Уже достоверно установлено археологами, что люди на территории современного Днепропетровска жили с незапамятных времен, практически с бронзового века. Привлекало людей это место красивейшей природой, плодородной землей с достаточно мягким климатом, а также своим географическим расположением: Днепр с его притоками — Самарой и Орелью — позволял осуществлять не только удобное сообщение по воде, но контролировать большую территорию, охраняя ее от посягательств врага. А желающие «поживиться» были всегда. Фактически вся история нашего края и родного города в том числе, укладывается в знаменитую толстовскую формулу: «война и мир».
Тут можно вспомнить и о том, как славяне времен Киевской Руси отстаивали эту землю от степняков-кочевников, и запорожских казаков, чьи паланки и зимовники располагались на территории современного Днепропетровска, и считавшуюся неприступной крепость Кодак, взятую войском Богдана Хмельницкого. И то, как оспаривали эту землю друг у друга в 20-х годах прошлого века белогвардейцы, большевики и воины Нестора Махно.
Форсирование же Днепра и освобождение самого Днепропетровска от гитлеровских полчищ в октябре 1943 года вообще вошло в мировую историю, как беспрецедентный пример мужества и самоотверженности, героизма и военного искусства. Шутка ли: только за эту операцию было присвоено столько званий «Герой Советского Союза», сколько за Сталинградскую битву и Курскую дугу вместе взятых.
Сегодня Днепропетровску опять приходится быть оплотом обороны Украины. На сей раз от посягательств на независимость и целостность Украины от сепаратистов и их пособников — кремлевских наемников. Исторические события нашего края, кстати, всегда бывшего многонациональным, воспитали его жителей и толерантными к другим людям, и доброжелательными к друзьям, и стойкими в защите своего права на свободу, и неутомимыми в работе на благо города и страны.
А теперь немного фактов, подзабытых сегодня, но достойных того, чтобы мы гордились деяниями своих земляков.
Тот облик, который имеет сегодня наш город, был заложен еще в конце XVIII века лучшими зодчими России того времени: Андрианом Дмитриевичем Захаровым, Иваном Евгеньевичем Старовым и Василием Петровичем Стасовым. Именно они проектировали те здания Санкт-Петербурга, которые сегодня считаются всемирным культурным наследием. В то время Екатеринославу планировали отвести роль Южной столицы, а посему денег на его обустройство не жалели. Именно этими зодчими был спланирован исторический центр и строгое расположение улиц, привязанное к Днепру — либо вдоль течения, либо перпендикулярно к нему. Согласитесь, далеко не каждый город мира может похвастаться столь четкой планировкой.
Затем на долгое время город превратился хотя и в губернский город, но весьма скромный по размерам и задачам.
Второе дыхание развитию города дал промышленный бум конца XIX века, когда были открыты Донецкий угольный и Криворожский железорудный бассейны. В 1873 году была построена и сдана в эксплуатацию железная дорога, позволившая доставлять сюда руду и уголь и определившая роль города, как металлургической столицы всего Юга Российской империи. А 18 мая 1884 года был открыт первый на тот момент в стране двухъярусный 15-пролетный мост длиной с подходами 2397 метров, позволивший осуществлять железнодорожное и шоссейное движение с левого берега Днепра на правый.
В эти же годы открываются металлургические заводы Брянского акционерного общества, франко-бельгийского акционерного общества Шодуар, завод Гнатке, вагоноремонтный завод. К концу века в городе действовало уже 69 крупных заводов и фабрик, а его население приближалось с 150 тысячам человек. Это был уже крупный, по тем временам, город.
В июне 1897-го в городе был запущен электрический трамвай. Кстати, третий в стране после Киева и Нижнего Новгорода и гораздо раньше, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Причем, на тот момент Екатеринославские трамвайные линии были крупнейшими и имели четыре маршрута:
— от вокзала по Екатерининскому проспекту до Соборной площади;
— от порта по Провиантской улице до Екатерининского проспекта;
— от вокзала по улицам Торговой и Иорданской до Днепра;
— от проспекта по Александровской улице до улицы Базарной, на которой тогда располагался главный рынок города.
В ХХ веке город бурно развивался. И к началу Великой Отечественной войны в нем насчитывалось 622 крупных промышленных предприятия с населением более полумиллиона человек. Днепропетровск, по выражению нашего земляка и выдающегося историка Дмитрия Ивановича Яворницкого, стал «славным украинским Манчестером». Истинной изюминкой в облике города той эпохи стало открытие в 1932 году железнодорожного Мерефо-Херсонского моста, связавшего станции Нижнеднепровск на левом берегу и Лоцманку (ныне — Южный вокзал) на берегу правом, закольцевав, таким образом железнодорожные ветки в черте города. Уникальность этого сооружения в том, что это:
— первый в мире мост, построенный по дуге с поворотом над Монастырским островом;
— самый длинный арочный мост в мире (длина от берега до берега — 1627 метров);
— самый длинный железнодорожный мост Европы.
Во время войны Днепропетровск претерпел колоссальные разрушения. Считалось, что потребуется не менее десяти лет, чтобы поднять его из пепла и руин. Но опять сказался характер земляков, и уже через год практически все заводы начали выдавать продукцию.
Ну а более поздняя история уже слишком хорошо известна нашим читателям, поскольку мы все стали ее участниками и творцами.
С днем рождения, любимый город! С праздником, дорогие земляки!
Автор: Валентина Болтянская, Алексей Логинов
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
в шахту кинулся до сих пор бунтует вылезать на свет божий не желает!!! Ответить | С цитатой