Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.

ИСТОРИЯ ГОРОДА

Проспект Карла Маркса, 91: между прошлым и будущим


Римско-католический костел на Екатерининском проспекте (пр. Карла Маркса, 91)

Костел К.Маркса

Установка куполов

Верхушки

*

Кресты

Римо-католический храм
Борьба вокруг здания католического костела уже стала неотъемлемой частью городского бытия. Что поделать, если одни люди видят в нем храм, а другие – удобное и выгодное место для коммерции. В наше время этот конфликт вполне объясним и даже закономерен. Да вот только на проспекте Карла Маркса, 91 все же стоит не офисное здание и не магазин, а старейший католический храм региона.


Первый католический храм региона возник еще в 1639 г. при восстановлении польской крепости Кодак. Но в 1648 г. он прекратил свое существование и больше никогда не возобновлялся. Возникновение стабильных католических общин относится к последней четверти XVIII в., когда в крае начинают поселяться немцы, поляки, итальянцы, французы. Особенностью первых общин было то, что в основном они возникали в новых земледельческих колониях. В городах присутствие католиков поначалу было невелико, и для удовлетворения духовных потребностей им вполне хватало домашних богослужений. Но с течением времени ситуация стала меняться.

Ходатайство о строительстве костела в городе Екатеринославе было возбуждено католической общиной еще в 1842 г. Сегодня точно не известно, почему решение этого вопроса было отложено на столь длительный срок, но разрешение на строительство было дано только в 1860-х гг. Участок для строительства костела был приобретен по Екатерининскому проспекту из территории Городского (Верхнего) сада.

Проект костела был выполнен губернским архитектором, поляком по национальности Альбертом Викентьевичем Бродницким. При небольших размерах здания предложенное им решение было достаточно традиционным, но впечатляющим. Главный фасад, выходящий к Проспекту, украшали две высокие колокольни, пышный портал входа и ангел с крестом над нефом*. Так как община все же была не слишком велика, то храм получил один неф, освещенный высокими стрельчатыми окнами и завершенный мощной алтарной апсидой*. Над алтарем на крыше была предусмотрена высокая ажурная башенка. Духу здания отвечал и выбранный для него готический стиль.

Проекты столь значительных общественных зданий тогда в обязательном порядке отсылались на утверждение в Техническо-строительный комитет МВД. Отослан в Петербург был и проект Бродницкого. Однако согласования он не прошел. Кроме претензий к архитектурным решениям, возникли и серьезные сомнения в прочности конструкций будущего здания. По итогам проект был значительно переработан членом комитета Петром Меркуловым. Новый вариант был разработан на основе плана и композиций Бродницкого. Но при этом была несколько увеличена ширина и уменьшена высота колоколен (общая их высота вместе со шпилями осталась неизменной), понижена высота нефа и значительно упрощен и приближен к романским образцам декор здания. Новый вариант и был утвержден МВД 16 июля 1869 г.

Строительство костела завершилось в 1877 г., а освящение во имя Св. Иосифа состоялось в 1878 г. В 1890-х годах при здании костела были выстроены жилой дом для причта и здание школы и деканата католической общины. А затем были начаты работы и по расширению костела, который уже был мал для выросшей общины. Проект расширения был сделан губернским инженером Станиславом-Антоном Юлиановичем Харманским и утвержден МВД 22 февраля 1900 г. По этому проекту здание было расширено боковыми двухъярусными нефами и пристройкой в алтарной части.

Римско-католический костел в Днепропетровске был закрыт в 1928 г. Первые годы после закрытия в нем размещалась стекольная мастерская, а в середине 1930-х гг. он был переоборудован в выставочный зал. При этом, хотя кресты со здания и были сняты, но внешне оно практически не изменилось.

Богослужение в костеле было возобновлено в 1942 г. Правда, в этот период основную массу его прихожан составляли уже не местные жители, а солдаты итальянских частей, входящих в гарнизон города.

После освобождения города священника в храме больше не было, но по инерции здесь продолжали собираться католики. Малочисленная община ничего не могла сделать для поддержания и ремонта пострадавшего во время боев храма. Именно это и стало поводом для его вторичного закрытия и передачи на баланс горсовета. В 1948 г. его планировали снести и выстроить на участке Оперный театр, но эта идея как-то не прижилась. 30 июля 1949 г. здание было передано городской Публичной библиотеке, а 12 февраля 1949 г. – городскому комитету физкультуры.

В этом же году костел был капитально перестроен по проекту архитектора В. Ковалевича под спортивный зал школы спортивного мастерства. По бедности времени основное внимание при реконструкции было уделено главному фасаду: демонтированы шпили колоколен, пристроен четырёхколонный портик с тамбуром и балконом. А вот ни планировка здания, ни его основные объемы практически не пострадали. Планировка была изменена только в 1984 г., когда здание приспосабливалось под размещение управления спортивных лотерей. Но и в это время до его капитальной перестройки руки как-то не дошли.

Так за «сталинской» маской костел благополучно достоял и до наших дней, когда вступил в новую, бурную полосу своей истории.

Неф* – часть интерьера, ограниченная с одной или обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.
Апсида* – сводчатая ниша алтаря.

Валентин СТАРОСТИН,
начальник информационного центра МГО «Інститут Україніки»

История города:

Кам'янське (Дніпродзержинськ). Костьол Св. Миколая,
1840-1920 гг.
» Темы о городе:
- Архитектура
- Символика города и области
- Город по кусочкам
- Заметки о городе
- История города
- Исторические карты
- История городского транспорта
- Знаменитые люди города
- Исторический календарь


copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте