Его мало знают в Украине, но в Европе он имеет тысячи персональных фанатов. В Италии, где он больше 10 лет выступал за миланский клуб «Ковер», его называют Бьендо, что в переводе с итальянского означает «белый».
Уроженец Днепропетровска рос круглым сиротой — отец разбился на мотоцикле, когда наш герой еще был ребенком. Через 10 лет в иной мир ушла и мать. Сейчас он — самый титулованный кроссмен Европы. Чемпионат континента украинец выиграл девять раз (!) — по этому показателю он абсолютный рекордсмен в Старом Свете. А целая россыпь побед на крупнейших международных коммерческих стартах сделала Сергея Лебедя одним из самых высокооплачиваемых украинских легкоатлетов.
Когда Олимпиаду не принимают в расчет
— Сергей, откуда у спонсоров такая любовь к кроссу?
— Это трезвая любовь — с расчетом. Для того чтобы провести турнир на дорожке, нужно арендовать стадион. А для кросса этого не требуется. Просто составляешь маршрут, договариваешься с местными властями, перекрываешь дорогу, подключаешь спонсоров и телевидение — и вот тебе турнир.
— Вы в прошлом году собирались осваивать марафон. Зачем вам бегать 42 километра?
— Марафон я хотел освоить для того, чтобы претворить в жизнь свою самую заветную спортивную мечту — стать олимпийским чемпионом. Жаль, что в свое время кросс исключили из программы Олимпийских игр. А все из-за разгильдяйства организаторов Олимпиады в Париже-1924. Дистанция, пролегавшая вокруг стадиона «Коломб», тогда была очень тяжелой. На трассе не было ни одного деревца, термометр показывал 45 градусов выше нуля. Кроме того, спортсменам пришлось бежать по петлявшей в ложбине дороге вблизи от свалки… кухонных отбросов. Дышать было невозможно, и участники буквально падали на дистанции. Из 38 стартовавших финишировало только 15 человек. После чего кросс был исключен из программы Олимпийских игр.
— Разве реально белому выиграть марафон, который считается настоящим украшением Олимпиады?
— Здесь есть свои нюансы. Нужно понимать, что лучшие легкоатлеты — прежде всего, профессионалы. Например, выдающийся эфиопский бегун, двукратный олимпийский чемпион Хайле Гебреселассие вообще не поехал на Игры в Пекине-2008. Однако через месяц одержал блестящую победу в марафоне на коммерческом турнире. Причем с мировым рекордом. Разгадка такой нестыковки предельно проста. За свою победу с мировым достижением Хайле заработал около 500 тысяч евро. А на Олимпиаде за победу в марафоне максимально можно было получить 60—70 тысяч. Вот такая арифметика. Поэтому шансы выиграть марафон на Олимпиаде у белых все-таки есть. А я в кроссе нередко обыгрываю африканцев. Бывало так, что я побеждаю, а за мной следом один за одним финишируют пятеро темнокожих коллег. Так что никакого психологического барьера насчет искусственно созданного ореола непобедимости африканцев у меня нет.
Мясной приз
— Вы побеждали в десятках престижнейших международных коммерческих турниров. Какой самый оригинальный приз получили вкупе с денежным гонораром?
— Семь лет назад в Испании мне подарили овцу. Я сначала думал, что организаторы турнира так экстравагантно подшучивают над победителем. Но все было серьезно. Потом в испанском журнале видел собственное фото, где стою на пьедестале, держа в руках эту бедную овечку. Впрочем, возможно, у нее была и счастливая жизнь. Я ведь сразу ее подарил приятелю-испанцу. Трезво рассудил, что сложно будет взять ее с собой в самолет.
Также как-то снова в Испании подарили вместе с чеком и огромным красавцем-кубком вяленую ногу теленка. А в Москве в 2005 году вручили ключи от ВАЗ-2107. У меня к тому времени «Мерседес» давно был.
— Слышал, вы как-то на собственное награждение в Киеве опоздали из-за аварии.
— На церемонии «Афина-2007» появился буквально за 10 минут до вручения награды. Тогда меня признали лучшим легкоатлетом Украины. Но опоздал отнюдь не по своей вине. Отправился из Днепропетровска в Киев на своей машине. Уже доехал до столицы, но перед заездом к месту, где проходила церемония, в мою Toyota Land Cruiser на большой скорости врезалось авто. Машину швырнуло метров на 30 по трассе. Слава Богу, в авто сработали подушки безопасности, поэтому в результате аварии никто не пострадал. Но я был вынужден дожидаться работников ГАИ и проходить медицинское освидетельствование насчет наличия в крови алкоголя, на что потребовалось около двух часов.
150 допинг-проб
— А не жалеете, что 12 лет назад не приняли итальянское гражданство?
— Никогда не жалел и не буду. Мой дом в Днепропетровске. Здесь я родился. Здесь построил себе дома. Есть вещи, которые важнее денег. Хотя, если бы стал итальянцем, зарабатывал бы намного больше. У меня была бы куча рекламных контрактов, гонорары мне платили более высокие. Плюс Федерацию легкой атлетики нашей страны просто нельзя сравнивать со своим итальянским собратом. Члены сборной Украины имеют штатную зарплату 300—400 долларов в месяц. В Италии ведущие легкоатлеты получают ставку на уровне 5—6 тысяч евро. Но родину не выбирают. И, как бы пафосно это ни звучало, горжусь тем, что я украинец.
— В кроссе смена гражданства — распространенное явление?
— Во многих странах Старого Света одно время активно натурализовывали кенийцев и эфиопов. Помню, как-то в чемпионате мира на старт вышли сразу 18 кенийцев. При квоте на страну в шесть участников. Ларчик открывался просто: шестеро африканцев выступали за Катар, столько же за Бахрейн. Ребята сменили на арабские свои имена, но бежать от этого хуже не стали.
— Так ведь несколько лет назад руководство Международной федерации легкой атлетики (ИААФ) поставило перед такими переходами своеобразный шлагбаум.
— Действительно, теперь, чтобы принять подданство другой страны, легкоатлетам нужно выполнить целый ряд условий. Один из основных — за другую сборную легкоатлет может выступать не менее чем через четыре года после смены гражданства. То есть у натурализованных африканцев пропадает целый олимпийский цикл. Но некоторые из них все равно идут на это. Легкоатлетическая сборная Азербайджана на 50 процентов состоит из эфиопов. Есть у них парень по имени Хайле — тезка знаменитого соотечественника Гебреселассие. Только у кавказского Хайле уже фамилия Ибрагимов.
— Легкая атлетика наряду с велоспортом считается самым «допинговым» видом спорта. Сколько допинг-контролей вы сдали за свою 20-летнюю карьеру?
— Свой первый чемпионат Европы я выиграл в 1998 году. Внимание ко мне со стороны работников Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) сразу увеличилось в разы. Последние 15 лет проверяют по 10 раз в год. Так что 150 допинг-пробу уже точно сдал.
Инспектора ВАДА часто устраивали мне внесоревновательные проверки. Я же регулярно должен заполнять специальную ведомость, в которой указываю свое местонахождение в тот или иной отрезок времени. Как-то в Барселоне за три дня до старта турнира ко мне пришли офицеры ВАДА в семь утра. В Берлин как-то ехал, немецкие таможенники, узнав, что я легкоатлет, «прошмонали» всю машину. До этого в Швейцарию тоже на собственном авто поехал. Так там местные полицейские мне едва ли не обыск с пристрастием устроили. В аккумулятор заглядывали, там запрещенные вещества искали.
— В Италии вас до сих пор называют Бьендо?
— В черный цвет я пока вроде бы не перекрасился. Честно говоря, по-доброму завидую популярности легкой атлетики на Апеннинах. Когда чемпионат мира по тому же кроссу проходит в какой-нибудь соседней стране, несколько сотен итальянцев приезжают поболеть за своих. Помню, как-то чемпионат мира проходил в Швейцарии, так целая толпа итальянцев приехала в Страну банков и сыров поддержать соотечественников. Переживали и за меня — кричали «Бьендо, Бьендо». А на турнире Гран-при в Брюсселе вообще по 10 тысяч болельщиков приходит. Стоят непрерывной цепочкой на протяжении всего пятикилометрового круга. В нашей стране мы к такой культуре боления, увы, придем нескоро.
— Будущим летом вам стукнет 39. Сезон-другой — и на покой?
— Поживем — увидим. В моей спортивной дисциплине на первый план выходит не скорость, а выносливость. В том же марафоне есть ряд спортсменов, которые уже пятый десяток разменяли. Все зависит от индивидуальных особенностей организма. Главное, чтобы травмы не досаждали.
Кросс — это искусство бегать по грязи. Трасса для кросса должна быть оборудована на открытой или лесистой местности, желательно, покрытой травяным покровом. Некоторые представительные турниры по кроссу проходят под лозунгом «Не потеряй шиповки в грязи»! Это настоящая проверка силы духа бегуна! Трасса должна быть четко размечена лентами с обеих сторон. Соревнования начинаются с выстрела из пистолета.
Из досье:
Сергей Лебедь. Родился 15 июля 1975 года в Днепропетровске. Заслуженный мастер спорта Украины по легкой атлетике (2004). Девятикратный чемпион Европы (1998, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2007, 2008, 2010), серебряный призер чемпионата мира (2001) по кроссу. Бронзовый призер Евро-2002, трехкратный победитель Всемирной универсиады (1999, 2001, 2003) по бегу на дистанции 5000 метров. Участник Олимпийских игр в Сиднее-2000 и Афинах-2004. По знаку зодиака — рак.
Автор: Максим Розенко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Успехов тебе, Сережа!. Ответить | С цитатой
Знаю Серегу еще с 90хх, как говорят рубаха парень без понтов, пересекались не раз на сборах и соревнованиях.
Желаю здоровья и удачи!
Артемыч тебе привет!!! Ответить | С цитатой
Мое почтение таким людям, как Сергей. Ответить | С цитатой
До сих пор со стыдом вспоминаю, как 20 лет назад без всякой причины нахамил этому светлому человеку, притом что сам не терплю хамства и не раз выключал свиней, а тут сам повел себя как свинья.
Сергей, в отличие от всяких "авторитетных" бизнесменов, чиновников и псевдонародных избранников, честным и тяжелым трудом заработал свой хлеб с маслом, и я от души желаю ему сохранить здоровье в оставшихся годах спорта и для дальнейшей жизни. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 2