Возможно, кому-то покажется, что его любимый ТРЦ, где он проводит время в выходные дни, лучше, чем все те, что опережают его в этом рейтинге. Но Фокус давал оценку ТРЦ исходя из показателей, которые создают комфортные условия для большинства покупателей. Мы определяли, достаточно ли парковочных мест, рассчитывали соотношение числа посетителей на один квадратный метр арендуемой площади, а также учитывали, насколько соответствуют европейским показателям размеры зон кафе-ресторанов и развлечений.
Фокус оценил все крупнейшие ТРЦ в городах-миллионниках: Киеве, Днепропетровске, Донецке, Одессе и Харькове. Стоит отметить, что с первого по последнее место все ТРЦ идут с минимальным отрывом в баллах, которые мы присваивали за каждый показатель. Разница между первым и третьим местом всего 0,5 балла, а между первым и последним – 15 баллов. Это означает, что у жителей крупных городов есть места, где можно и развлечься, и сделать покупки.
Место | Название, город | Общая/торговая площадь, м2 | Поток посетителей, чел. | Собственники ТРЦ или связанные лица |
---|---|---|---|---|
1 | «Дафи» (Харьков) | 56000/48000 | 23000 | Cвязывают с Евгением Лихтеровым и Леонидом Скляром |
2 | «Караван» (Киев) | 57000/45000 | 50000 | Cвязывают с Андреем Гордиенко, Сергеем Хрипковым |
3 | Riviera Shopping City (Одесса) | 83400/65000 | 35000 | Магнус Лофгрен, Роберт Провайн (Великобритания) |
4 | Dream Town (Киев) | 81000/54000 | до 80000 | Александр Меламуд, Гари Корогодский, Олег Крапивин, Валентин Исак |
5 | «МОСТ-Сити центр» (Днепропетровск) | 60160/31000 | до 100000 | Cвязывают с Вадимом Ермолаевым и Станиславом Виленским, совладельцами корпорации «Алеф» |
6 | «Дафи» (Днепропетровск) | 20000/18000 | 12000 | Cвязывают с Евгением Лихтеровым и Леонидом Скляром |
7 | «Большевик» (Киев) | 105000/37000 | 34000* | Нет данных |
8 | «Караван» (Харьков) | 85700/61000 | 40000 | Cвязывают с Андреем Гордиенко, Сергеем Хрипковым |
9 | «Универмаг Украина» (Киев) | 42000/34000 | 35000* | Quinn Holdings Sweden AB (Швеция) |
10 | «Караван» (Днепропетровск) | 84300/63000 | 30000 | Cвязывают с Андреем Гордиенко, Сергеем Хрипковым |
11 | «Магеллан» (Киев) | 29000/22000 | 24000 | ДП «Край Проперти» |
12 | «Вавилон» (Днепропетровск) | 38000/14000 | 10000 | Cвязывают с Валерием Шамотием, владельцем корпорации «Логос» |
13 | KOMOD (Киев) | 15000/9800 | 10000 | «Петрикол Инвестментс Юкрейн» |
14 | «Материк» (Днепропетровск) | 24750/11260 | 30000 | ТПГ Rainford, принадлежащая Борису Цейтельману, Александру Тригубу, Михаилу Ландману, Александру Мартынову |
15 | «Блокбастер» (Киев) | 33000/26000 | 12000 | Связывают с Антоном Шишкиным |
16 | «Сады Победы» (Одесса) | 27000/23474 | 15000 | «Таврия В», принадлежащая Борису и Михаилу Музалёвым |
17 | «Донецк Сити» (Донецк) | 42000/32000 | 20000 | Связывают с Игорем Гуменюком, собственником АРС |
18 | «Материк» (Киев) | 35000/22000 | 40000 | ТПГ Rainford, принадлежащая Борису Цейтельману, Александру Тригубу, Михаилу Ландману, Александру Мартынову |
19 | «Декор Донбасс» (Донецк) | 26475/16120 | 9000* | ЗАО Софт-Сервис Холдинг, связывают с Андреем Лепейко, Олегом Колесниченко |
20 | «Аладдин» (Киев) | 16500/10190 | 18600 | Meyer Bergman 90%, Aladdin Group 10% |
21 | APPOLO (Днепропетровск) | 35000/20000 | 18000 | Связывают с Константином Кузьменко |
22 | «Украина» (Харьков) | 27000/17000 | 13000 | Нет данных |
23 | «Белый лебедь» (Донецк) | 47000/20100 | 20000 | Связывают с Борисом Колесниковым |
24 | PLAZMA (Киев) | 30000/19200 | 7000 | Связывают с Сергеем Закревским, собственником «Домотехники» |
25 | «Континент» (Донецк) | 23200/15800 | 16000 | Связывают с Игорем Гуменюком, собственником АРС |
* Эксперная оценка
Как считали
Общая площадь/торговая площадь.
Общая площадь демонстрирует масштабность объекта. Торговая площадь – это та площадь, которая сдаётся в аренду. Данный показатель также использовался при оценке комфортности ТРЦ для посетителей. Например, соотношение потока покупателей, парковочных мест и торговой площади.
Поток покупателей.
Чем больше покупателей посещает ТРЦ, тем больший доход получают его арендаторы и собственники. Оценивалось количество посетителей в один из выходных дней.
Цена аренды.
Поскольку многие представители ТРЦ отказались назвать точные ставки аренды, Фокус опирался на экспертные оценки. За основу бралась средняя цена квадратного метра торговой площади в городе или микрорайоне в месяц в долларах США по курсу НБУ на 16 февраля – 8 грн./$.
Зона развлечений.
При оценке ТРЦ учитывалось соотношение площади зоны развлечений и торговой площади. В таблице указаны самые интересные развлечения.
Каток.
Традиционно привлекает посетителей в ТРЦ.
Кинотеатр.
Зачастую наличие кинотеатра является решающим фактором при выборе ТРЦ.
Супермаркет.
Хороший супермаркет – залог притока посетителей.
Зона еды.
При оценке ТРЦ учитывалось соотношение площади зоны еды и торговой площади. В таблице указаны точки питания в разных ценовых категориях.
Чашка эспрессо.
За основу бралась средняя цена чашки кофе эспрессо. Этот показатель не учитывался при составлении рейтинга.
Магазины одежды.
Подбор магазинов одежды, как, впрочем, и магазинов бытовой электроники и супермаркета, влияет на посещаемость ТРЦ. Дополнительные баллы в рейтинге приносили как минимум три известных бренда.
Количество мест на парковке.
При оценке ТРЦ рассчитывалось соотношение количества паркомест и торговой площади. Удобная парковка – самое слабое место столичных ТРЦ. Именно по этому показателю многие киевские центры проиграли региональным.
Данные для оценок предоставлены самими ТРЦ, экспертом рейтинга – Украинской торговой гильдией, кроме того, использовалась информация из открытых источников, в том числе сайтов malls.com.ua, ukrarenda.net
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Подскажите, пожалуйста, а можно как-то узнать посещаемость и по другим крупным ТЦ, ТРЦ? Мне для диплома нужно.. Ответить | С цитатой
Среди самых распространенных ошибок, которые допускают отечественные девелоперы на разных этапах работы с якорными арендаторами, эксперты выделяют:
неправильный выбор якорных арендаторов (их несоответствие формату ТЦ);
неправильное их размещение;
ошибки в политике аренды.
Первая «оплошность» проявляется тогда, когда «якорь» привлекает аудиторию, не совпадающую с целевой аудиторией остальных магазинов ТЦ. Например, гипермаркет, ориентированный на покупателей со средним и ниже среднего уровнем дохода, не прибавит популярности ТЦ, рассчитанному на покупателей «средний плюс», которые предпочитают качественное обслуживание и более изысканный ассортимент. Или, к примеру, молодежный развлекательный центр привлечет огромное количество подростков, которым будут неинтересны соседние дорогие магазины. Ответить | С цитатой
быть популярным среди населения торговой зоны ТЦ;
обеспечивать стабильную работу ТЦ на протяжении длительного периода времени;
предлагать товары и услуги, соответствующие позиционированию ТЦ.
Поэтому эксперты рекомендуют не спешить с подбором якорных операторов для ТЦ и не принимать решений без проведения специальных исследований. Часто консультанты сталкиваются с ситуацией, когда девелопер, имея большое желание видеть в ТЦ того или иного «якоря», соглашается на все его условия, не подозревая при этом, что рискует попасть в ситуацию, при которой даже самый раскрученный бренд не будет приносить пользу.
Во избежание этого еще на этапе исследования мест Ответить | С цитатой
При этом величина ставки аренды в современном ТЦ для различных помещений может отличаться в несколько раз, что зависит от профиля арендатора и площади магазина, от местоположения ТЦ и его концепции, от этажа расположения магазина, его близости к основным «якорям», создаваемым ими покупательским потокам. Все эти факторы в совокупности и определяют величину арендной ставки, - рассказывает исполнительный директор Украинский торговой гильдии Виталий Бойко. Особо важны месторасположение ТЦ и продуманность его концепции. Кроме того, ставки варьируются в зависимости от статуса арендатора в центре: относится ли он к «якорям» (обычно это магазины по продаже продуктов, бытовой электроники, спортивных и товаров для дома, а также фаст-фуд или операт Ответить | С цитатой
Почему якорные арендаторы не оправдывают ожиданий девелопера и что с этим делать?
Создавшееся положение на рынке недвижимости эксперты называют «царствованием девелоперов». Вроде бы несчастные арендаторы вынуждены бороться со все возрастающим количеством конкурентов, тогда как цены на аренду неуклонно растут. В то же время и девелоперам есть на что посетовать
Ставки – низкие. Ответить | С цитатой