Телевизора нет, проигрывателя нет, радио нет. Но скукой они не мучились. Собирались и с удовольствием проводили в обществе друг друга долгие зимние вечера. Беседовали, спорили, музицировали, с воодушевлением обсуждали перспективы развития общества, играли в фанты и буриме, музицировали, ставили живые картины. Наслаждались высшим благом, которое нам дано – человеческим общением.
6 февраля Владимир Скуратовский открыл зимний сезон дискуссионного клуба «Беседы о музыке». Тема: «Должно ли искусство принадлежать народу?».
Его клуб существует уже второй год в арт-центре «Квартира» и наряду с концертами классической музыки, пользуется своей долей славы, имея постоянных участников и слушателей.
Это событие, на которое я впервые попал, напомнило мне неторопливые посиделки нормальных людей нормального времени. Владимир Ильич - профессиональный музыкант и Член Национального Союза Композиторов Украины, преподаватель Днепропетровской консерватории им. Глинки. В зале, по моим наблюдениям, было много молодых музыкантов, а потому аргументы дискуссии черпались в основном из истории музыки, беседа прерывалась «музыкальными паузами», которые иллюстрировали высказанные мысли.
Владимир Ильич предупредил, что у него самого нет окончательного мнения по этому вопросу, и потому мнения высказывались разные и без оглядки на авторитет ведущего.
Люди собрались просто чтобы пообщаться, обменяться мнениями, выслушать и оценить мнения и оценки друг друга. Присутствовали в основном представители младшего поколения, но дискуссия, точнее, разговор, носила спокойный, уравновешенный характер, эмоции хотя и прорывались, но в меру, и никогда не перехлестывали через край. Радовала и манера излагать свое мнение – правильный язык, аргументированные доводы, знакомство с темой, более того, было видно, что ребята довольно долго размышляли над поставленным вопросом.
Владимир Ильич вспомнил «убойный» довод, который должен был окончательно раздавить привселюдно распинаемого Шостаковича – композитор-деревенщик Захаров («Ой, туманы мои, растуманы») сказал:
— Представьте себе колхозника, который после рабочего дня захочет слушать музыку, Будет он слушать Шестую Шостаковича? Нет, конечно. Следовательно, Шостакович пишет не для трудового народа. Следовательно, он враг народа.
Кстати, и сама фраза Ленина, которая была вынесена на красные полотна буквально во всех учреждениях культуры была не совсем точно переведена с немецкого (Ленин беседовал с Кларой Цеткин и Розой Люксембург). – «Искусство ДОЛЖНО принадлежать народу… должно уходить корнями в самую гущу народных масс».
Да и фраза великого нашего композитора, которую как любили цитировать во времена оны «Народ пишет музыку, мы лишь ее аранжируем» в контексте выглядит просто беззлобным юмором.
Вообще-то получается интересная вещь – вспомните, как советская власть старательно тащила народ к искусству. При каждом колхозике, при каждой фабричке был Дворец или Дом культуры, в котором работали кружки баянистов, бандуристов, вышивальщиц, драмкружок, студия изобразительного искусства, и пр. и пр. Но какой народ – такое и искусство. Бесконечные тиражи, государственные премии и прочие награды примазавшимся к власти бездарностям. Помните, как тяжело было купить хорошую книгу, послушать хорошую музыку? Умные добрые, порядочные, честные люди были не нужны власти, более того, они были для нее опасны. Но в то же время были у нас Высоцкий, Шнитке, Губайдуллина, Бродский, Неизвестный…
Школьников и ПТУшников под конвоем водили в театры, в филармонии, на выставки. Я хорошо помню, чего это стоило тем, кто был на сцене и тем, кто сопровождал буйную молодежь на подобные мероприятия, а сейчас в том же оперном аншлаги – не редкость, при том, что каждый сидящий в зале пришел добровольно, еще и из своего кармана оплатил билет.
Для иллюстрации понятий «народность, массовость» и «элитарность» был продемонстрирован Вивальди в исполнении Ванессы Мэй и Владимира Спивакова «Московские виртуозы». Присутствующие решили, что, конечно, Ванесса Мэй более «близка народу» - и в самом деле, молниеносно заработанные ей полтора миллиарда долларов были принесены поклонниками, но это не Вивальди.
— Если человек берет скрипку, чтобы зарабатывать – он становится Ванессой Мэй если берет скрипку, чтобы служить Музыке – из него получается Владимир Спиваков – подытожил этот вопрос один из участников диспута.
Владимир Ильич сказал, что Ванесса Мэй обладает уникальной, бешено дорогой скрипкой, но как исполнитель находится на уровне третьекурсницы нашего музыкального училища.
Было выражено сожаление, что из-за Ванессы многие люди так и не узнали Вивальди, и злым словом был упомянут титан нашей культуры Поплавский, благодаря которому целое поколение талантливого народа рискует оказаться вне искусства.
…В наше меркантильное время само существование этого дискуссионного клуба довольно загадочно – зачем ходят сюда молодые продвинутые ребята? Учиться искусству говорить, доказывать свою мысль? Есть полно курсов ораторского искусства, есть продвинутые имиджмейкеры. Дипломов, свидетельств здесь не выдают. Карьере посещения клуба не способствуют.
А зачем этим занимается человек, отдавший жизнь музыке, и кое-чего на этом поприще добившийся? Популярность? Деньги? Карьера? Об этом смешно даже думать.
Я спросил его об этом.
— Мой учитель однажды сказал, что если пять человек из моих учеников будут иметь возможность безнаказанно сделать подлость, и не сделают ее, я буду считать, что прожил жизнь не зря.
Автор: Игорь Марков
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
А что это за конструкция - "Владимира Спивакова «Московские виртуозы»"? Я-то знаю, что Спиваков - руководитель и дирижёр оркестра "Московские виртуозы", но в написании автора "Московские виртуозы" вышли прозвищем Спивакова.
И логика рассуждений страдает. Скажем, автор начинает с вопроса о том, чем занимались 8 учителей или врачей, собравшихся вместе, а потом внезапно переходит к описанию дискуссионного клуба. Может, и сегодня 8 собравшихся вместе врачей и учителей занимаются тем же, чем и их коллеги 100 лет назад - беседуют, музицируют, но причём здесь дискуссионный клуб в культурном центре, участие в котором требует покупки билета?
Очень не люблю, когда людей поучают безграмотным языком, - отсюда и моя крит Ответить | С цитатой | Обсуждение: 2