Контейнеровоз «Эвер Гивен», заблокировавший на шесть дней Суэцкий канал в конце марта, благополучно освобожден и останется под арестом у египетских властей до завершения расследования причин аварии и оглашения виновных – тех, кто впоследствии заплатит за многомиллионные убытки мировой экономики.
По оценкам судоходной компании Lloyd’s List, ежедневно Суэцкий канал обеспечивает транзит товаров на сумму около $5 млрд. в каждом из транзитных направлений.
«Нетрудно посчитать, что мировая торговля за час блокировки канала несет убытки на сумму не менее 400 млн долларов США», - комментирует патовую ситуацию в мировой логистике президент ООО «Евротерминал» Лисицин Павел Владимирович.
По словам Павла Лисицина, в подобную ситуацию могла попасть любая компания-владелец судна. В данном случае японская компания Shoei Kisen, владеющая гигантским контейнеровозом, который перекрыл Суэцкий канал, оказалась жертвой стечения неблагоприятных обстоятельств, замешанных на погодных условиях, человеческом факторе и техническом состоянии канала в целом.
Как известно, контейнеровоз «Эвер Гивен» следовал по Суэцкому каналу на север из Китая в Европу и попал в штормовую погоду, которая часто случается в это время года в Северной Африке. Как отмечает Лисицин Павел, 400-метровое судно во время прохождения любого канала требует более точных и слаженных действий команды судна и лоцмана, чем менее длинные суда, под которые строился канал еще в прошлом веке. Фактически именно резкий порыв ветра и формальное отношение береговой команды к прохождению гиганта «Эвер Гивен» в серверном направлении не оставили капитану судна шансов справиться с нештатной ситуацией.
«Не исключено, что расследование может зацепить всех участников, связанных с прохождением контейнеровоза, в том числе и египетские власти, контролирующие канал», - комментирует сложившуюся ситуацию Лисицин Павел Владимирович.
При этом береговая служба Суэцкого канала настойчиво подчеркивает, что лоцман не несет ответственности за последствия прохождения судна, и напоминает, что его действия носят исключительно консультативный характер.
Павел Лисицин признает тот факт, что работа служб обеспечения канала давно свелась лишь к формальному наблюдению за проходом судов, в то время как только непрерывное усовершенствование условий может минимизировать риски подобных катастроф в будущем.
Тем не менее компания Shoei Kisen уже принесла извинения за этот инцидент и сообщила, что юристы компании получают миллионные иски от администрации Суэцкого канала и компаний, чьи суда не смогли пройти по маршруту из-за севшего на мель «Эвер Гивен».
Лисицин Павел Владимирович уверен, что контейнеровозы такого размера могут быть застрахованы на случай повреждения на сумму не менее $100 млн, однако предполагает, что возмещение убытков такого типа скорее ляжет на плечи владельца и оператора судна.
Сегодня через Суэцкий канал проходит около 12% всей мировой торговли. Оборот нефтепродуктов составляет от 5% до 10% мировых поставок. Остальная часть трафика канала — это потребительские товары. Основные контрагенты, по оценке Павла Лисицина, в Китае и США давно отмечают так называемый контейнерный кризис, который длится уже несколько месяцев и вызван дисбалансом в торговле между производителями в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Южной Азии, а также потребителями в Северной Америке и ЕС. И ситуация с «Эвер Гивен» только усугубила этот дисбаланс. Павел Лисицин обращает внимание на то, что Китай давно испытывает острую потребность в контейнерах в условиях мировой пандемии, которые скопились в портах США – крупнейшего рынка китайских товаров, а резерв их в Суэце еще больше усилил дефицит.
«Из-за затора в Северной Африке надёжность расписания контейнерных судов уже нарушена, поскольку любой однодневный простой контейнера на пути усугубляется простоем других контейнеров в очереди», - комментирует проблему Павел Лисицин.
Тем не менее, как бы не завершилось расследование образования гигантской пробки в Суэцком канале, в этой ситуации не может быть одной виновной стороны. Ответственность могут разделить между собой как владельцы судна, так и местные власти, на которых лежит задача обеспечения безопасности и беспрепятственного прохождения судов.
![]() |
Gorod`ской дозор |
![]() |
Фоторепортажи и галереи |
![]() |
Видео |
![]() |
Интервью |
![]() |
Блоги |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
![]() |
Погода |
![]() |
Архив новостей |