Соцреализм в гипсе
Не секрет, что до 1991 года город чугуна и стали, где очень пеклись об идеологии, украшался лишь памятниками партийным вождям, героям войны, реже ученым и писателям и гетману Богдану Хмельницкому. Но когда в 1966 году при горисполкоме создали художественно-архитектурную мастерскую, молодые художники объявили «войну гипсовым чудовищам». Один гипсовый памятник (как по мне, так и не уродливый) таки достоял до нашего времени во дворе дома по улице Ленина, 15 неподалеку от горсовета. Это металлург, держащий в правой руке высоко поднятую книгу — символ знаний. А вот левая рука у него уже полуразрушена. Такие памятники изготавливались после войне в Харькове. Поэтому автор, скорее всего, не здешний.
Об обстоятельствах, при которых он возник, нам рассказала местная жительница Нинель Петровна Орлик. Итак, после войны в этих домах существовал институт повышения квалификации работников металлургической промышленности. Двор в центре города был хорошо обустроен, здесь имелся фонтан, а в 1951 или 1952 годах появился и памятник металлургу с книгой. Может, даже не памятник, а символ. Однако институт просуществовал недолго, его перевели куда-то из центра. А памятник остался. Ныне двор перегорожен забором, а рабочий-металлург во дворе разрушается и скоро уже ничего не будет напоминать о послевоенном соцреализме в гипсе. Его необычность, на наш взгляд, в материале и стиле прошедшей уже эпохи.
До него подобного не было
…На зелени парковых партеров хорошо приживается декоративная скульптура. В начале 1970-х в парк пришел скульптор. Первое, что он должен был увековечить, — память неизвестных создателей зеленых массивов, неисчерпаемую любовь человека к матери-природе. В парках Прибалтики и Черноморского побережья, Москвы и Ленинграда декоративные композиции воплощали эту любовь к растениям, птицам, к животным. В Днепропетровске до того подобного не было.
Казак Лазарь Глоба через 200 лет кажется уже полумифическим лицом. Своими натруженными руками создал он себе вечно молодой памятник — зеленые массивы, ставшие основой лучших городских парков — имени Тараса Шевченко и имени Лазаря Глобы. В последнем парке долгое время только камни да старый дуб обозначали место, где покоится тело труженика, оставившего нам в наследство зеленое богатство.
Лишь в 1972 году увенчалась успехом попытка открыть первый в городе памятник декоративно-паркового искусства. Это и стал памятный знак казаку Лазарю Глобе, насадившему первые сады в нашем городе.
Автор этого памятника — скульптор Эдуард Курылев. Его мы знаем еще по надгробию на могиле поэта и фольклориста Ивана Манжуры. Но большинство своих проектов художник здесь реализовать так и не смог. Зато Великий Новгород и Сумы украшают его памятники-фонтаны «Садко», установленные еще на рубеже 1970—1980-х годов.
Правда, в 1974-м в городе на Днепре открыта декоративная скульптура «Муза Талия» скульптора Юрия Павлова у здания открывшегося тогда Днепропетровского академического театра оперы и балета. Спасибо музам — им мы обязаны и музыкой, и музеями, и вообще искусством. С тех же времен нам известен еще один образец декоративно-паркового искусства — памятник льву в парке им. Т. Шевченко (говорят, его очень пристально осматривали перед открытием идеологические дамы).
Самый молодой вратарь…
Памятник футболисту Сергею Перхуну (1977—2001), самому молодому вратарю, сыгравшему матч в высшей лиге в чемпионате Украины, установлен в октябре 2005 года на Набережной. Сергей — воспитанник днепропетровской футбольной школы «Днепр-75», вратарь. 18 августа 2001 в игре против «Анжи» в Махачкале при столкновении с нападающим Б. Будуновым (Будун Будунов также получил тяжелую травму с потерей памяти, однако не только выжил, но и вернулся в большой футбол) Сергей получил серьезную травму головы. Сначала травма казалась средней тяжести, Сергей был в сознании до конца матча. Но по дороге в аэропорт он впал в кому, повлекшую клиническую смерть. Несмотря на все усилия врачей, 28 августа в 5.25 утра футболист скончался в московском институте нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко.
Похоронили его 30 августа 2001 года на Запорожском кладбище в Днепропетровске. Возле института физкультуры на Набережной установлен памятник Сергею с надписью «Сергей Перхуну от болельщиков». Памятник создали скульпторы Борис Волков и Степан Поляк и архитекторы Иван Гаврилов и Владимир Положий. Еще один памятник вратарю открыт на могиле футболиста.
Место для признаний
На улице Столярова есть специальное место для любовных признаний. В день города, 13 сентября 2010 года, открыли Аллею влюбленных, с фонтаном «Амур» и зоной отдыха. На Аллее влюбленных есть скамья томных ожиданий; фонтан романтических свиданий; Аллея приятных встреч; медный “Рушник” с системой подогрева. Рушник находится прямо под стрелами Амура и предназначен для молодоженов. Уже бытует легенда, что этот рушник наделен большой силой — он способен мирить поссорившихся влюбленных и навеки соединять сердца. Фонтан на Аллее влюбленных — самый маленький в городе.
Памятник при жизни…
14 апреля 2012 вблизи своего дома в центре Днепропетровска был застрелен неизвестными бизнесмен Геннадий Аксельрод. Убийство до сих пор не раскрыто. В торговом центре «Пассаж» через полгода появился памятник погибшему. Скульптор представил бизнесмена в полный рост, однако лишенным части тела. Памятник установили в «Пассаже», который проектировал Аксельрод. Первый памятник бизнесмену был установлен его друзьями при его жизни в честь 40-летнего юбилея предпринимателя на Екатеринославском бульваре.
В Днепропетровске есть и другие необычные памятники последнего времени. Если мы о чем-то забыли, надеемся, напомнят читатели.
Каким мог быть Петровский на площади
Придирчивые партийные комиссии долго определяли, каким быть Петровскому на привокзальной площади. Памятник предполагалось открыть еще в 1967-м, к 50-летию советской власти. Но почти десять лет (!) продолжались конкурсы, пока в мае 1976-го не открыли с участием Ватченко и Качаловского то, что мы имеем сейчас. Оказывается, сорок пять лет назад на привокзальной площади мог появиться совершенно иной памятник!
Вот как описывала нереализованный проект журналистка Наталья Шелихова:
«В маленькой комнатке тесно, много ребят, которые начинают спорить, едва переступив порог. Один резкими и небрежными штрихами что-то вычерчивает на куске бумаги и возникает некий мемориальный ансамбль. Я останавливаюсь перед макетом памятника. Арка, взлетающая легко и непринужденно, четко распланированная площадка и голова человека, чье имя носит наш город.
Это было одно из первых заседаний, где обсуждался вопрос о месте установки памятника всеукраинскому старосте — Г. И. Петровскому. В основном спор шел вокруг двух вопросов: где устанавливать памятник и как решать его — голова или фигура. Молодые ребята отстаивали первое. Старые архитекторы — второе. Мне трудно судить, кто из них прав. Но на стороне молодых было рвение и пыл, они приводили в доказательство правоты своего мнения веские аргументы. Поколение же старших в основном опиралось на то, что так пока нигде не делают, и раз монумент – то должна быть фигура. Макет с аркой (это был проект Супонина и Зубарева) привлекал необычностью и стремительностью. К сожалению, принят был другой проект, и не на том заседании, а, пожалуй, где-то через год». (Из репортажа Натальи Шелиховой в газете «Прапор юності», 1968 год).
Автор: Николай Чабан. Фото: Борис Дубинин
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
http://dp.vgorode.ua/news/98525/ Ответить | С цитатой
А почему фоток памятников нет? Было бы интереснее. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1