Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
ср, 15 января 2025
11:20

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Павлоградка Лидия Мартыщенко – героиня фильма о войне

Павлоградка Лидия Мартыщенко – героиня фильма о войне
«Альба Регия – это звучит как название цветка…». Люди старшего поколения хорошо помнят позывные радистки, открывающие советско-венгерский фильм под таким же названием.

Альба Регия в переводе с венгерского означает «Белый город». Такое название носила в старину резиденция венгерских королей — город Секешфехервар. Именно отсюда за линией фронта жадно ловили позывные, складывавшиеся в важные донесения. Советской радисткой-разведчицей была Лидия Мартыщенко, жительница Павлограда, добровольно ушедшая на фронт в 1943-м вместе с частями Красной Армии, освободившими ее родной город от оккупантов.

Она ушла на фронт, чтобы мстить за расстрелянного брата...

Лида была старшим ребенком в многодетной семье рабочего Сергея Авраамовича и домохазяйки Марии Сысоевны Мартыщенко. Ютились в мазанке на улице Интернациональной. Семье жилось тяжело, трудился один отец, поэтому, закончив семилетку, Лида пошла работать на завод № 55. Там в последствии работали все ее братья и сестры.

— Ну и куда же тебя, пичуга, пристроить? — встретил новенькую начальник завода Николай Дмитриевич Жиляев. — Ко мне секретарем-машинисткой пойдешь ? В цеху тебе пока еще делать нечего…

Это были первые годы работы завода, который очень скоро стал крупнейшим предприятием Союза по выпуску боеприпасов. Начало войны резко изменило обстановку на заводе. В августе 1941 началась его эвакуация. Вместе с заводом уехала в Челябинск сестра Нина, она работала мастером- контролером и была очень нужна на новом месте. Отец уехать не смог-заболел, и остальные члены семьи остались в оккупированном фашистами городе.

Спокойно врагу в Павлограде не было. Действовало антифашистское подполье, давали о себе знать партизаны. Сотрудничал с партизанами и младший брат Лиды — Михаил. Когда немцы объявили террор павлоградцам, поднявшим восстание в феврале 1943 года и начали без разбора расстреливать мужское население, сосед-полицай выдал фашистам восьмерых мальчишек, которые прятались на чердаке дома Мартыщенко. Был среди них и Миша. Всех восьмерых расстреляли.

Много лет спустя Лидия Сергеевна говорила, что желание мстить за смерть любимого брата было очень велико. Поэтому когда в сентябре 43- го наши войска освободили город, она ушла вместе с ними на запад.

Радистка-разведчица 3-го Украинского фронта

В освобожденном в декабре 1944-го венгерском городе Секешфехервар налаживалась мирная жизнь. Но обстановка сложилась так, что наши войска должны были на время оставить город. Заместитель начальника разведотдела фронта вызвал Лидию Мартыщенко к себе:

— Нам временно придется оставить Секешфехервар. Мы скоро вернемся. Но пока надо иметь в городе своего человека. Вы понимаете, что это значит?

— Догадываюсь.

— Ну вот и хорошо. Будете работать у венгерского врача: помогать ему на приеме больных и по дому.

Уже через день в семью доктора Кароя Хорнянски была принята «прислуга» с паспортом чешки. Доктор Хорнянски слыл известным специалистом-венерологом, имел большую частную практику. Поэтому никто из соседей не удивился тому, что в его доме на улице Надь Шандор появилась помощница — «чешка» Лида Мартышек.

В течение двух дней хозяин и «прислуга» общались с помощью военного русско-венгерского разговорника. Но когда в город вошли фашисты, разговорник пришлось сжечь. Выручало то, что Лида немного умела говорить по-немецки. Доктор, зная кто она и зачем здесь, поместил ее в комнату на втором этаже, откуда хорошо было видно находящуюся напротив немецкую комендатуру и главную улицу. Вскоре дежурный радист докладывал начальнику разведотдела фронта о том, что принята первая шифрованная радиограмма за подписью «Альба Регия».

Среди пациентов доктора попадались и офицеры. Во время лечения они часто откровенничали с ним, выбалтывали «по большущему секрету» последние новости. Все это было крайне важно для разведчицы. Постепенно накапливалась свежая информация для очередной передачи, но буквально за десять дней до прихода советских войск они очутились на грани провала. Во дворе, куда выходила квартира врача, расположилась гитлеровская войсковая часть. Как назло – связисты. Их рация на автомашине стояла под окнами дома. Радистке приходилось менять часы работы, длину волны. Каждый раз, когда она начинала передачу, на улице появлялась черная машина гестапо. Хорнянски, наблюдавший за улицей сквозь опущенные оконные жалюзи, давал знак, и Лида прекращала передачу. Когда обыски приблизились на опасно близкое расстояние, ее рация вынуждена была замолчать.

72 дня под носом у гитлеровцев с риском для жизни всех обитателей дома велись передачи. Утром, 22 марта 1945 года, наши части вошли в город, и служанка Лида «уволилась с работы». А через час радистка Лидия Мартыщенко доложила офицеру советской комендатуры о выполнении боевого задания.

Салют, Мария!

Лидия Мартыщенко вернулась после войны в Павлоград. Познакомилась с боевым офицером Владимиром Безеньковым, вышла за него замуж и переехала с ним в Евпаторию, где в военном санатории его уже ждало место шеф-повара. В том же санатории стала работать санитаркой и она. Никому о своем военном прошлом не рассказывала. И вряд ли бы узнал Крым, кого он приютил у себя, если бы через 16 лет после войны ее не разыскала боевая подруга, разведчица майор Мария Фортус. Тоже, кстати ставшая прообразом героини двухсерийного фильма Иосифа Хейфица «Салют, Мария!». Это та самая Мария, которая руководила школой радистов, а затем привела Лидию на квартиру венгерского доктора и, находясь в штабе фронта, поддерживала с ней оперативную связь.

— С трудом мне удалось разыскать вышедшую замуж и сменившую фамилию Лидию Мартыщенко, теперь Безенькову, — писала в «Красной Звезде» Мария Фортус. — Я не переставала и в печати, и по радио рассказывать историю замечательного содружества советской радистки и семьи венгерского врача. Эта история вдохновила венгерских и советских кинематографистов на создание совместного фильма «Альба Регия», который в 1961 году на Московском международном кинофестивале был удостоен серебряной медали.

Именно благодаря информации о предстоящих съемках фильма, и особенно после выхода его на экран, стало известно о подвиге советской радистки-разведчицы и венгерских патриотов. Награды тут же нашли своих героев. Правительство Венгерской Народной Республики отметило героизм Лидии Мартыщенко–Безеньковой и Марии Фортус венгерскими орденами «Красной звезды». Они были первыми иностранными женщинами, получившими столь высокие боевые награды. Их удостоили звания почетных граждан Секешфехервара, а мэр вручил символические ключи от города и золотые перстни с изображением старинного герба «Белого города». С тех пор каждый год их приглашали в Венгрию на годовщину освобождения страны.

Не осталось в долгу и советское правительство: супруги Хорнянски были награждены орденами Отечественной войны 2-ой степени «за помощь, оказанную ими войскам Советской Армии в период боев 1944—1945 гг.на территории Венгрии».

А вот с Татьяной Самойловойобщения не получилось…

Лидия Сергеевна Безенькова (Мартыщенко) умерла в 2008 году в возрасте 90 лет. Из ее родственников, оставшихся в живых, мне удалось найти в Павлограде жену брата Александра — Лидию Васильевну.

— У нас с Лидой слишком большая разница в возрасте, — сказала женщина, — но я очень хорошо ее помню, она часто приезжала с мужем в Павлоград в отпуск. Знаете, я все-таки их невестка, а вы лучше пообщались бы с родной ее сестрой Любой, она живет в Хмельницке. Вот номер телефона.

Любовь Сергеевна обрадовалась голосу с родины. Конечно, она гордится своей старшей сестрой и может много о ней рассказать. Например о том, что, когда в составе венгерской съемочной группы к ней в гости должны были приехать супруги Хорнянски, евпаторийское руководство срочно начало завозить новую мебель в ее более чем скромное жилище. Потом ей выделили двухкомнатную квартиру в новом доме.

— Не хотела переезжать, ведь почти 20 лет там прожила, сдружилась с соседями. Но райком настоял, пришлось переехать. Я, бывало, спрашивала ее: «Ну что ты ничего не можешь для себя попросить?» В ответ Лида только плечами пожимала…

— А с Татьяной Самойловой она встречалась ?

— Однажды Татьяна Самойлова побывала у нее дома в Евпатории. Я, конечно, расспрашивала что, мол, и как Она сказала, что актриса ушла разочарованной. Видимо, Лида, слишком замкнутая по натуре, не помогла Татьяне Самойловой проникнуть в образ ее героини.

— А сам фильм сестре понравился?

— Она была приглашена в Будапешт, на премьерный показ «Альбы Регии». Говорила, многое преувеличено, но плакала, потому что все вспомнилось. Да и мы всегда плакали. Ведь раньше этот фильм каждый раз показывали 4 апреля, когда отмечалась годовщина освобождения Венгрии. Но самое интересное в том, что именно 4 апреля – день рождения Лиды. Вот такой подарок она получала.

Gorod.dp.ua на Facebook.


Вика  (01.05.13 19:22): Спасибо за статью Ответить | С цитатой
paf  (01.05.13 09:41): таким людям памятник при жизне надо СТАВИТЬ Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
1,2
млн. новых деревьев высадят на Днепропетровщине

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте