…О том далеком уже сентябрьском дне сегодня напоминает мемориальная доска на вокзале и величественный памятник в привокзальном сквере. А еще скупые строки Приказа Верховного Главнокомандующего маршала Советского Союза И. Сталина №11, адресованного генералу армии Р. Малиновскому и генерал-полковнику Ф. Толбухину.
Вот строки из текста: «Войска Юго-Западного фронта, продолжая успешное наступление, сегодня, 10 сентября, овладели… важным железнодорожным узлом Чаплино. Особенно отличились… 3-я танковая бригада подполковника Девятко и 39-я танковая бригада подполковника Беспалова. В ознаменование одержанной победы соединениям, частям, которые отличились в боях… присвоить наименование: 3-я Чаплинская танковая бригада, 39-я Чаплинская танковая бригада… Сегодня, 10 сентября, в 20 часов столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует нашим доблестным войскам, которые освободили… Чаплино, двенадцатью артиллерийскими залпами из ста двадцати четырех пушек».
В составе 23-го Будапештского ордена Суворова танкового корпуса личный состав 3-й танковой Чаплинско-Будапештской Краснознаменной орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого бригады (командир — полковник Иван Якимович Девятко) и 39-й танковой Чаплинской Краснознаменной орденов Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого бригады (командир — подполковник Степан Иванович Беспалов) освобождал Украину, Румынию и Венгрию и внес весомый вклад в Великую Победу.
Отступая из поселка и со станции, немецкие захватчики подорвали вокзал, школу, шесть многоквартирных домов, водокачку, электростанцию, паровозы и вагонное депо, узел связи, разрушили все стыки рельсов и стрелочные переводы.
Вслед за частями Советской Армии 23 сентября на станцию прибыла оперативная группа управления Сталинской железной дороги, которая срочно приступила к организации восстановления разрушенной линии. Для ускорения восстановления участка пути Лозовая — Павлоград и Синельниково — Чаплино были мобилизованы 12 тысяч человек. Вместе с кадровыми рабочими-железнодорожниками на восстановлении железной дороги, не покладая рук, по 18—20 часов в сутки работали члены их семей, крестьяне близлежащих сел. По инициативе дорожного мастера И. Абрамовского путейцы и домохозяйки разбирали разрушенные стрелки, из пригодных деталей составляли новые, укладывали их в колею.
8 октября 1943 года, на семь дней раньше установленного срока, железнодорожный путь Синельниково — Чаплино — Мечетная был введен в действие. К началу 1944 года железнодорожный узел Чаплино уже бесперебойно выполнял заявки фронта по перевозке грузов. Вскоре было отремонтировано депо и мастерские, насосная и водонапорная башни.
Сегодня коллективы станции Чаплино, Государственных электротехнических мастерских, оборотного депо, тяговой подстанции, цеха дефектоскопии, путевых околотков и других структурных подразделений Приднепровской железной дороги, расположенных в поселке городского типа Чаплино, живут по четкому трудовому ритму. Железнодорожники достойно продолжают традиции старших поколений, свято берегут память о мужественных освободителях.
Автор: Александр Перепелица
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |