|«« | «« | »» | »»| |
Сегодня, 16 июля, исполняется 100 лет со дня рождения известнейшего живописца нашего города Михаила Кокина – человека с очень интересной и непростой судьбой.
Городской сайт продолжает рассказы о жизни известных и неординарных исторических личностей, связанных с нашим городом.
И сегодня мы вспомним известного художника, имя которого «гремело» в городе и на Приднепровье во второй половине пришлого века. Повод более чем весомый – 100 лет со дня рождения. 16 июля исполняется вековой юбилей Михаила Александровича Кокина.
Как пришел Михаил Кокин в большое искусство? Где и у кого он учился мастерству художника? Когда и как заявил о себе? Какие темы отображены в его работах? Где хранятся картины мастера?
На эти вопросы ответит давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
«Михаил Кокин громко заявил о себе в конце пятидесятых годов XX века, - рассказывает Максим Кавун. - Тогда выдвинулась «тройка» выдающихся днепропетровских художников – Михаил Кокин, Николай Родзин, Георгий Чернявский. Из них троих Михаилу Кокину суждено было прожить дольше всех. Двое ушли, «сгорели», в конце брежневской эпохи, а Михаил Александрович дожил до 2009 года.
Михаил Александрович Кокин родился в 16 июля 1921 года в городе Екатеринославе, в семье рабочего. С детства он выказал интерес к рисованию. Этот интерес привел юношу в студию изобразительного искусства во Дворец пионеров (открытый в городе в 1934 году). Студией руководил В.В. Девяткин – замечательный художник, давший путевку в жизнь и Михаилу Кокину.
Затем, в 1937 году Михаил Кокин поступил в Днепропетровское художественное училище. Здесь он стал учеником выдающегося художника и педагога, заслуженного деятеля искусств Михаила Никитича Панина, ученика Ильи Репина. Михаил Кокин всю жизнь тепло и с огромной благодарностью вспоминал своего учителя. Позднее он напишет портрет Панина, который станет одним из лучших его произведений.
Училище закончить Кокин не успел – началась Вторая Мировая война. Пришлось сменить кисть на автомат. Юный живописец ушел на фронт. В 1941 году стал курсантом Сталинградского танкового училища. Прошел Кавказ, Сталинград, Курская дуга. Получил тяжелое ранение…
На войне он прошел долгий путь – вернулся капитаном. Был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I и II степеней.
В.В. Девяткин вспоминал:
«Михаил не успел закончить училище, началась война. Я уже мысленно распрощался со своим талантливым учеником. Он опроверг мой пессимизм. Вернулся из ада, не ожесточившись, вырос в мастера…».
После войны художник не только вернулся к творческой жизни, но решил повышать свое образование. В 1947 году он поступил на живописный факультет Киевского художественного института. Учителями его были известные живописцы Г.С. Мелихов, С.А. Григорьев, В.Н. Костецкий.
Дипломная работа Михаила Кокина, картина «Ревизия», имела успех, была отмечена на III Всесоюзной выставке дипломных работ выпускников художественных вузов в Москве. Народный художник СССР Б. Иогансон в статье в журнале «Искусство» (№ 1, 1955 г.) писал:
«Интересная картина М. Кокина «Ревизия». Картина содержит острый конфликт… Картина грамотно нарисована, умно скомпонована, написана, правда, несколько жестковато и скучно. Но в общем хочется приветствовать успех способного жанриста».
В 1954 году художник окончил институт на «отлично». Год Кокин проработал заместителем главы союза «Укоопхудожник». С 1955 года вернулся в родной город. Уже через несколько лет громко заявил о себе.
В 1960 году в художественном музее состоялась его первая персональная выставка. Четверть века, в 1964-1987 годах, Михаил Кокин работал главным художником Днепропетровского художественно-производственного комбината.
А в 1962 году в Киеве прошла «Отчетная выставка произведений художников Днепропетровщины» – М. Кокин, Н. Родзин, Г. Чернявский. Выставка произвела, как сказали бы сейчас, фурор. Заговорили о «днепропетровской художественной школе», их работы отметили в Академии художеств в Ленинграде (Санкт-Петербург), высоко оценили искусствоведы Киева, Праги и Москвы.
С начала 1960-х годов Михаил Кокин занял место одного из самых известных днепропетровских художников. Его творчество отличает, прежде всего, разноплановость. Это и портреты, и пейзажи, и групповые композиции.
Михаил Кокин - один из немногих, кто умел выдерживать шаткое равновесие между требованиями «социалистического реализма» и лирикой в живописи. Ему в равной степени удавались и портреты героев развитого социализма, и пейзажи родного Приднепровья, и даже виды далеких Чукотки и Камчатки.
Михаил Кокин, прежде всего, портретист. Портретный жанр – самый сложный, необходимо передать характер, душу человека, создать индивидуальный образ.
В 1959 году Кокин написал «Портрет М.Н. Панина», своего учителя. В образе Панина художник передал черты человека, много сделавшего в искусстве и для искусства. Он передал мельчайшие детали в образе, и вместе с тем чувствуется выражение признательности и благожелательности.
В 1958 году Кокин пишет «Портрет Руфины Нифонтовой», - тогда актрисы Малого театра и будущей советской кинозвезды. Здесь, как в и портрете М. Панина, передан характер человека, живущего в сфере культуры, скромного и преисполненного душевного благородства.
Портреты работы Михаила Кокина всегда отличала камерность, отсутствие пафосности, и вместе с тем, передача самых высоких душевных качеств человека.
Эпоха «строительства развитого социализма» требовала от художника не только портретов деятелей культуры, а и образов политических деятелей и «передовиков производства». Эта сфера также удалась Михаилу Кокину. Он создал галерею образов портретов рабочих. Это портреты конкретных людей, но тут же передан типичный образ, энергетика, устремленность на созидание.
Михаил Кокин создал целую галерею портретов передовиков производства.
«Портрет Галины Вакулы, работницы шинного завода» (1963 год) художник писал непосредственно в цеху. Женщина на минуту оторвалась от своего дела, остановилась возле окна, где мы видим панораму строительства, и посмотрела на зрителя. Передана сила женской натуры, женщины-рабочей, но передана не шаблонно, а лирично. Известны его портреты Героя Социалистического Труда сталевара П.С. Махоты, знатного горнового завода имени Петровского В.С. Напханька и другие.
Портреты «Лыжница», «Май», «Возле моря» - в них переданы не конкретные «трудовые герои», а созданы общие образы людей – символов эпохи.
Даже картины на идеологическую тематику Михаил Кокин создавал не шаблонно, а используя большой набор творческих приемов. Картина «За власть Советов» (второе название – «Как упал же он с коня…») 1967 года была написана к 50-летию революции. Даже здесь художнику удалось создать не типизированный образ, а предложить драматический, героико-философский образ гражданской войны. Композиция, где соединены динамика и статика, производит сильное впечатление. Всадники вернулись к своему убитому товарищу… Конь вороной склонил голову возле своего всадника.
Даже тему портретов В.И. Ленина, обязательную для любого значительного художника советской эпохи, Кокин мастерски решил в свойственной ему манере. Картина «В.И. Ленин в селе Кашино» (1969 год) решена в лирической манере. Интересно, что образ Ленина на этой картине совершенно отличается от привычных лакированных образов. Здесь нет официального пафоса, передан образ живого человека, сфотографировавшегося с крестьянами.
Мастерски проявил себя Михаил Кокин как пейзажист. Уникально широкая география его картин – это и Приднепровье, и Крым, и Чукотка и Камчатка.
Картина «Земля Криворожья» (1971 год) передает специфику рудного края. Символический образ, где представлены и природные богатства и роль человека, использующего их. Несмотря на элементы «трудового пафоса», в этой картине также основной акцент – лирический.
Искусствоведы признают, что именно в пейзажах Михаила Кокина раскрываются сильные стороны его мастерства – колористика, живое чувство природы, всего богатства ее проявлений.
Сам Михаил Кокин говорил:
«Больше всего на свете люблю я землю свою, люблю ее всегда, в любом состоянии: и в весеннем цветении, и в летней щедрости, и в осеннем угасании, и в зимнем сне. Она – мой учитель, она шлифует во мне ощущение цвета, сама «диктует» мне настроение в пейзаже, сама рождает образ. И самые счастливые минуты творчества моего – свидание с природой».
Этапной в творчестве Кокина-пейзажиста стала картина «Вечерняя песня» (1962 год). В этой небольшой картине проявились черты мастерства художника – смелость живописи, декоративность, и вместе с тем - сильный образ и цвет.
Художник много рисовал не только приднепровские красоты, а и южные берега. Он выступал и как маринист – «Чайки», «Поселок у моря», «Азовское море», «Утро в гавани», «После улова», «Полдень» и другие картины. Получила развитие и крымская тема – «Старая Ялта» (1983), «Крым весенний» (1983) и другие работы.
В 1970 году художник провел два месяца на Камчатке. Его, южного человека, привыкшего к буйству приднепровской природы, вначале поразила холодность пейзажа, ограниченность цветов – серый и синий. Тем не менее, он подобрал живописный «ключ» к камчатскому ландшафту. Его серия полотен получила большой успех: «Петропавловск. Рыбацкий порт», «Колхоз «Сероглазка», «Причалы» и другие.
В 1973-1978 годах добавился цикл произведений, сделанных в другом суровом крае – на Чукотке. Они тоже получили широкую известность.
В 2001 году Михаил Кокин так высказался на тему пейзажей и «соцреализма»:
«К чему кривить душой? Да, я выполнял социальный заказ, потому что жил в такое время, когда это было нужно. Но поверьте, на этих прекрасных суровых Чукотке или Камчатке на меня, как на художника, никто не давил, и никто надо мной не стоял».
Михаил Кокин, как один из ведущих художников, не раз удостаивался персональных выставок.
В ноябре-декабре 1971 года состоялась персональная выставка в Днепропетровском художественном музее, приуроченная к 50-летию художника и 25-летию творческой деятельности. На ней экспонировались 115 произведений.
Искусствовед Людмила Богданова отмечала:
«Мольберт М. Кокина не стоял без холста ни единого дня, палитра и кисти никогда не высыхали, они вдохновенно жили и работали вместе, создав свыше двух тысяч полотен. Абсолютное большинство их сегодня разошлось по городам и весям дальнего (Франция, Испания, Канада, Америка и т.д.) и ближнего зарубежья, презентуя народам встречу с незнакомым, но таким прекрасным краем, как наша Украина, с таким красивым народом, как трудолюбивый наш человек».
В 2001 году на открытии очередной персональной выставки, Михаил Кокин так передал свое творческое кредо:
«Художник должен быть связан с окружающей жизнью. Я сужу по себе: там, где я, – там мое искусство. Многих современных художников я просто не понимаю. Я знаю, что сделал портрет Михаила Никитича Панина (а прошло уже почти 50 лет!), и портрет этот останется в веках. Ну был бы я формалистом, нарисовал бы выкрутасов всяких, а дальше что? Все-таки я верен реалистической манере».
Художник прожил долгую жизнь и ушел в мир иной на 90-м году жизни, в 2009 году, пережив многих своих творческих побратимов. Символично, что художник-фронтовик скончался 22 июня – в день начала Великой Отечественной войны…
В 2001 году он был награжден почетным званием «Народный художник Украины». Последняя его прижизненная персональная выставка состоялась в 2007 году в Днепропетровском художественном музее.
Работы Михаила Кокина хранятся во многих музеях Приднепровья, Украины и Зарубежья. Это Днепропетровский художественный музей, Павлоградский краеведческий музея, музей в Петриковке, Донецкий, Николаевский, Житомирский, Корсунь-Шевченковский, Херсонский, Каховский краеведческие музеи, а также частные коллекции по всему миру.
Михаила Кокина награждали многими эпитетами, но сам он с иронией называл себя «живописец из села Егорино, которому покорились Мадрид и Париж».
В селе Егорино находилась дача Михаила Кокина, где он проводил свой традиционный пленер. Жил художник в «Доме художников», на проспекте Пушкина, 61.
Сейчас на дворе XXI-й век, произошла кардинальная смена эпох, изменились эстетические приоритеты, и вкусы в живописи. Несмотря на это, живопись Михаила Кокина уважаема и востребована, его работы привлекают внимание, трогают душу», - завершает Максим Кавун.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |