«Человек, не знающий своих корней, летает в воздухе, как пушинка, и нигде не может отыскать достойного места. А если мы будем эмоционально ощущать полную, неукороченную историю нашего города, жить будем спокойнее и увереннее», - говорит кандидат исторических наук Олег Репан. Ученые Института общественных исследований несколько лет заняты определением места, которое точно можно назвать колыбелью Днепропетровска.
Средневековая строительная деятельность на этой территории имела глубинные местные корни, что за многие века тесно сплелись с элементами культуры разных народов, которые появлялись на юге Украины. Основное внимание ученых концентрируется сегодня на Старой Самари, Старом и Новом Кодаках, которые в тогдашних документах обозначались как «город».
Проезжая мимо Кайдакского моста не каждый задумается, откуда взялось это название. А ведь слово «Кайдаки» произошло от названия Новый Кодак, который был центром административной единицы казацкого государства – Кодацкой паланки. Она простиралась на 12 тысяч кв. километров, включала в себя всю современную Днепропетровщину и части Запорожской, Кировоградской, Херсонской, Николаевской и Одесской областей. Новый Кодак возник как военный форпост и торговый город на небольшой возвышенности возле оживленного днепровского перевоза и обязан своим именем Старому Кодаку. В XVIII веке Новый Кодак обладал необходимыми городскими признаками – тут была крепость, административный, транспортный и торговый центр. В городе уже к середине 1750-х гг. насчитывалось более 5000 чел. Для сравнения отмечу, что в Екатеринославе через 100 лет жило около 10 000 чел.
Здесь сходились торговые пути, была переправа через Днепр и удобное место для остановки кораблей перед Днепровскими порогами. О торговом потенциале Нового Кодака говорят сведения о 40 шинках и 30 лавках, постоянно действующих в то время. Духовный центр одной из самых развитых паланок находился там, где сейчас стоит старейшая в городе Николаевская церковь на Заводской Набережной. Этот храм был построен в ХІХ веке на месте церкви Нового Кодака.
Потомки казаков, активисты-историки и просто заинтересованные судьбой региона люди решили поставить на этом достаточно видном месте гранитный памятный знак с изображением карты казацкой Украины, на которой выделена Кодацкая паланка. Также в граните высечены слова Тараса Шевченко из пьесы «Назар Стодоля»: «Знаєш, як приїдемо ми у Кодак... Се запорозький город... От як приїдемо, мерщій у церкву, повінчаємось; тоді і сам гетьман нас не розлучить, і будемо довго, довго там весело жити». Для Тараса Григорьевича наши края были особым местом, он ощущал героическую энергетику прошлого, царящую здесь.
Создал монумент весом более 10 тонн каменотес из Запорожья Виктор Николенко. Проект знака рождался в муках совместного мозгового штурма всех основателей проекта – организатора Алексея Лазько, Олега Репана и руководителя казацкого движения Александра Притулы.
Место, где сейчас находится памятный знак на Заводской Набережной, представители всеукраинской федерации «Спас», Института общественных исследований и Благотворительного фонда Алексея Лазько выбирали долго. Год согласовывали внешний вид самого памятника. Но теперь монумент установлен, и авторы надеются, что он станет не только украшением Днепропетровска, но и напоминанием, что все это – наша история.
Мы можем пытаться отказаться то ли от казацкого, то ли от имперского периода – у людей разные взгляды на прошлое и часто такие взгляды приводят к избирательности. Тогда изучается и отмечается именно то, что является идеологически выгодным в пределах определенной концепции. Но такой подход только обедняет нас. Побродите улицами Нового Кодака – самыми старыми улицами нашего города. Послушайте звон колоколов Николаевской церкви – самой старой церкви города. И после этого скажите сами себе – хотите ли вы не замечать эту часть нашего прошлого?
ІСТОРИЧНЕ ФОТО |
Театр ім. Шевченка, Ноябрь 1967 Макс Радко |