В популярном в те времена в Англии сборнике Джона Хоутона «Как улучшить хозяйство и торговлю» увидело свет исторически первое брачное объявление: «Джентльмен 30 лет от роду, весьма состоятельный, охотно соединит свою судьбу с молодой дамой, располагающей капиталом 3 тысячи фунтов или около того. Он готов обеспечить сделку договором». Свое вторжение в деликатную и, как правило, не обсуждаемую публично матримониальную проблематику, Хоутон обосновывал тем, что «решил анонсировать всевозможные вещи, если только они непредосудительны» и «за которые хорошо платят».
Печатные сообщения о желании познакомиться и вступить в брак в западных странах становятся делом совершенно обычным примерно с середины XVIII века. Время неслучайно: уровень грамотности населения стал достаточно высок, а число издаваемых газет высокими темпами росло. Есть свидетельства, что некие аналоги современных брачных объявлений существовали и в более раннюю эпоху, в частности, в Древнем Риме. Мало чем отличалась в этом отношении от стран Европы дооктябрьская Россия.
Давайте полистаем подшивку московской «Брачной газеты», где сто лет назад регулярно печатались объявления тех, кто искал свою половинку. И стиль, и многословие, и обилие эпитетов, конечно же, должны были тронуть душу. Вот, к примеру, что сообщала о себе в письме в газету одна харьковчанка:
«Брюнетка, не смуглая, с голубыми глазами, выше среднего роста, 32 лет, чисто русская, православная, интеллигентная, развитая, скромная, тихая, женственная, с чистой, правдивой, веселой и чуткой душой. Хорошей семьи, привилегированного сословия. Без средств. И без претензий. Хорошая хозяйка, домоседка и семьянинка, знает немного музыку. Желает выйти замуж за спокойного, положительного, благородного, с мягким характером и добрым отзывчивым сердцем, обеспеченного материально или службой господина от 38 до 60 лет. Могу и за вдовца, имеющего детей; буду другом, доброй матерью его детям. Предложение вполне серьезное и искреннее. Адрес: г. Харьков, Аптекарский пер. Михайловская ул., д. №22, кв. Гут, передать Л. М. Письма закрытые».
Мужчины иногда демонстрировали большую беспечность. Вот письмо одного москвича:
«Мне тридцать лет, шатен. Среднего роста, имею 20.000 годового дохода, желал бы познакомиться с хорошенькой женщиной. Бывать в театрах, прокатиться за город в лучшую морозную ночь, а затем согреться за стаканом вина. После же серьезного изучения друг друга я не против вступить в брак и предложить избраннице все удовольствия жизни. Москва, главный почтамт, предъявителю кредитного билета 100 р. Д. Я. 117396».
А некий П. Н. решился послать в «Брачную газету» объявление в виде стихов:
«Сильно скучаю, куда ни пойду,
Везде одинокий брожу я с тоской,
Нигде утешения найти не могу,
Неужели ж рожден я такой?..» и т. д.
А вот как рекламировал себя некий коммерсант: «Холостой человек 33 лет желает познакомиться с особой, при взаимном сочувствии — брак. Прелестного, отзывчивого характера. Коммерсант, недолюбливаю спиртные напитки, не курю, в карты не играю. Тайну переписки гарантирую честным словом. Почтамт, до востребования, предъявителю 3-рублевого кредитного билета за №794612».
А можно было предлагать себя и так: «Девушке труда, блондинке или шатенке, с умеренными чертами лица (небольшой рот и нос) предлагаю хорошего жениха. Вильна. Почта — до востребования. Рицкевич».
Но, видимо, все рекорды побил наш земляк из Екатеринославщины — купец Иван Александрович Куржупов из Александровска (ныне Запорожье). Купец был завидным женихом. Судите сами. О себе он сообщал: «В целях брака ищу подругу жизни для совместного труда и счастливой жизни. Мне 48 лет. Имею деток, состояние в полмиллиона. Особу, девицу не старше 30 лет, вдову до 35 лет, бездетную, со средствами. Желательно подругу интеллигентную, окончившую среднее учебное заведение, знающую музыку, некурящую. Переписка серьезная. Адрес: г. Александровск Екатеринославской губернии. И. А. Куржупову. В собственные руки».
Ну очень основательный купец этим не ограничился и решил напечатать также свой «Баланс на 1-е января 1907 года движимого и недвижимого состояния». С купеческой основательностью он внес в первую колонку данные о том, что имеет, а в другую колонку — что и кому должен. А купцу было что декларировать: имения в 1200 десятин в Полтавской и в 67 десятин в Курской губерниях. А еще три дома в центре Александровска. При одном из них — торговля, двор с амбарами, а еще капитал в товарах, закладные на дома, деньги в движимом имуществе и в ценных вещах. И даже свои наличные деньги указал прозрачный купец Куржупов. Не перепутал ли он вообще брачное агентство с налоговым?
Но из другой колоночки следовало, что оба имения его и один из домов в Александровске заложены в земельных банках. Имелись и другие долги. Но все гласно, суперпрозрачно! Жаль, последующая судьба купца нам неизвестна. Наверняка богатый вдовец получал ворохи писем от нетерпеливых читательниц брачной газеты.
После Октябрьской революции 1917 года ситуация на «брачном фронте» круто изменилась. Первым ударом по брачным объявлениям стал принятый Советом Народных Комиссаров 7 (20) ноября 1917 г. «Декрет о введении государственной монополии на объявления». Проект декрета был подготовлен наркомом просвещения А. В. Луначарским, правка его выполнена лично В. И. Лениным. Декрет понадобился победившим большевикам для того, чтобы лишить выходящие в России буржуазные газеты их основного источника дохода.
Собственно о брачных объявлениях в декрете нет ни слова. Однако, монополизировав рекламную деятельность и полностью ликвидировав все неподконтрольные газеты, новая власть вскоре принялась регулировать не только размещение частных объявлений, но и их содержание. К брачным объявлениям большевистские идеологи в тот период относились как к атрибуту буржуазно-мещанскому, прочно связанному с такими понятиями как «выгодная партия», «приданое», «брачный контракт». Подразумевалось, что новая советская семья строится на основе, исключающей эти факторы, а, следовательно, в брачных объявлениях для своего создания она, вроде как, не нуждается. Столь уничижительное отношение привело к тому, что уже к концу 20-х годов брачные объявления на полвека полностью вышли из обихода жителей Страны Советов.
Вновь появились они лишь примерно на рубеже 70-80-х годов, первоначально в газетах советских прибалтийских республик, а затем и в других регионах СССР. В 1976 году передовая «Литературная газета» возрождает публикации «рекламных объявлений межличностного характера» с неимоверным трудом, резонансом и помпой.
— 17 ноября 1976 года впервые в советской печати появились два брачных объявления, — вспоминает один из инициаторов этого важного дела Анатолий Рубинов. — «Одинокий мужчина, 48/166, образование гуманитарное, домосед, хотел бы познакомиться с блондинкой до 35 лет, любительницей театра и симфонической музыки. Москва». И «Разведенная. 32/162, с ребенком шести лет, техник-строитель хочет познакомиться с мужчиной — любителем спорта, жизнерадостным, непьющим. Воронеж». В редакцию пришло 416 очень звонких ругательных писем и 40 000 одобрительных.
Что же касается самих объявлений, то домоседу написали 16 000 дам; разведенной технику-строителю — 875 мужчин.
А когда «Неделя» годом позже повторила подвиг, напечатав подборку под названием «Разрешите познакомиться», известинский отдел писем забастовал. Елена Мушкина, начальник отдела семьи и быта «Недели», вспоминала, как руководство газеты согласовывало текст матримониальных посланий в идеологическом отделе ЦК КПСС. Разумеется, «атмосфера чтения» этих посланий была особенная — электрическая, волнующая. Многократно читателям объяснялось, зачем объявления публикуют, — затем, что это государственное дело.
К настоящему времени подобная реклама стала делом вполне обыденным в Украине, она присутствует во множестве изданий — от «Украинского пенсионера» до скромных муниципальных...
Автор: Николай Чабан
|
|
|
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Позвольте пригласить Вас на презентацию новой книги о нашем родном Днепропетровске - "Легенды города Святой Екатерины"! Презентация состоится 10 января, в 16.00 в краеведческом отделе ДОУНБ (зеленое здание Исторического музея на пр. К.Маркса, 18). Ознакомиться с содержанием книги можно на сайте геолого-географического факультета ДНУ http://www.ggf-dnu.org.ua/publ/knizhnyj_magazin/trocenko_a_v _legendy_goroda_svjatoj_ekateriny/22-1-0-1243
Милости просим!!! Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1