А на родине об известном американце не знали ничего, пока случайно павлоградцу Виталию Усенко не попалось на глаза интервью американского журналиста, размещенное на сайте ООН, откуда явствовало, что Лео Пасвольский родился и до 12 лет жил с родителями в Павлограде.
Впрочем, не стоит особенно удивляться тому, что этот человек энциклопедических знаний оставался в тени — он никогда не претендовал на известность. И эту особенность его характера отмечали многие, кто с ним сотрудничал. Так, посол США в Организации Объединенных Наций Ричард Холбрук писал о Пасвольском: «Он был из тех фигур, что характерны для Вашингтона, — цепкий бюрократ, единственной целью которого было оставить после себя огромное наследие, практически исчезая из истории». А шеф Пасвольского, госсекретарь Корделл Халл, считал своего персонального помощника мозговым танком, состоящим из одного человека, который предпочитал оставаться совершенно незаметным…
Вперед, к американской мечте
Пасвольские оставляли Павлоград таким, каким видел его в то время другой павлоградец, известный театральный деятель, режиссер Борис Захава.
«Это был типичный уездный город. Знаменит он был разве что своими свиньями, которые после дождя нежились со своим многочисленным потомством в черном месиве липкой грязи на главной улице города. Хотя со строны Павлоград смотрелся достаточно привлекательно. Расположенный на берегу реки Волчьей (вблизи ее слияния с Самарой) именно в том самом месте, где противоположный ее берег покрыт веселым, кучерявым лесочком, он казался уютным и поэтичным. Широкие, просторные улицы состояли из побеленных известкой одноэтажных домиков, слепленных из камыша и глины, крытых в большинстве своем железом, выкрашенным в зеленый цвет. Двухэтажных каменных домов было так мало, что их нетрудно и перечислить: мужская гимназия, дом, где на втором этаже помещалась канцелярия пехотного полка, которой стоял в городе, да еще здание офицерского собрания — вот, кажется, и все», — вспоминал позже Борис Захава.
В начале ХХ века Российскую империю потрясла волна еврейских погромов. Вечером 20 июля 1905 года вспыхнул погром и в Екатеринославе, прекращенный еврейской самообороной (один человек погиб). В октябре 1905 г. в Екатеринославе погромы возобновились, во время которых погибло 67 человек и 100 было ранено. Местная группа еврейской самообороны оказала сопротивление погромщикам, сделав многое для защиты общины.
Около 8 миллионов иммигрантов из России прибыло к тому времени в США. Многие этнические евреи, ирландцы, итальянцы поселились в Нью-Йорке и других городах восточного побережья. Вытесненные из родных краев кто бедностью, кто трениями на религиозной почве, иммигранты были привлечены в Америку предложением работы, земли для ведения сельского хозяйства.
Здесь предпочитали европейских иммигрантов азиатским. Против присутствия, например, китайцев велась активная агитация, и в 1882 году конгресс принял акт о запрещении для них дальнейшей иммиграции. Аналогичный акт был принят в 1907 году в отношении японцев.
Часть иммигрантов, заработав денег, возвращалась на родину, но большинство осталось в США, надеясь на осуществление своей американской мечты.
Яростный антикоммунист, он стал поклонником связей с СССР
Возможно, именно ощущение реальной угрозы и побудило семью эмигрировать. Как бы там ни было, но в 1905 году Мария и Михаил Пасвольские и их пятеро детей уехали в Америку. Уезжали впопыхах, бросив на произвол судьбы издательское дело, которое вел отец семейства.
— Все члены нашей семьи занимались издательством. Еще до переезда в Америку отец Лео издавал газету в Павлограде, — вспоминает племянник Лео Пасвольского, 89-летний профессор Ричард Пасвольский. — После завершения учебы сын пошел по стопам отца. В Нью-Йорке будущий автор Устава ООН редактировал ежемесячный литературно-общественный журнал на русском языке «Американский вестник» и ежедневную газету «Русское слово».
Очевидно, семья была довольно состоятельной, поскольку Посвольскому-старшему быстро удалось снова встать на ноги, возобновив свой издательский бизнес. Повезло и с устройством Лео в Сити-колледж, двери которого в те годы были открыты лишь для избранных. Затем был Колумбийский университет, где Лео постигал политологию.
Его называли толстым усатым коротышкой с огромной круглой головой и курительной трубкой во рту. Однако именно в этой голове непонятно каким образом умещалось такое количество идей, которые Лев Михайлович, позволим себе таким образом приобщить его к родным корням, умел так продвигать, что сравнение с танком кажется особенно точным.
А пока он — свободный журналист, пишет на политические, экономические темы, одна за другой выходят его книги. В 1916 году он дебатирует с Трояким о перспективах русской революции, испытывает восторг от Февральской революции 1917 года, становясь оптимистом.
Американские историки о политических пристрастиях молодого иммигранта в то время пишут следующее: «Пасвольский гарячо верил, что приход к власти в начале 1917 года умеренного режима Александра Керенского станет началом новой эры в истории Росии. Но после того, как в конце того же года совершился организованный Лениным переворот, он перешел на антикоммунистические позиции».
В 20—30-х годах взгляды Л. Пасвольского постепенно меняются. Он становится сторонником развития взаимоотношений США и СССР. К нему начинают приглядываться в госдепартаменте.
Еще в сентябре 1939 года он возглавляет работу по подготовке устава новой международной организации, которая должна сменить обанкротившуюся Лигу Наций. Именно ему президент Рузвельт и госсекретарь Халл поручили начать сбор материалов и приступить к подготовке первых черновых набросков к созданию того, что впоследствии станет Организацией Объединенных Наций.
Любопытно, что эта работа велась в условиях строжайшей секретности. Кроме президента, госсекретаря и небольшой группы экспертов, о ней никто не знал. К апрелю 1942 года в секретных документах госдепартамента уже фигурировало словосочетание «временная ООН».
Ни Англия, ни СССР не отнеслись тогда достаточно серьезно к предложению Вашингтона начать обсуждение вопроса о создании будущей ООН. Но тем не менее основу дальнейших дискуссий составляли предложения США, которые как раз и были подготовлены Лео Пасвольским.
Пасвольский глубоко понимал значение каждого положения, каждого параграфа Устава. Он участвовал во всех без исключения дискуссиях по этому вопросу как в рамках группы американских делегатов и экспертов, так и во всех обсуждениях проекта Устава с представителями Москвы и Лондона.
Когда между союзниками по антигитлеровской каолиции начались переговоры о будущем переустройстве мира, в основу их легли предложения США, подготовленные Л. Пасвольским.
Было бы хорошо, если бы решился вопрос с памятником
Организация Объединенных Наций была создана на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 года, а уже в 50-х годах Пасвольский начинает работу над книгой «История Устава ООН». Книгу закончить не суджено: в мае 1953 года ее автора не стало. Газета «Нью-Йорк Таймс» выходит с некрологом. Подзаголовок к нему дан такой: «Он написал Устав ООН».
Несмотря на это, принято считать, что проект документа подготовили и согласовали на конференции в Думбартон-Оуксе в 1944 году делегации четырех держав: США, СССР, Великобритании и Китая. Однако некоторые американские историки утверждают, что реально автором первоначального варианта текста был один-единственный человек. Это — специальный помощник госсекретаря США, выходец из России Лео Пасвольский.
Он никогда не был в СССР, но вольно или невольно наш земляк зарекомендовал себя приверженцем таких моральных ценностей этого некогда великого государства, как утверждение в равных правах больших и малых наций, отстаивание достоинства и ценности человеческой личности, неприятие войны, приносящей гибель и разрушения.
И уж, конечно, для павлоградцев сегодня главное заключается в том, что в их городе родился и провел свои детские годы видный государственный и международный деятель большой страны, приложивший немало усилий к объединению всех наций во имя мира на Земле.
Обо всем этом говорилось в ходе научной конференции, состоявшейся в помещении Павлоградского историко-краеведческого музея и посвященной 120-летию со дня рождения Л. Пасвольского. В конференции приняли участие историки, журналисты, члены павлоградской еврейской общины. Сегодня в Америке живут родственники Лео Пасвольского, воспоминания которых лягут в основу книги о нем. Руководителями проекта по увековечению памяти нашого земляка выступают Леонид Сердюковский и Янина Лонская. Со ее слов, уже якобы достигнута договоренность с Фондом Виктора Пинчука о финансовой поддержке строительства в Павлограде бронзового бюста автора Устава ООН. Таким земляком город может гордиться.
Автор: Валентина Кордюкова
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Скорбим по утрате или радуемся рождению? Ответить | С цитатой