Днепродзержинское неформальное движение
Поговорка: «Куй железо, пока у власти Горбачев», наиболее ярко отображает состояние общества в СССР, в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия. Именно в этот период, когда «государственная машина контроля и управления» временно бездействовала, граждане получили возможность самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Коммунистические боссы и теневые предприниматели были увлечены легализацией собственных финансовых «сбережений», обычные люди тоже не сидели «сложа руки» - те, кто был настроен оптимистично, кинулись создавать малые и средние коммерческие предприятия, те, кто был настроен пессимистично – выстроились в очередь в посольствах капиталистических стран. В тоже время, не все граждане смогли понять и принять «время демократических перемен», многие люди продолжали исправно ходить на работу, приспосабливаться к гиперинфляции, мириться с задержками выплаты заработной платы.
В это смутное время, на улицах Днепродзержинска стали появляться молодые люди, которые абсолютно не вписываются в общую картину происходящих перемен. Обывателям было сложно понять, чем занимается нестандартно выглядящая молодежь, было видно, что эти ребята не грустят, ничего не ждут, ничего не создают и ничего не воруют. Смыслом жизни для представителей «первого эшелона» местного неформального сообщества было индивидуальное творчество, культурное развитие и самовыражение.
Рождение днепродзержинской «Маевки»
Возможность познакомиться с зарубежным культурным наследием - было практически единственным положительным результатом «перестройки» социалистического общества. Под воздействием музыки, фильмов и книг, в обществе начинает формироваться неформальная культурная прослойка. Однако, несмотря на «демократическое потепление», чиновники, милиция и обыватели очень болезненно реагировали на появление неформалов. В Днепродзержинске в 80-х годах за нестандартные прически, амулеты и атрибутику могли выгнать из комсомола или школы. Но даже такие жесткие меры не могли остановить растущую волну неформального движения - уже в начале 90-х годов в городе сформировалось устойчивое рок-культурное сообщество. Идея собраться на природе и несколько дней пожить в атмосфере искренности, дружбы и любви возникла спонтанно. В 1993 году, в день Международной солидарности трудящихся, по инициативе нескольких энтузиастов было принято решение устроить пешее паломничество к берегам «Голубого озера», которое на тот момент было труднодоступным и практически безлюдным местом.
Первая «Маевка» собрала около 30 человек, никто даже не предполагал, что это мероприятие, в конечном счете, станет «визитной карточкой» днепродзержинского неформального сообщества. Буквально со следующего года «Маевка» превратилась в неофициальный субкультурный фестиваль, в рамках которого каждый мог продемонстрировать себя и свое творчество. Программа майского слета включала в себя общую трапезу, коллективные игры, дискуссии, боди-арт, массовое купание голышом, ночной концерт, а иногда, даже парад «воздушных змеев».
Вести о днепродзержинской неформальной «маевке» очень быстро вышли за рамки города, на фестиваль начали приезжать гости из Днепропетровска, Новомосковска, Верхнеднепровска, Николаева, Херсона, Киева и Москвы. «Маевка» поражала приезжих своей уникальностью - находясь под впечатлением от увиденного, иногородние неформалы дают Днепродзержинску второе имя – «Дрезден». Прозвище «Дрезден» в конечном счете, так сильно прижилось, что в последние годы его можно услышать даже в среде «непосвященных горожан».
Переформатирование и реанимация
Несмотря на то, что сегодня «Маевка» переживает период спада и культурного застоя, отдельные группы разорванного днепродзержинского неформального сообщества продолжают собираться на тех участках Голубого озера, которые пока еще не помечены колючей проволокой, бетонным забором и металлическими колышками. Грустно смотреть, как уникальное культурное явление нашего города постепенно умирает…
Человек, по своей природе нуждается в самовыражении. Каждый из нас является носителем какой-то культуры, все зависит от воспитания, вкусов, интересов и среды обитания. Так уж вышло, что поклонникам массовой и традиционной культуры сегодня чуть-чуть легче, чем неформальному сообществу, больше шансов и возможностей для творческой реализации. Неформалам нет смысла ждать «культурного потепления» и «попутного ветра», тем более, что рок-культура чаще шла шла против, а не по течению. В настоящий момент, неформальному движению нет никакого смысла «убегать и прятаться» от общества, нам нужно учиться отстаивать свое место и право на жизнь в общем культурном пространстве. Нужно подумать над новым форматом фестиваля и возродить славную культурную традицию.
Прошу всех, кто желает добровольно участвовать в реанимации днепродзержинской «Маевки» писать мне на адрес: [email protected]
Автор: With LOVE, Евгений Колишевский
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |