…Кто сказал, что машина времени существует только в романах фантастов?
Переступаешь порог квартиры жителя Днепропетровска Николая Новикова – и мгновенно переносишься в альпийский городок средневековой Германии.
Гремит цепями подъемный мост охотничьего замка, притулившегося на склоне поросшей мхом горы. Созывая на службу, звенит колоколами древний костел. У старинной пожарной части стоят в полной боевой готовности экипажи и машины, готовые сразу же броситься тушить пламя. Свадебная процессия в конных экипажах подкатывает к ратуше, на крыльце которой молодоженов и их гостей встречает бургомистр. Жители городка с любопытством взирают за происходящим из окон старинных домов, каждый из которых не похож на соседний. Но вся эта благодать – лишь фон для действа, происходящего на первом плане. Отправляясь от вокзала и сверкая фонарями, в путь уходит пассажирский состав с древним паровозом. Не успевает он скрыться с глаз, как на смену ему из тоннеля выныривает громадный локомотив с вагончиками. Рядом, по другой, петляющей вдоль живописного озера с кувшинками и лебедями колее громыхает грузовой поезд. А рядом, в своеобразном депо, своей очереди отправиться в путь ждут еще несколько десятков старинных паровозов с вагонами.
Этот сказочный городок создан Николаем Федоровичем в масштабе 1 к 87, и любой из паровозов без труда помещается на ладони. Но несмотря на столь небольшой масштаб, город, созданный руками мастера и коллекционера, занимает почти половину его квартиры. Квартиры, порог которой Николай Новиков практически никогда не переступает.
Коллекция как путь из депрессии
У многих коллекционеров история собирательства начинается в детстве. Новиков и подтверждает, и… опровергает этот стереотип.
- Лет с пятнадцати я начал собирать масштабные копии, - вспоминает он. – Только это были не паровозы, а легковые машинки в масштабе 1 к 43, в которых отражалась вся история советского автопрома. Продолжал это увлечение и взрослым, собрав более 250 копий автомобилей. Будучи механиком и автолюбителем, я любил масштабные копии за достоверную передачу облика и каждой детали модели. С сыном Димой собирали и паровозики. Но девять лет назад эту коллекцию пришлось продать…
В жизни Николая Новикова все разделилось на до и после февраля 2003 года. В безвозвратном «до» осталась жизнь во всей ее яркости и кипении. Интереснейшая работа со множеством поездок по всей Украине и за рубеж. Широчайший круг друзей и товарищей (из которых сейчас рядом остались очень немногие). Активный образ жизни с ежедневными пробежками, заплывами в Днепре или бассейне. Все это враз рухнуло февральской ночью на автостраде под Киевом, где Николай попал в аварию.
- Моя машина попала в аномальную ловушку – на ровной трассе ее «повело» и бросило на ограждение трассы, - печально вспоминает Николай. – Пассажиры отделались царапинами. А вот моя нога была изуродована настолько, что потребовались двадцать операций и пять аппаратов Елизарова, чтобы я начал ходить спустя несколько лет. После аварии я лежал дома пластом, утратив веру в себя и жизнь. И чтобы вернуть мне хоть какой-то интерес к жизни, жена Валентина начала покупать красивые копии средневековых домиков – мол, собирай потихоньку... Вот так, здание за зданием, и начал расти этот город.
Огнедышащие драконы из металла
Когда Николай склеил несколько домиков, задумался: а чем и кем этот город населить? Вспомнил о собирании паровозиков вместе с сыном, о коллекционерах, с которыми в то время контактировал, обменивался редкими экспонатами.
- Откликнулись на просьбу теперь единицы. Как говорится в одной мудрой пословице, «никогда не преувеличивай глупости врагов и верности друзей», - признается Николай. – И особенно я благодарен коллекционерам Борису Прихожему (он ежегодно бывает на самой грандиозной в мире выставке масштабных моделей техники в немецком Нюрнберге и обязательно оттуда привозит редкие экспонаты) и Валентину Дмитриеву (он по профессии железнодорожник и рассказал мне очень много редких фактов об истории такой техники). Они заложили основу моего паровозного депо.
В этом депо сегодня – несколько десятков реликтовых, старинных составов. Несмотря на крошечный размер, и паровозы, и вагончики выглядят совершенно как настоящие. Своими руками Николай на локомотивах установил систему освещения – теперь, выныривая из тоннеля, паровозики светят фонарями, и только дыма из их труб не хватает до полной схожести с «огнедыщащими драконами железных дорог». При всем желании Николая все составы не могут враз отправиться с небольшого вокзальчика – колеи всего лишь три. Поэтому и приходится проводить ротацию. Откатал пару дней пассажиров шикарного поезда королевских Саксонских дорог старинный, еще первой эпохи этого вида транспорта BR-75, – ему на смену идет небольшой составчик, который за собой тянет самый маленький паровоз в мире, баварский Т-2. Под парами стоит мощный пятиосный паровозище «Черная Анна» и экзотический состав, в фирменных вагончиках везущий пиво. Рядом своей очереди ждут цистерны с нефтью и ремонтный поезд – как же без ремонта дороги?
«Каждый мужчина должен иметь свое хобби!»
Когда Николаю Новикову звонят друзья, на вопрос «Ты где?» он чаще всего отвечает: «В моей маленькой волшебной стране». Эту мечту он построил своими руками. Это только на первый взгляд может показаться, что создать такой городок – совсем несложно. На самом деле в городе мечты Николая Новикова фабричные – только паровозы и сборные дома. Все остальное сделано его собственными, поистине золотыми руками. Каждое деревцо соткано из тщательно подобранных и окрашенных пучочков декоративного испанского мха. Скалы и горы, сквозь которые проходят железнодорожные и автомобильные тоннели, вырезаны из пенопласта с такой точностью, что виден каждый отдельный камешек. Точно так же, деталь за деталью, складывались озеро, огромный виадук, площади, улочки удивительного города.
- Почему я построил именно альпийский город и собираю преимущественно немецкие паровозы? – переспрашивает Николай. – Я в свое время объездил почти всю Германию и полюбил эту страну. За удивительную средневековую архитектуру, которая ревностно сохраняется жителями в каждом городке. За трудолюбие, стремление к порядку нормальных немцев. За высочайшие качества немецкой техники, отражением которых служат и эти паровозы. Музеи старинных паровозов есть во многих городах Европы. И очень жаль, что в нашем государстве в свое время отработавшие свое красавцы-паровозы безжалостно отправляли на переплавку.
Действительно, своего музея паровозов на Днепропетровщине нет. Зато в областном центре есть человек с удивительной коллекцией копий легендарных паровозов и альпийским городом, созданным специально для этого собрания. А когда я случайно заглянул в один из шкафов Николая Федоровича, там обнаружились... заготовки и для второго городка.
- Заняться мне еще есть чем, - усмехается коллекционер. – Вообще же я считаю, что каждый мужчина должен иметь в своей жизни увлечение. Иначе от незанятости, безделия начнется пьянка, ссоры в семье. Бог дал стремление к прекрасному каждому человеку, и если человек стремится развивать в себе это начало, то он не станет замечать мелких неприятностей и огорчений. Любовь к прекрасному делает человека добрее и многограннее.
Автор: Константин Шруб
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
музей железной дороги, ранее находился на Ленина, 6, сейчас его там нет, где -незнаю. Но где-то точно есть Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1