|«« | «« | »» | »»| |
Сколько их точно в нашем городе, подсчитать, наверное, невозможно, потому что они подчиняются разным коммунальным ведомствам. В каждом из них зашифрован кусочек истории, развития Днепропетровска, а порой – и других городов. На них охотятся воры металлолома, их пытаются восстанавливать коммунальщики. Отсутствие этих «хранителей» может обернуться настоящей бедой. Речь, разумеется, о люках – металлических крышках канализационных, телефонных, ливневых, тепловых и прочих колодцев разных коммунальных служб и сетей.
Это только на первый взгляд, люки – круглые (реже – квадратные, и совсем уж редко другой формы) железяки на одно лицо. Присмотритесь к ним, и вы поймете, что практически каждая такая крышка несет на себе какую-либо информацию: орнамент, узор и, главное, надписи, в которых зашифрована вся биография этого изделия. Любитель истории нашего города и края Александр Георгиевич Карпов (он недавно представлял на нашем сайте свою уникальную коллекцию старинных утюгов) вот уже несколько лет не проходит равнодушно мимо таких изделий. Разумеется, он как интеллигентный человек не собирает крышки люков «в натуре». Он их фотографирует. И не только на улицах Днепропетровска. Бывая за рубежом, он собрал большую коллекций и тамошних изделий, закрывающих вход в подземный мир…
- Мы сами же стираем свою историю, которая заключена в зданиях, старинных кирпичах и тех же люках, - говорит он об этом увлечении. – Я давно начал «со смыслом» смотреть под ноги, стараясь найти оригинальные люки как советской поры, так и дореволюционные. И часто с горечью обнаруживаю: на том месте, где еще недавно лежала уникальная крышка колодца, теперь – просто дыра или кусок бетона. И если тот же старинный утюг можно найти на специализированном рынке старинных изделий и купить, то люки чаще всего исчезают безвозвратно. Это, конечно, касается нашей страны и России. За рубежом воровать люки для сдачи в металлолом никому в голову не придет…
Прежде чем рассказать о самых интересных люках Днепропетровска и их географии, Александр Георгиевич посвящает меня в суть вопроса. Разнообразные металлические крышки, закрывающие колодцы коммуникаций, появились одновременно с прокладкой в городах водопровода, канализации, телефонных линий – массовым это явление стало полтора века назад. Стилистические течения в искусстве, сменявшие друг друга на протяжении этих полутора веков, не оставили в стороне и столь утилитарные объекты как люки. Их крышки отразили в своем оформлении эклектизм и неостили в XIX веке, конструктивизм, модерн, арт и функционализм — в XX-м. Однако не только художественные течения определяли внешний вид чугунных медалей, усеявших мостовые: ведь все «декоративные излишества» играли прежде всего функциональную роль. Ранние люки украшены характерным геометрическим орнаментом, чтобы предотвратить проскальзывание по их поверхности копыт лошадей и каблуков пешеходов.
Кто первый додумался наносить на люки узоры, надписи - нелегкий вопрос. Вероятно, эти орнаменты были плодом фантазии неизвестных инженеров и литейщиков, но достоверных сведений об этом нет. Идентифицировать можно лишь те изделия, которые уже несут информацию о производителе или городских службах. Приблизительная датировка люков возможна по времени создания самих коммуникаций и колодцев, по местоположению, логотипам и каталогам производителей, по стилю орнаментики.
Водопровод и канализация в Екатеринославе девятнадцатого века охватывали лишь центральную часть города, поэтому и число люков было невелико. Их резкое увеличение происходит на стыке веков, когда централизованное водоснабжение стало распространяться и на окраины, а массовое развитие стали получать телефонные линии. Это же касалось и других городов Российской империи. Если до того люки изготавливались полукустарными мастерскими, то со временем их производство было поставлено на промышленную основу. В каталогах литейных заводов наряду с трубами, радиаторами отопления, кранами, фонарями, оградами и прочими изделиями люки занимают важное место. В то время заводов было значительно больше, чем теперь: почти в каждом крупном городе было свое литейное производство, и эти заводы выпускали индивидуальные люки для своего района.
Как поясняет Александр Карпов, сразу несколько таких предприятий-изготовителей было не только в Екатеринославе, но и в Нижнеднепровске, который тогда считался отдельным поселком. Единого стандарта еще не было, существовало многообразие крышек люков, и по ним можно было проследить географию локальных сетей. В начале XX века по орнаменту, украшающему люк, часто можно было распознать принадлежность люка определенной сети коммуникаций по функциональному признаку. Электрические компании предпочитали плетенку, санитарные — «вафли» (шашки), телефонные компании в США отдавали предпочтение шестиугольному «сотовому» дизайну («пельменница»), а в Европе и России — «стрелам молнии». Эти тенденции носили международный характер. Помимо геометрического орнамента на люках часто можно видеть надписи, несущие информацию о собственнике сети и, соответственно, люка: принадлежит ли он государству, городу или частной компании; о назначении сети — о том, что находится под люком; и о фирме–производителе люков, которая его изготовила.
- По моим подсчетам, до наших дней в Днепропетровске дожило всего несколько десятков дореволюционных люков, - уточняет Александр Карпов.
– Я намеренно, чтобы не вводить в искушение охотников за раритетами и металлоломом, не стану указывать точные места их дислокации. Но отмечу, что наибольшая часть таких живых древностей сконцентрирована на бывшей территории Нагорной полицейской части Екатеринослава – это территория старых кварталов от парка Шевченко до площади Демьяна Бедного. Причем чаще всего подобные редкости мне удавалось обнаружить во дворах частных домов. На улицах такие люки уже давно исчезли…
Коллекционеру изображений старинных и оригинальных люков удалось собрать не просто фото этих реликвий. Александр Карпов на основании своих исследований составил список предприятий, выпускавших (как следует из надписей на крышках) в Екатеринославе собственные люки. Вот только узнать больше об истории этих фирм и их продукции пока что не удается – в архивах нет данных. Может, историки города помогут стереть эти «белые пятна» из жизни города?
А список екатеринославских производителей перед вами:
1.«Пожарный Кранъ», «завод Панусъ», Е.-Г.-В. (Екатеринославский Городской Водопровод)
2.«Инж.Ф.И.Платсъ и К», «Печной заводъ», Нижне-Днъпровскъ:
3.«Канализация Екат. Гор.Упр.» (Городской Управы)
4.«Заводъ Кузьмицкаго и Пенцлина», Екатеринославъ
5.«Канализация Екатеринослава»
6.«Я.Г.Фрейманъ и сыновья», «основ. 1875 г.»
7.«Александровскій Южно-Россійскій заводъ Брянскаго об-ва» Екатеринославъ,
Е.-Г.-В.-(Екатеринославский городской водопровод) Круглый большой и овальный малый
8.«А.А.Хельстремъ и Н.А.Морозов» Екатеринославъ, «Е.-Г.-В.-» (Екатеринославский Городской Водопровод)
9. «Правительтвенный телефонъ», «1909»
10. «Инж. Ф.И.Платсъ и К», «Екатеринослав»
Перешагнем через смутные времена революции и гражданской войны. В СССР производство люков стало совсем массовым, поточным и типовым. После революции 1917 года люки запестрели названиями артелей: «Серп и молот», «Металлист», «Механик», позже их сменили гордые названия металлургических заводов, трестов и городов, где находились литейные производства. Иногда на крышках встречаются и годы изготовления; в брежневскую эпоху предпочтение отдавалось ГОСТам и ТУ, а в настоящее время важнейшей информацией считается тип люка и функциональное обозначение колодца (В — водопровод, Г — пожарный гидрант, К — бытовая и производственная канализация, Д — дождевая канализация, ТС — тепловая сеть, ГС — газовая сеть и т. п.).
Развитие автомобилестроения, появление автотранспорта на улицах предъявило новые требования к люкам, поскольку тяжелые грузовики могли оказывать на крышки колодцев давление до 8 тонн. Крышки колодцев, оказавшиеся на оживленных трассах, оказались более подвержены износу, чем лежащие в тихих закоулках. Они перепроектировались согласно новым инженерным требованиям, и были разделены на классы в соответствии с назначением. Тяжелые люки, устанавливаемые на проезжей части дорог, получили хвостовую часть – своеобразный стабилизатор, который мешал просто так сдвинуть или сорвать люк с его места.
В фотоколлекции Александра Карпова собрано много днепропетровских люков, сохранившихся с советских времен. По ним можно неплохо изучить географию Советского Союза и подивиться парадоксам советской плановой экономики!
- Вот, смотрите, - демонстрирует Александр Георгиевич фотографии, - самые распространенные люки советского периода на наших улицах - с маркировкой днепродзержинского завода. Это логично и естественно – в Днепродзержиинске чугунолитейный завод был создан для обеспечения в том числе и люками всего нашего региона. Но в то же время среди еще сохранившихся на улицах Днепропетровска люков хватает крышек, изготовленных в Харькове, Джанкое, Керчи, Николаеве и даже белорусском Могилеве. Зачем их было везти за сотни километров – об этом знают только создатели советской плановой экономики…
Теперь крупные предприятия поставляют крышки люков в целые регионы, и чаще всего это – стандартные изделия без особой вычурности. Индивидуальность украинских изделий сохраняется только в спецзаказах, обычно для исторических центров крупных городов и отдельных компаний, желающих увековечить себя в монументальных произведениях из чугуна, чаще всего в рекламных целях.
Зато за рубежом красивые, оригинальные люки можно встретить практически на каждом перекрестке. В Европе, США, Японии существует особая каста люков: колодезные крышки, изготавливающиеся по спецзаказам для исторических центров крупных городов. Подобные крышки — подлинные произведения искусства, обычно включающие изображения городских гербов, символики, названия городов, юбилейные даты. Иногда сердцевина таких люков, лежащих где-нибудь на вокзале или в гипермаркете, выполнена из меди или латуни и надраена до блеска. Такие шедевры моментально бросаются в глаза туристам и… расчет рекламодателей оправдывается, ибо на люках нередко размещена реклама(!): здесь и китайский ресторан, и фешенебельный отель, и интернет-провайдер… Есть отдельные экземпляры современных эксклюзивных люков и в Днепропетровске, но уж слишком мало их пока… А было бы больше – тогда, наверное, все мы чаще смотрели под ноги, чтобы увидеть там не просто железный кругляш, а настоящее произведение искусства.
Репродукции из личного архива Александра Карпова.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Уроды вытащат и отнесут в пункты приёма лома, как забор по К.Маркса.
Где он? Даже прокуроры проморгали его демонтаж. Ответить | С цитатой