Но времена меняются. Женщина за рулем стала восприниматься иначе. Иногда – как явление само собой разумеющееся, но все чаще – с нескрываемым уважением (которое, в прочем, вслух не всегда озвучивается). Во многом – это заслуга тех представительниц «слабого» пола, которые не побоялись привлечь к себе внимание и проявить себя там, где их не ждали. Например, в качестве водителей маршруток.
Женщины – водители маршрутных такси
Алену Арбузову в городе знают практически все. По крайней мере, все водители. Конечно же, не лично, а понаслышке, но, тем не менее, это тоже о чем-то говорит. К кому ни пойди, у кого ни спроси про женщин-водителей, в разговоре так или иначе прозвучит: «А вот я знаю, на 24-м маршруте женщина маршрутку водит!» Многие даже по имени называют. На 24-ке Алена, правда, уже не работает, в декабре 2012-го пересела на красненький спринтер на 12-м маршруте.
Алена Арбузова с коллегами
К такой популярности Алена относится с пониманием: «Мне кажется, - говорит она, улыбаясь, - если бы на всех маршрутках водителями были бы только женщины и затесался бы один мужчина, его бы, наверное, тоже все знали. Как ни как, необычно». Несмотря на понимание необычности ситуации, к популярности женщина явно не стремилась. До этого старательно избегала журналистов, впрочем, и на этот раз скромно пыталась избежать общения, но уговоры коллектива (а может быть, хорошее настроение) все-таки помогли.
Кульбит судьбы
«Не знаю, что вам сказать, - говорит Алена несколько растерянно. – Мне особо нечего рассказывать. Ничего придумывать я не буду, а так как оно было на самом деле никому не интересно. Обычная жизнь у меня, ничем не примечательная. Водителем маршрутки становиться я не планировала. Закончила 22-е училище, где получила специальность токаря 3-го разряда, а позже – в коммерческом техникуме выучилась на товароведа. Спроси у меня сегодня что-то об этом, уже, наверное, ничего и не вспомню. Муж у меня был частным предпринимателем. Я вела бухгалтерию. Специального образования не получала, сама научилась. Вроде бы неплохо разобралась, даже девочкам объясняла, которые этим только начинали заниматься. Но мне это не нравилось. Скучно. С отчетами всегда тянула до последнего.
Потом с мужем развелись. Надо было как-то зарабатывать. Купила автобус в кредит, большой такой «Эталон», на 26 мест, как на Днепропетровск ездят. Наняла водителя. Одно время автобус у меня работал в Судаке, в Крыму, там тогда можно было больше заработать. Время от времени ездила за выручкой. Сама ездила. Я на права сдала и уже через четыре месяца сама в Крым поехала. Работал у меня тогда водитель Андрей. Он посмотрел, как я вожу и сказал: «Слушай, а ты неплохо машину чувствуешь. Почему бы тебе не сдать на категорию?» Я тогда послушала и решила: «А почему бы и нет?».
Мне интересно было. Я около года сидела дома, так что прилежно ходила на занятия и все учила. На категорию сдала в январе 2009-го. Пошла устраиваться на 24-й маршрут. На фирме меня тогда не хотели брать. Боялись. Думали, что я права купила. Устроили целый экзамен с пятью билетами, в каждом по 20 вопросов. Директор тогда сказал так: «Если на все билеты правильно ответишь, тогда возьмем». Я села, один билет правильно написала, второй, третий… Он тогда на меня так удивленно посмотрел и спросил: «Так ты что, действительно учила?» Я сказала: «да». Так меня и взяли. Но я все равно была под бдительным контролем. Мне тогда больше всех дали стажировки, часов 80 и со мной постоянно ездил кто-то из руководства. Да и мама за меня очень переживала, боялась, чтоб я в аварию не попала, но потом посмотрела, что у меня получается и успокоилась.
Водить в то время мне очень нравилось. Поначалу казалось, что за рулем могу сидеть и днем и ночью, не вставая. Это сейчас, если еду с кем-то из родных или друзей, то предпочитаю рядышком посидеть. Все-таки устаешь. Ведь это постоянное внимание, напряжение…
Люди сначала удивлялись, когда я появилась на маршруте. Снимали меня на телефоны, на видео, фотографировали. Потом привыкли. Сейчас многие пассажиры знают меня в лицо. Бывает, здороваются люди, а я их и не помню».
Однако не все складывалось гладко. Не имея возможности погасить кредит, автобус Алене пришлось продать, после чего несколько месяцев она работала в фирме такси. Но и это оказалось неприбыльным занятием. Спустя время она стала водить чужие автобусы. Прийти на 12-й маршрут ее уже буквально уговаривали. В коллективах она давно стала своей в доску. С коллегами с 24-ки женщина до сих пор вместе отмечает праздники. На 12-м про нее уверенно говорят: «Алена – это мужик. Мы ее вообще не замечаем».
Работа женщине нравится. Самым тяжелым оказывается общение с пассажирами. «К сожалению, не все понимают, что мы устаем, что встаем в четыре утра и весь день за рулем», - сознается она. Для таких случаев она всегда носит с собой валерьянку.
Кардинальных изменений в жизни она не планирует, собирается и дальше водить маршрутку. Правда, уже не на 12-м, а на 4-м маршруте. «Ведь надо же в жизни что-то менять?»
По чужим стопам
Сама того не осознавая, своим примером Алена повлияла на судьбу другого человека – Юлии Гольдрин. Сегодня Юля ездит на 6-м маршруте, курсируя между Днепродзержинском и Карнауховкой на большом автобусе похожем на тот, на котором когда-то ездила Алена. Девушка не брала пример с Алены и тоже не планировала этим заниматься. Просто так получилось. Сначала муж-предприниматель купил автобус. Наняли водителя, однако, тот злоупотреблял алкоголем и от его услуг молодая пара решила отказаться.
«Мы тогда пришли к хозяину маршрута, - вспоминает девушка, - и сказали, что будем сами сдавать на категорию. Он пожал плечами. Думал, что получать права будет муж. А получила я. Он сидел-сидел, улыбался. Потом вспомнил, что на 24-ке работала Алена, и все было нормально. Посмотрел, как я вожу. Особых замечаний не было. Так что разрешил мне выйти на маршрут».
Работа девушке очень нравится. Она сознается, что ее всегда привлекали автомобили. Не нравиться только, когда пассажиры требуют нарушать правила. «Это как болезнь, - говорит она. – Надо или на перекресточке остановить, или под самим светофорчиком, или прямо на пешеходном переходе, а если отказываешь, то начинают грубить». Чего-то особенно сложного в работе девушка не видит. «Раньше я работала машинистом крана на тяжелой сборке на «Южмаше». Не могу сказать, что эта работа сложнее».
На вопрос о том, что больше всего нравится в работе, девушка честно сознается: «Возможность заработать деньги. В принципе, я только поэтому сюда и пошла. Сейчас машина, правда, немного хандрит, приходиться тратиться на ремонт, но когда все нормально, жить можно».
По образованию Юля инженер-технолог 1-й категории. Окончила техникум. Сейчас параллельно с работой учится на 4-м курсе в университете по специальности технолог машиностроения. Сильно в будущее не заглядывает. «В нашем городе что-то планировать невозможно. Где работается там и работается».
Родные не возражают, чтобы Юля работала водителем, считают, что каждому свое. С коллегами отношения у нее хорошие. «Что мы, не люди? - говорят они. – Хочет девочка этим заниматься, пускай занимается». Правда, кое-кто все же считает, что не женское это дело «по локти вымазываться в мазут».
«Сегодня все больше и больше женщин стремятся получить права, - утверждает заместитель директора ООО «Автоман» Александр Владимирович Решетняк. – Эта тенденция достаточно ощутима в последние годы. До развала СССР, например, у нас практически не учились женщины. В основном набирали мужчин, которые стремились учиться на профессионалов, получить категорию «С» - «водитель грузовика». Сейчас же из группы в 100 человек, 45 у нас – женщины. В связи с этим, несколько месяцев назад автошкола даже приобрела автомобиль «Audi 100» с автоматической коробкой передач, которая пользуется особой популярностью среди женщин-автолюбителей. Около месяца автомобиль уже находится в эксплуатации. В основном, и женщины, и мужчины получают категорию «В». В истории автошколы было всего несколько случаев, когда женщины обучались на категорию «D» - «водитель автобуса».
Как отмечает Александр Владимирович, в целом, женщинам гораздо лучше дается теория, они очень прилежны в обучении, тогда как парнями легче усваивается практика. «Но это обобщения, - говорит он. – Бывают и девушки-асы, и ребята, скажем так, не очень». «Здесь главное не пол, - считает Александр Владимирович, - а характер. Флегматик человек, или холерик. Педантичен он, или нет».
От автора
Существует мнение, что Берта Бенц – жена изобретателя автомобиля Карла Бенца, стала первым испытателем автомобиля, а значит не только первой женщиной-автомобилистом, но и первым автомобилистом, в принципе. Более того, когда автомобиль начал терять свою популярность в 1888 г. Берта взяла его втайне от мужа и совершила автопробег вместе со своими сыновьями, что и спасло это изобретение от дальнейшего забвения.
Сегодня, больше чем сто лет спустя, можно еще услышать мнение, что женщине за рулем не место, но все же, большинство мужчин уже думает иначе. Такое отношение – дань уважения профессионализму таких водителей, как Алена и Юля. Уважение они заработали своим усердием, прилежностью, знаниями и умениями. Глядя на страшные автокатастрофы, которые зачастую провоцируют отнюдь не женщины, иной раз сомневаешься, кто же должен сидеть за рулем. Судьба женщин тесно связана с судьбой автомобиля и возможно, неспроста.
Мнение автолюбителей
Сергей Владимирович
Женщины водят не только не хуже, но даже лучше, чем мужчины, они аккуратнее за рулем. Бывает, конечно, что иногда женщина задумается на перекрестке или в другом не очень удобном месте, но, как мне кажется, это потому, что она ищет наиболее удобный и наиболее безопасный путь. Есть, конечно, такие, которые глупости делают на дороге, но это, в основном, те, кто еще только учится. Это не только женщин, но и мужчин касается. Вообще, я не знаю, почему появился миф о том, что из женщин плохие водители. Наверное потому, что большинство водителей - мужчины. Правда, в последние годы женщин за рулем становится все больше. Много бизнес-леди, которые стараются ни в чем не уступать мужчинам. Да вот и за рулем маршруток уже женщины появились, а в Днепропетровске, я помню, еще в 2004-м году женщины маршрутки водили.
Виталий Богданович
Хорошие или плохие из женщин водители? Да пятьдесят на пятьдесят. Есть плохие, есть и хорошие. Сам я часто попадал в неудобные ситуации на дороге, которые провоцировали женщины-водители. Они как-то по-другому мыслят. Сложно сказать, чем именно отличается их ход мыслей от мужского, но женское мышление – загадка, которую еще никому не удалось раскрыть. И я пытаться не буду. Правда хочу заметить вот что – женщины лучше мужчин знают правила дорожного движения. Среди мужчин очень многие права покупают, процентов 90, наверное, женщины же так не делают. Они говорят: «Я сама!» и упорно учат.
Владимир Петрович
Женщины аккуратнее водят, чем мужчины. Правила они хорошо знают, и что самое главное – не пьют за рулем. Даже не знаю, почему так считать стали, будто женщина хуже мужчины водит. Это разве что неопытные какие-то.
Автор: Святослав Чирук
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |