточно критично, все же пытался отстоять его: «ДК им. Ильича, в плане и объемах, основан на принципах ренессанса, но одет в соответствующие духу времени формы, дополнительно испорченные плохим качеством работ. Но здание легко поддается реконструкции и может получить созвучную массам трактовку».

Одновременно с ДК реорганизовывался и расширялся бывший сквер «Сокольники», ставший теперь его парком. В это время создается проезд от Орловской улицы к пр. Петровского и ул. Матлахова, который и был определен как новая граница парка.

Парк, с запада обойдя жилые дома у трамвайного депо, доходит до Дворца профилактики (ул. Щербаня). Парк был благоустроен достаточно быстро. А в 1934 г. он даже попал во всесоюзные новости. По проекту инженера Д. М. Шершевера здесь была выстроена первая в СССР металлическая парашютная вышка высотой 35 м. Правда, сама площадь в новых условиях практически прекратила свое существование. Как площадь теперь воспринимался курдонер перед ДК с пышной клумбой и бронеплатформой, изготовленной Брянским заводом в 1918 г., а отнюдь не скромный переулок за ним, хотя именно он и носил название площадь.

Строительство театрального корпуса было начато только в 1934 г., после того как Всесоюзный совет профсоюзов выделил для этой цели 500 000 руб. Общая стоимость корпуса оценивалась в 6 млн. руб. А. Л. Красносельский, сохранив первоначальные конструкции и объемы, серьезно переработал наружную отделку, сделав ее более пышной и соответствующей духу времени. Считалось, что театр с залом на 1600 зрителей и сценой, равной по размерам сцене Большого театра в Москве, будет окончен к 1 июля 1936 г. В начале этого года даже привезли копии картин Репина и Герасимова, предназначенные для фойе театра. Однако из-за неувязок между проектными и строительными организациями и отсутствия средств строительство серьезно затянулось. В процессе работ от пышной отделки фасадов отказались, вернувшись к первоначальному варианту. На интерьерах, однако, не экономили. К разработке проекта театрального зала были привлечены даже академики архитектуры Щуко и Гельфрейх.

Отделочные работы были завершены только в мае 1938 г. Театр стал не только самым крупным, самым современным и комфортабельным в городе, но и самым роскошным. Центральный вестибюль был украшен фонтаном с бронзовой статуей Венеры, в отделке помещений были использованы живописные панно, плафоны, скульптуры и шелковые драпировки. Стены были расписаны под мрамор, дубовая мебель выполнена по специальному проекту.

Правда, собственной труппы у театра не было. Здесь проходили гастроли и торжественные общегородские мероприятия. Только в 1940 г., пока шел ремонт в здании современного театра им. Горького, здесь выступал коллектив днепро­петровской оперы.

В 1941 г. Центральный ДК металлургов юга был конфискован немецким правительством как собственность запрещенных в Германии профсоюзов. Часть громадного здания была отведена под конюшню, а в целом оно элементарно грабилось. В 1943 г. дворец остался не только без мебели, но и без окон, дверей, полов. Все деревянные части были разобраны на топливо. Практически ничего не осталось и от парка. Кроме того, в ходе боев в здание, похоже, попало несколько снарядов. Во всяком случае, театральный зал был серьезно поврежден. Восстановление ДК началось в 1945 г. с ремонта спортзала и нескольких помещений правого крыла. Дальнейшие работы застопорились из-за отсутствия средств и были продолжены только в 1947 г.

24 июля 1948 г. был открыт театральный зал, восстановленный по проекту архитекторов Вассермана и Проскурякова. Вчерне все работы по ДК были завершены к 1950 г., но окончательно здание восстановили только в 1956 г. по проекту архитектора С. Г. Брусова (собственно, театр был открыт уже 18 декабря 1955 г.).

С парком ситуация была гораз­до хуже. После войны его долго использовали скорее как пастбище, чем как парк. Но даже после реконструкции он так и не достиг довоенного уровня.

С начала 1960-х гг. театр был занят Днепропетровской областной филармонией. В конце 1960-х гг. на площади провели очередную реконструкцию, установив памятник Ленину и переместив бронеплатформу на противоположную сторону проспекта Калинина. В 1970-х гг. площадь переименовывают в площадь Металлургов, а имя Петровского присваивают бывшей Привокзальной площади.

В 1980-1990-х гг. здесь строят станцию метрополитена. Только вот про сам ДК немного забывают. С открытием оперного театра его зал перестает быть самым большим залом города. Постепенно сюда перестают заглядывать яркие гастролеры, сходят на нет очереди в кассы филармонии и кинотеатра, а в начале XXI в. филармония вообще перемещается в другое место.

Ветшающее здание будет наскоро отремонтировано только один раз — в 1989 г. по случаю визита в Днепропетровск М. С. Горбачева. Да и то ремонт ограничится покраской главного фасада. В полное запустение придет парк. Сегодняшняя площадь постепенно приближается к своему послевоенному состоянию. И очень жаль, что Днепропетровск никак не может найти применения одному из своих лучших общественных зданий и одному из своих крупнейших парков.

Источник

История города:

Дніпропетровськ. На катку у парку ім. Шевченка. 1930-ті рр.,
1920-1940 гг.
Александр Ковальчук
» Темы о городе:
- Архитектура
- Символика города и области
- Город по кусочкам
- Заметки о городе
- История города
- История улиц и зданий
- Исторические карты
- История городского транспорта
- Знаменитые люди города
- Исторический календарь

copyright © gorod.dp.ua, ЧАО Сегодня Мультимедиа, ТРК Украина
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте