В 1948 году Сталин смотрел фильм «Поезд идет на восток». Фильм не ахти какой. Действие происходит в поезде. Но вот поезд останавливается.
— Какая это станция? — спросил Сталин.
— Демьяновка.
— Вот здесь я и сойду… — сказал Сталин и вышел из зала.
В сентябре 1947 года газета «Зоря» писала:
«Знімання кінокомедії «Москва — Тихий океан» на заводі ім. Петровського
До Дніпропетровська прибула знімальна група кіностудії «Мосфільм», очолювана старшим оператором тов. Гегелашвілі. На заводі ім. Петровського розпочались натуральні зйомки нової кольорової кінокомедії «Москва — Тихий океан» у постановці режисера лауреата Сталінської премії Ю. Райзмана. Окремі кадри із зображенням загального вигляду заводу будуть зняті з літака. Група перебуватиме в Дніпропетровську 5—6 днів, а після цього виїде до Запоріжжя, де зніме ряд виробничих кадрів на «Запоріжсталі».
Як повідомив старший оператор т. Гегелашвілі, фільм буде випущений на екрани до 30-х роковин Жовтня». (Зоря, 14 вересня 1947).
На экраны художественный фильм вышел под другим названием — «Поезд идёт на восток». Романтическая комедия о советской молодёжи была поставлена режиссёром Юлием Райзманом.
Сюжет картины таков. Вечером 9 мая 1945 года, когда на площадях и улицах Москвы тысячи людей отмечали праздник Победы, от перрона Северного (нынешнего Ярославского) вокзала отошел поезд на Владивосток. В купе поезда встретились девушка-садовод Зина Соколова (Лидия Драновская), недавно окончившая Тимирязевскую сельхозакадемию, и офицер-моряк Лаврентьев (Леонид Галлис) из Ленинграда. Познакомились они чуть раньше, у окошка вокзального телеграфа. Живой, непосредственный характер Зины моряк принял за несерьезный, легкомысленный. Лучше узнать друг друга путешественникам помог случай: на одной из станций они отстали от поезда и дальнейший путь совершали уже вдвоем, знакомясь по дороге с людьми и с жизнью нашей необъятной Родины. Соколова и Лаврентьев попадают на огромный завод, выстроенный в тайге. На заводском самолете они летят дальше на восток, совершают вынужденную посадку, долго едут сквозь тайгу на подводе, ночуют в колхозной МТС и наконец вновь добираются до железной дороги. Скоро конец пути — Владивосток. За время вынужденного совместного путешествия молодые люди полюбили друг друга. Решительное объяснение произошло перед самым Владивостоком. Расставаясь на вокзале, Зина и Лаврентьев знали, что их разлука продлится недолго.
Вскоре после выхода на экраны эта кинокартина была подвергнута критике за «мелкотемье», уже в июне 1948 года один за одним стали появляться в газетах резко отрицательные отзывы об этом фильме. Например, с заглавием «Откуда эти герои?» После этого картину показывали лишь в периферийных кинотеатрах. В 1970 году была выпущена «восстановленная» версия, укороченная на две минуты (при этом нельзя сказать, что вымарывали именно Сталина: в одной из сцен на стене висит его портрет), в отдельных эпизодах переозвученная, к тому же в чёрно-белом варианте. В настоящее время по телевидению демонстрируются и издаются на видеокассетах и DVD обе версии.
В ролях снимались Лидия Драновская, Леонид Галлис, Мария Яроцкая, Михаил Воробьев, Владимир Любимов, Петр Глебов, Валентина Телегина и другие. Сценарист: Леонид Малюгин (1909-1968), Режиссёр-постановщик: Юлий Райзман. Художник-постановщик: Абрам Фрейдин. Операторы: Игорь Гелейн, Аркадий Кольцатый. Композитор: Тихон Хренников.
Если документальный фильм Райзмана «Берлин» (1945) приняли восторженно, то «Поезд идет на восток» критика осудила за «мелкотемье». «Зоря» тогда так и не решилась откликнуться рецензией на этот фильм, хотя практически о каждом новом фильме (их выходило не так уж много) писалось.
Что касается режиссера Юлия Райзмана, то его тогдашнее состояние — почти сорок лет спустя, в 1987 году — запечатлела газета «Советская культура»: «После просмотра фильма «Поезд идет на Восток» был на годы отлучен от «Мосфильма»…
Тем временем в наше время фильм оценивают куда доброжелательнее, Вот пара цитат:
«Замечательный фильм, который пролежал много лет на полках, только потому что образы главных героев были близки голливудскому кино тех же лет. Не типичная для нашего кинематографа работа. Увлекательная романтическая комедия. Легкая, и в тоже время с серьезными диалогами о любви».
«Фильм, действительно, светлый и даже выходящий за рамки фильмографии 60-летней давности. Все в нем замечательно: и сценарий, и режиссура, и игра актеров, а дуэт Лидии Драновской и Леонида Галлиса — выше всяких похвал, и, конечно, музыка Тихона Хренникова».
Любопытные факты
Поезд ведёт пассажирский паровоз «Иосиф Сталин» (ИС20-630), при этом сам паровоз окрашен в чёрный цвет, что характерно для грузовых, но не для пассажирских паровозов.
Город, в котором герои отстали от поезда, — Пермь.
Восьмиклассницу Аллу Ларионову (1931—2000), будущую звезду советского кино, на улице заметил ассистент режиссёра и пригласил сниматься в фильме «Поезд идёт на восток». Мать с отцом были против актерской профессии дочери. Но Алла проявила характер. И годы спустя с лёгкой укоризной напоминала родителям, как те чуть было не изменили всю её жизнь. Хотя ее имя даже не значилось в титрах фильма. Так что фильм «Поезд идёт на восток» никоим образом не помог Ларионовой поступить в ГИТИС, где она познакомится со своим будущим мужем Николаем Рыбниковым.
Песня, которую запевает, аккомпанируя себе на аккордеоне, матрос (в этой эпизодической роли снялся автор музыки — композитор Тихон Хренников), а подпевают пассажиры поезда, обрела самостоятельную жизнь. Слова песни написал наш земляк поэт Михаил Светлов:
Споём, друзья,
Путь далёк —
На Дальний Восток.
Пусть плывёт над океаном
Песня друзей!
Поезд идет всё быстрей.
Автор: Николай Гнатко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |