Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
вт, 26 ноября 2024
09:13

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Как потребителю защитить свои права

Как потребителю защитить свои права
Знание – сила. Вооруженный Законом «О защите прав потребителей» покупатель имеет все шансы почти безболезненно вернуть, отремонтировать или обменять дефектный товар, если поломка возникла в гарантийный период. Более того, на время ремонта потребитель может бесплатно получить во временное пользование аналогичный товар, а в случае затягивания сроков ремонта - потребовать неустойку.

Товар надлежащего качества, который по каким-то причинам не подошел, фактически без проблем можно вернуть или обменять в течение 14 дней с момента покупки. Но с продукцией, вышедшей из строя, придется повозиться. Например, турменеджер Оксана Приходько больше месяца «воевала» с магазином, в котором купила кухонный комбайн – «машина» перестала работать буквально после первого дня пользования. По словам Оксаны, в магазине сразу обвинили ее в том, что она нарушила правила эксплуатации, а когда она попросила провести экспертизу – начали требовать денег за ее проведение. «Я отказалась платить, пообещав обратиться в общество защиты прав потребителей и в суд. В итоге экспертизу магазин провел за свои деньги, хоть и не в 14-дневный срок, а примерно за три недели, но комбайн мне после нее обменяли – оказалось, что там был какой-то заводской дефект», - рассказала Оксана.

«Всегда, когда человек платит деньги за приобретение товара или предоставленную услугу, он является потребителем и находится под защитой, в первую очередь, Закона Украины «О защите прав потребителей», - отметила ведущий эксперт по защите прав потребителей Проекта ЕС-ПРООН «Сообщество потребителей и гражданские объединения» Наталия Бородачева. Поэтому каждому полезно знать свои законные потребительские права и умело руководствоваться нормами права в случае необходимости.

Что делать с браком

Если приобретенный недавно товар оказался некачественным, то согласно статье 17 Закона Украины «О защите прав потребителей», нужно обратиться к продавцу (или к изготовителю, но это не всегда реально для покупателя) и предъявить товар, а также чек для подтверждения факта покупки. В письменном заявлении на имя руководителя магазина-продавца следует указать недостатки товара, которые проявились во время эксплуатации в течение гарантийного срока, и озвучить требование провести независимую экспертизу для установления причины поломки.

Скорее всего, в магазине предпочтут провести экспертизу в сервисном центре производителя. Однако г-жа Бородачева рекомендует настаивать на проведении экспертизы в независимых центрах, а не в сервисных центрах производителя, поскольку те являются заинтересованной стороной в спорной ситуации. «Продавец обязан в трехдневный срок со дня получения заявления от потребителя организовать за собственные деньги проведение экспертизы. Если результаты экспертной оценки будут свидетельствовать о вине потребителя (нарушение правил использования, транспортировки, хранения, действий других лиц), то стоимость экспертизы должен оплатить/возместить продавцу потребитель», - пояснила Наталия Бородачева. К таким расходам потребителю нужно быть готовым, увы.

Если выяснится, что недостаток товара производственный, то, согласно статье 8 Закона «О защите...», продавец обязан будет обеспечить бесплатный ремонт товара в течение 14 дней. Если же окажется, что товар имеет существенный недостаток, который не может быть устранен в 14-дневный срок, потребитель вправе требовать от продавца расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченных за товар денег. «Важно также учесть, что за каждый день просрочки ремонта свыше установленного 14-дневного срока потребителю должна быть выплачена неустойка в размере 1% стоимости товара», - подсказала г-жа Бородачева.

И это еще не все! По письменному заявлению потребителя продавец (производитель) обязан предоставить ему в пользование на время ремонта другой аналогичный товар из обменного фонда с обеспечением его бесплатной доставки. И, кстати, если вес сломанного товара превышает 5 кг, то его транспортировка на ремонт и обратно осуществляется за счет продавца.

Еще потребителю важно помнить: несмотря на грозные предупреждения на некоторых товарах, мол, без упаковки гарантия не действует, хранить упаковку товара на протяжении всего гарантийного периода никто не обязан. Закон не устанавливает подобных требований к потребителю. Хотя, как напомнила г-жа Бородачева, часто на практике продавцы компьютерной или сложной бытовой техники предупреждают потребителей не спешить расставаться с упаковкой и убедиться в работоспособности изделия, чтобы в случае выявленных недостатков и последующей транспортировки быть уверенными в соблюдении всех правил сохранности товара.

Куда жаловаться

К сожалению, не всегда замена либо ремонт товара проходят быстро и безболезненно. Несмотря на то что Закон «О защите прав потребителей» четко и ясно прописывает права потребителя и обязанности продавца, права часто попираются, а обязанности не выполняются. Поэтому если общение с продавцом (или производителем) не принесло никакого результата, потребитель имеет право подать на него жалобу в территориальные управления по вопросам защиты прав потребителей по месту своего жительства, которые входят в структуру Госпотребстандарта Украины (их координаты имеются в приложении к онлайн-версии данной статьи на сайте www.dengi.ua). Можно также обратиться за помощью в общественные организации потребителей по месту жительства или в региональные – но это не самый эффективный ход. Если обращение в Госпотребзащиту не помогло, то тогда недовольному потребителю прямая дорога в суд.

Впрочем, по словам г-жи Бородачевой, ожидать со стороны государства и бизнеса уважения к потребительским правам населения реально только в том случае, если потребительское сообщество будет активным и грамотным. «Позволю себе дать совет потребителям: будьте активны, интересуйтесь вопросами потребительской грамотности - и вы почувствуете себя намного увереннее. Пусть продавцы и производители, которые надеются сбыть сомнительный или заведомо некачественный товар, останутся без покупателей», - призывает г-жа Бородачева.

ИТОГО: знание своих прав позволит потребителю не только отстоять свои права, но и наказать нерадивых продавцов и производителей.

Где еще почитать

О замене/ремонте товара по гарантии:

www.dssu.gov.ua – сайт Госпотребзащиты, органа, контролирующего соблюдения прав потребителей.

www.consumerinfo.org.ua - общественный информационный ресурс, создан в помощь потребителям и многим специалистам.

www.rada.gov.ua (документ 1023-12) – Закон «О защите прав потребителей».

Gorod.dp.ua на Facebook.


Заинтересованный  (20.08.09 10:32): Прокоментируйте!
Більшість моїх знайомих бухгалтерів мають проблеми при поданні звітності. Податківці просять збільшити податкове навантаження, а у разі відмови відмовляються приймати звіт. Навіть якщо звіт подається по E-mail з використанням ЕЦП акредитованих сертифікаційних центрів, податківці надсилають поштою листи в яких повідомляють що звіт не прийнято і телефонують з вимогою подати звіт з потрібними цифрами. Хоча по E-mail надходила квітанція з реєстраційним номером і повідомленням про те, що звіт було прийнято на районному рівні.
О какой зашите прав можна говорить если у нас в стране всё делается по указке, и из под палки, даже налоги собирают как Игорь в Древней Руси!
Ответить | С цитатой
Верзо  (19.08.09 18:33): Li,не надо напускать туману. Сосед купил пылесос, пару раз пользовался, не понравилось запах пластмассы. ПРинёс в магазин ( дней через 8 ). согласились забарать обратно, если он помоет от пыли. Он помыл и они приняли. Так что всегда можно отстоять свои права. Ответить | С цитатой
...  (19.08.09 13:10): Наблюдала картину из жизни обувного магазина...пришел мужчина возвращать туфли, у которых оторвался лаптик, где шнуровка (не знаю как это правильно называется). Продавцы не возражали возврату, но когда начали оформлять сообщили, что передают туфли на экспертизу, если та определит, что это фабричный брак, то конечно поменяют ему пару или починят. А по проволжительности это 10 дней не меньше.Мужчина был счастлив, потому как на следующий день ехал в командировку и туфли ему судя по всему очень были нужны там. Ответить | С цитатой
Li  (19.08.09 13:01): Ко, уже практически , совсем чуток осталось Ответить | С цитатой
КВН  (19.08.09 12:51): А где эти независимые центры? что это за организации? куда обращаться?
а то как всегда - "в случае, предусмотренном законодательством".
И ищи-свищи...
Ответить | С цитатой
potrebitel  (19.08.09 12:50): РОЗУМНИЙ строк, а не 14 дней. А ещё в законе говорится о СОГЛАСОВАННОМ сторонами сроке. Ответить | С цитатой
potrebitel  (19.08.09 12:47): Стаття 8. Права споживача у разі придбання ним товару неналежної якості
1. У разі виявлення протягом встановленого гарантійного строку недоліків споживач, в порядку та у строки, що встановлені законодавством, має право вимагати безоплатного усунення недоліків товару в розумний строк.
(Закон, ВР УРСР, від 12.05.1991, № 1023-XII "Про захист прав споживачів")
Ответить | С цитатой
Ко  (19.08.09 12:45): Li,у ты то хоть вернул уже свой плеер??? Ответить | С цитатой
7890  (19.08.09 11:42): Зачем сразу покупать кожанный пиджак "галимого качества"?-походили, нашли лучше? Ответить | С цитатой
Li  (19.08.09 11:17): Аффтор , прочитай внимательно закон , в нём сказано что Товар надлежащего качества , можно вернуть если он не использовался и сохранён товарнЫй вид. НЕ ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ. Т.е. если вы приобрели телевизор и хоть раз включали его , то вернуть его по ст.9 не сможете ... Ответить | С цитатой
1 2
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
406
домов ОСМД и ЖСК обновлены в Днепре в 2023 г.

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте