Болтун - находка для шпиона
О том, что когда - нибудь попадет на настоящую войну, восемнадцатилетний уроженец села Счастливое Запорожской области даже и предположить не мог. О ней только в книжках читал да с мальчишками в нее играл. Вот армия – совсем другое дело. Тому, что служить Родине - дело почетное, ребят учили с детства. И когда пришло время отдавать ей солдатский долг, как и тысячи его сверстников, посчитал это честью. Никто из них тогда не догадывался, что придется отдавать самое дорогое - жизнь.
Правда, Анатолию Хорольскому, как считает сам, повезло больше, чем тысячам других солдат, которых привезли на Родину в цинковых гробах. Он остался жив, хотя и вернулся домой с афганской войны инвалидом. Как уцелел, до сих пор не понимает. Но часто вспоминает военного врача, который, то ли шутя, то ли всерьез, сказал: повезло тебе, солдат. Наверное, потому, что в Счастливом селе родился…
Армейская служба для восемнадцатилетнего Анатолия началась с Николаевской «учебки». Он добросовестно осваивал мотострелковую науку, поэтому трудностей не боялся. И когда через полгода, в январе 1980 года, за ними приехал генерал, чтобы «купить» для службы на востоке, ничуть не смутился. Жара, конечно, вещь малоприятная, но служба есть служба. Об Афгане тогда вслух еще не говорили.
О том, что едет в обещанную генералом «заграницу», Хорольский узнал в Туркмении, в Кушке, куда прибыл вместе с остальными солдатами. Дожидаясь в холодных казармах распоряжений начальства и подтягивавшейся техники, ребята потихоньку начали интересоваться своей дальнейшей судьбой. Кое-какую информацию получали от тех, кто из Афгана сопровождал колонны в Союз.
- А воевать там страшно? - спрашивали у очевидцев непонятных пока для них событий. - Правда, что и погибнуть можно?
- Сами все увидите и поймете, - уклончиво отвечали водители. - Но о том, что всегда надо быть начеку, забывать нельзя. Там даже горы стреляют...
Почему поначалу было так мало информации, Анатолий поймет, когда закончится его служба. Ему самому несколько раз намекнут о том, что не стоит делиться информацией о происходящем в Афганистане. И это не вызывало недоумения, ведь нам, бывшим советским школьникам, не раз приходилось слышать, что болтун – находка для шпиона.
Ордена не падают с неба
А в чужом краю полным ходом шла война. Там наши безусые мальчишки каждый день смотрели смерти в глаза. Но искренне верили, что их любимая страна поступает правильно, а они помогают ей в светлой интернациональной миссии. Вопросы, ради чего гибнут их товарищи, они будут задавать гораздо позже. Пока же походы, рейды, боевые операции.
Под Кандагаром, где возле аэродрома разместилась десантно-штурмовая бригада, в которую вошел и мотострелковый батальон Анатолия, это были привычные дела. Если рассказать обо всех операциях, в которых участвовал наш земляк, книга получиться может. Но чаще всего, глядя на свой орден Красной Звезды, он вспоминает ту, которая для него стала роковой.
В конце августа БТР под номером 119, где отделением мотострелков командовал Хорольский, сопровождал очередную колонну на Кабул. Стояла такая жара, что двигатель мог заглохнуть в любую минуту. Поэтому, чтобы выполнить важное задание, ребята молились на свой бронетранспортер, как на икону: не раз эта боевая машина прикрывала их от душманских пуль, помогала выбираться из опасных мест.
Но мятежники устроили нашим солдатам очередную ловушку. Мост, по которому должна была пройти колонна, они буквально забили легковыми и грузовыми машинами. Поняв, что мирным путем с «пробкой» не справиться, Хорольский подчинился приказу сталкивать автомобили с моста бронетранспортером. А противник только этого и ждал. Поэтому, когда БТР приблизился к мосту, по нему открыли огонь из гранатометов. Во время затяжного боя одна из гранат попала прямо в люк смотрового окна командира. От множества осколков, которые мгновенно вонзились в тело Анатолия, он потерял сознание.
Крупные осколки в медсанбате парню вытащили сразу, а те, что помельче, оставили на потом. Сразу врачи старались восстановить позвоночник и перебитый седалищный нерв. Но за два месяца, которые он провел в госпитале, и долгое время лечения на гражданке полностью восстановить здоровье так и не удалось. Ступня левой ноги до сих пор не двигается, да и осколки, которые удалять не рискнули, и сейчас в теле живут.
Поставьте БТР на постамент!
С того времени, когда Анатолий Хорольский вернулся из Афганистана, прошло почти тридцать лет. Двадцать семь из них он работает в цехе по ремонту контрольно-измерительных приборов локомотивного депо Нижнеднепровск-Узел, что на жилмассиве Северный. Здесь же возглавляет первичную организацию воинов-интернационалистов, является членом совета афганской организации в Самарском районе. Помогает ветеранскому движению, чем может. А его своей заботой и пониманием вот уже сколько лет поддерживают жена Елена и дочь Татьяна. Одним словом, жизнь, на которую он никогда не жалуется, идет своим чередом.
Единственная проблема в том, что память никак не отпускает. Вот следом за его бэтээром бегут голодные босоногие бачата, выпрашивая у шурави еду... На посту, в таких же лохмотьях, в немецкой каске и с русским «максимом», - совершенно не понимающий, за кого воюет, афганский дехканин...
А это растерянные лица ребят в тот момент, когда до них дошло, что, сбившись с дороги, их мотострелковый отряд оказался в Пакистане. Который был настоящим логовом боевиков. Поэтому, в лучшем случае, все они могли оказаться в плену...
Часто крутятся в голове и детали последнего боя. Несмотря на то, что после взрыва в бэтээре он остался инвалидом, Анатолий Хорольский уверен: от смерти его спасла броня, которая основной удар в том огненном аду приняла на себя. Поэтому надеется, что если когда-нибудь решат воздвигнуть памятник военной машине, на постамент обязательно поставят до боли родной БТР.
Автор: Юлия Бабенко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Что за визг, непонятно. Степан Бендера защищал свою землю от различных оккупантов и красных и коричневых, а вот \"ребята\" воевавшие в чужой стране за призрачные и сомнительные идеалы заслуживают разве что сострадания, а звания ГЕРОЯ??? Цирк. Героя Советского Союза, это по крайней мере с теоретической стороны правильно, а с реальной...ни хрена не правильно. Герой идиотизма Компартии и ее Генсека? Да пожалуй так верно назвать. Ответить | С цитатой
ну вообще-то 7,62 пулемет системы "Максим" - изобрел американский изобретатель Хайрам Максим и стоял на вооружении многих стран, в т.ч. Российской империи и СССР. В 1873 году американский изобретатель Хайрам Максим (1840—1916) первым в мире создал систему автоматического оружия — пулемёт. Максим решил использовать энергию отдачи оружия, которая до этого никак не использовалась. Но испытания и практическое применение этого оружия были прекращены на 10 лет, так как Максим был не только оружейником и помимо оружия интересовался другими вещами. В его диапазон интересов входила различная техника, электричество и т. д. (например в 1881 году на электрической выставке в Париже он получил орден Почётного легиона за свои изобретения в области электричества). Его пулемёт был лишь одним из многих его изобретений. В начале 1880-х гг. Максим, наконец, взялся за свой пулемёт, но по внешнему виду его оружие уже сильно отличалось от образца 1873 г. По Ответить | С цитатой