Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
пт, 22 ноября 2024
04:09

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Жизнь старого Екатеринослава: рабочие слободки

|«« «« »» »»|

Городской сайт продолжает цикл очерков о жизни старого города полтора века назад.

Мы уже рассказывали о жизни элитных сословий – дворян и купечества. А сегодня мы решили поведать о жизни совершенно другого сегмента города – рабочих слободок, отдаленных окраин Екатеринослава.

Когда и как возникли окраинные районы города – рабочие слободки? Как они назывались? Как застраивались? Какой колорит царил в слободках? Какую роль слободки сыграли в революционных событиях начала XX века? Что осталось от слободок сейчас?

На эти вопросы ответит давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.

Екатеринослав родился на месте слободки

«Исторически верно будет утверждать, что губернский город Екатеринослав на правом берегу Днепра родился на месте слободки, - рассказывает Максим Кавун. - Вернее, слободы Половицы.

Основана она была в 1743 году. Первым ее жителем был старшина запорожского войска Лазарь Остапович Глоба. Он соорудил себе зимовник на высоком правом берегу Днепра, на месте нынешнего парка имени Шевченко.

Затем в течение нескольких лет в низинной части, возле Днепра, застроилась запорожская слобода. В 1770-е годы она уже имела 125 дворов и около 1000 человек населения. По тому времени это был довольно крупный населенный пункт.

Застройка Половицы имела хаотический характер. Улиц и кварталов в традиционном понимании не было. Слобода делилась на неравные по площади участки. Примерные границы слободы Половицы – Набережная, улица Баррикадная, улица Староказацкая, улица Андрея Фабра.

Слобода Половица имела очень живописный вид. Хаты, клуни, вишни… Это был оазис вольной жизни на Приднепровье. Но в начале 1780-х годов было решено строить заново на правом берегу Днепра губернский (наместнический) город Екатеринослав. А строить его решили на месте слободы Половицы. В 1786 году началась подготовка к строительству города. Завозили бревна, кирпич, другие стройматериалы. В середине 1780-х годов жизнь слободы Половицы круто изменилась. Большая часть жителей испытывали дискомфорт от строительства губернского города. Несколько лет новый Екатеринослав, который начали строить на горе, и слобода Половица как бы сосуществовали. А затем… все жители Половицы покинули ее. Часть выселилась в соседние села – Диевку, Сухачевку, Лоцманскую Каменку, а часть – в кубанские и задунайские казаки.

В 1790-е годы на месте Половицы и были построены первые несколько кварталов раннего Екатеринослава. Очень скоро колорит первой слободы исчез и растворился в истории Екатеринослава.

Отметим, что напоминание об этом древнем поселении обнаружили во время недавнего демонтажа старых зданий по ул. Коцюбинского, о чем писал Городской сайт. Но историкам и археологам заняться исследованием обнаруженных фундаментов древних сооружений и прочих артефактов просто не дали…

Первая городская слободка – Фабричная

В 1790-е годы на окраине уже губернского Екатеринослава возникла первая слободка – Фабричная. Слободка – это выселок от города, преимущественно населенный бедными жителями, лишенный признаков комфорта. Слободки – полукриминальные окраины Екатеринослава.

Фабричная слободка получила название от суконной фабрики. В 1794 году в новый город Екатеринослав на Днепре императорским указом было переведено крупное предприятие – казенная суконная мануфактура, выпускавшая изделия для армии и на рынок. Эта мануфактура работала до 1837 г. и стала самым значительным градообразующим предприятием губернского центра.

Вместе с оборудованием на берега Днепра прибыли и рабочие – крепостные крестьяне с семьями. Ведь работала мануфактура на крепостном труде. Широко применялся не только женский, но и детский труд. Где поселили рабочих суконной фабрики? Само предприятие располагалось в районе нынешнего железнодорожного вокзала. Один из корпусов фабрики сохранился – это бывший хлебозавод № 1 по проспекту Яворницкого, 106. Это здание уже несколько лет находится в стадии затянувшейся и странной реконструкции. По проекту, о котором писал Городской сайт, оно станет частью комплекса «Кубометр-2».

Рабочие заселили отдельную слободку к западу от фабрики, так и названную – Фабричная слободка. Причем сколько существовала фабрика, столько и составлялись чиновниками проекты строительства благоустроенного поселка для рабочих.

Но поселок этот официально, с соблюдением всех планов и норм, так и не построили, и рабочие продолжали ютиться в «самострое». Фабричная слободка с самого начала была оторвана от основного массива Екатеринослава и стала западным его предместьем. Город пришел сюда только в конце XIX века.

Где же располагалась Фабричная слободка?

Часть ее территории «съела» еще железная дорога в конце XIX века. Кладбище, где еще с конца XVIII века хоронили фабричных рабочих, превратилось в обычное городское, а сейчас это «Парк живых и мертвых» – бывший парк Калинина.

Оставшийся массив застройки – с тремя основными улицами. На планах конца XIX – начала ХХ века официально они назывались – Выездная, Покровская, Брянская, но в народе их называли проще – 1-я, 2-я и 3-я Фабрики. После революции 1917 г. их так и назвали. Сейчас это улицы Ударников, Ивана Эзау (бывшая Булыгина), Братьев Бестужевых.

Три улицы Фабричной слободки – один из старейших в городе. Парадоксально, но то же промышленное развитие, которое породило массив Фабричной слободки, со временем замедлило рост жилой застройки. А сейчас от бывшей слободки вообще остались несколько кварталов – вся окружающая территория застроена предприятиями.

Самая известная слободка Екатеринослава – Чечелевская

Самая крупная слободка города возникла через три четверти столетия после Фабричной, хотя и рядом, и тоже в западной части – юго-западнее.

Застраиваться слобода начала в 1870-х гг. На плане Екатеринослава 1871 г. на месте Чечелевки – еще пустырь. А вот план Екатеринослава 1885 г. показывает уже кварталы трех первых Чечелевок, правда, пока без названий улиц.

Екатеринославский старожил Порфирий Яненко вспоминал в 1887 году обстоятельства возникновения слободки:

«Городская земля, равнина, за фабричным кладбищем отдавалась по найму под хлебопашество и огороды, но когда началась постройка железной дороги и моста через Днепр, то разный пришлый мастеровой народ, не имея приюта, начал рыть там себе землянки, делать курени и домики для жилья, и мало-помалу устроили большую слободку, которую назвали Чечелевскою; название это дано потому, что первый поселился там в землянке отставной старый солдат Чечелев».
Никаких документальных свидетельств о жизни старого солдата Чечелева, или «Чечеля» до сих пор, к сожалению, обнаружить не удалось. Неизвестно даже, настоящая это фамилия или прозвище. Но его так часто упоминают в газетах и мемуарах, что есть все основания считать, что это реальная личность.

За 15 лет были созданы первые три улицы Чечелевки. И это еще до пуска в строй Брянского завода – гиганта тогдашней металлургии. В 1884 г. построили грандиозный мост через Днепр, и на правом берегу Днепра прошла ветка Екатерининской железной дороги.

Железная дорога рассекла рабочий район на две неравные части. Теперь Фабрика и Чечелевка превратились в два своеобразных «анклава». Официально их именовали предместьями, хотя они фактически слились с городом.

Девять улиц и архитектурные контрасты Чечелевки

В 1889 году западнее Чечелевки начал работать Брянский завод, и развитие этого района пошло еще более быстрыми темпами. Застраивалась Чечелевка хаотично, но рядами улиц, которые получали незатейливые имена 1-я, 2-я, 3-я Чечелевка и так далее. Фактически за пятнадцать последних лет XIX столетия сформировался основной массив Чечелевки. На плане 1897 г. мы видим уже семь Чечелевок и несколько кварталов восьмой.

Последние Чечелевские улицы – Восьмая и Девятая – оформились в районе 1910 – 1915 гг., прямо перед революцией 1917 г. и гражданской войной. Параллельно росли и поперечные улицы – Керосинная (Леваневского), Сквозная (Щепкина), Бойкая (Выборгская), Орловская и другие. К югу от Чечелевки располагались новые городские бойни, а также кладбище.

На Чечелевке появляются и двух-, трехэтажные каменные дома по типу «доходных домов», владельцы которых сдавали комнаты внаем рабочим с семьями. Появлялись и учреждения культуры. На углу Первой Чечелевки и Бойкой (проспект Нигояна, 33-А) был «Дом научного общества им. А.Л. Караваева», где читались лекции для рабочих.

На проспекте Нигояна – Первой Чечелевке - сохранился дом Прицкера, построенный в 1915–1916 гг. по проекту знаменитого архитектора Александра Красносельского, где была открыта первая в районе аптека. Этот дом решен в неоклассическом стиле и смотрится особняком среди типичной застройки.

Революции 1905 и 1917 годов: баррикады и своя «республика»

В начале ХХ века в рабочих слободках на западной окраине губернского центра царил совсем иной колорит, нежели в фешенебельной центральной части Екатеринослава. Чечелевка, Фабрика и тоже бурно развивавшаяся Шляховка (о ней мы расскажем ниже по тексту статьи) жили своей жизнью – ряды домов-мазанок, отсутствие благоустройства, социальные проблемы. Даже полиция не часто заглядывала в эти районы. И неспроста.

Свой «норовливый» характер эти поселки проявили в полной мере во время революционных событий 1905 и 1917 гг. Еще во время «майского» бунта 1898 г. рабочие сожгли потребительскую лавку на углу Орловской улицы. Здесь собирались в колонны в 1901, 1902 гг.; здесь прошли с красным знаменем во время стачки в августе 1903 г.

Здесь в 1905-м строили баррикады. 19 июня 1905 г. на Чечелевке на пустыре возле скотобойни подпольный комитет РСДРП созвал собрание, где было решено начать забастовку в поддержку восставшего броненосца «Потемкин». Забастовка эта продолжалась с 20 по 28 июня (3-11 июля), в ней приняли участие более 10 тысяч человек.

11 октября 1905 г. началось сооружение рабочих баррикад на Павловской улице, на Первой, Второй, Третьей и Четвертой Чечелевках. Всего было построено шесть баррикад, самая большая - на углу Орловской улицы и Первой Чечелевки. Участвовало в сооружении баррикад и в борьбе с войсками более 5000 человек. Развернулось самое настоящее сражение с бомбами, фугасами, проволочными заграждениями и стрельбой. В сражении на Брянской площади погибли и умерли от ран 22 человека, очень многие были ранены.

Не лишним будет процитировать рапорт пристава 6 части г. Екатеринослава начальнику городского жандармского управления о событиях 11 октября:

«…доношу со слов господ офицеров, главным образом.

11 октября около 7 часов утра у завода бывш. Эзау, а главным образом, на углу 1-й и 2-й Чечелевки стала собираться толпа, в последнем месте толпа приблизительно достигла до 5000 человек. Около 10 часов утра следовавший в Екатеринослав поезд с полусотней казаков был остановлен, несколько человек вскочило на паровоз, отвинтило какие-то гайки, выпустило пар и воду. Казаки высадились на пути железной дороги и ушли в город окружным путем через Брянскую колонию, следуя за городскими бойнями. Толпа, стоящая на углу Чечелевки и Брянской площади [ныне на месте площади Дворец культуры им. Ильича, о судьбе которого не раз рассказывал Городской сайт, – примечание Максима Кавуна], увеличивалась, наконец, стала ломать и рубить телеграфные столбы, телефонные и трамвайные, вновь строящегося городского трамвая, рвать со столбов проволоку, отняли у рабочих вновь строящегося трамвая тачки и стали против дома Копылова строить баррикады, вывесили 3 красных флага.

Около 3 часов дня шли роты Бердянского полка по 1-й Чечелевке, в них были брошены 2 бомбы, и из-за заборов, из окон производилась стрельба из револьверов; войска отвечали залпами и одиночной стрельбой, продолжавшейся до вечера. В результате убитых нижних чинов – 1, раненых – 23, казаков ранено – 6, бунтовщиков убито – 8, ранено – 4, все находятся в Брянской больнице и при покойницкой Брянской больницы. Заводы стоят…

Прошу распоряжения о разрешении похоронить убитых, ибо собираются около часовни толпы, которые могут произвести беспорядок».

В декабре 1905 г. Чечелевка стала эпицентром восстания, вошедшего в историю как «Чечелевская республика».

8 декабря по гудку Брянского завода остановились все предприятия заводского района. К концу дня стачка охватила все районы города.

9 декабря после полудня прекратили работу все правительственные учреждения города. При этом Кайдаки, Фабрика и район, примыкающий к вокзалу, полностью оказались в руках бастовавших рабочих. Полноправным хозяином здесь стал «Совет рабочих депутатов» и его Боевой Стачечный Комитет. Он действовал как автономный орган революционной власти.

Район, контролируемый Советом, и вошел в историю как «Чечелевская республика». Она просуществовала с 8 по 22 декабря – всего 14 дней. В одном из домов на Первой Чечелевке (проспект Нигояна, 45) был штаб Боевого стачечного комитета во время декабрьских событий 1905 г. А на Фабрике рабочие собирались возле так называемой Фабричной биржи. Здесь наиболее активным агитатором был Андрей Булыгин. Камень – импровизированная трибуна для митингов, до сих пор сохранился, он специально огорожен, но сама улица Булыгина уже переименована.

«Чечелевская республика» была подавлена, но в 1917 г. район явился одним из основным стимулов революционных событий. По образцу 1905 г. рабочие Брянского и других заводов собирались в вооруженные отряды, с Чечелевки они следовали в центральную часть на борьбу с гайдамаками (войска Центральной Рады) и другими противоборствующими силами. 4 марта 1917 г. в «Доме научного общества им. А.Л. Караваева» (проспект Нигояна, 33-А) состоялось первое заседание Екатеринославского Совета рабочих депутатов, который затем стал главным органом власти в городе.

Рабочая Шляховка – на склонах Аптекарской балки

Выше Чечелевки на склонах Аптекарской балки расположился еще один район – Шляховка.

Он возник как рабочий поселок Брянского металлургического завода в конце XIX века. В советское время Шляховку переименовали в поселок Шевченко. После войны, в 1950-х гг. – новый этап в развитии поселка, связанный со строительством «Южмаша» и бурным развитием этой части города. Старое название «Шляховка» сохранилось, и, более того, закрепилось за всей застройкой по склонам Аптекарской балки. Это район со сложным рельефом и полупатриархальным колоритом. Застройка здесь преимущественно одноэтажная с довольно низким развитием инфраструктуры.

Балка Аптекарская между проспектом Мазепы (недавно – Петровского) и улицей Рабочей получила название по личности известного врача – аптекаря Карла Роде, который приехал в наш город еще в конце 1780-х гг. Он служил при тогдашнем наместнике Василии Коховском. А после его смерти (1794 г.) остался жить в Екатеринославе, где лечил местных жителей и снабжал их фармацевтическими средствами собственного изготовления – «родевскими порошками». Роде владел участком земли в этой балке.

После этого землями в балке владел майор Негрескул. В конце XIX века собственником этой местности стал помещик Шляховской, который в 1896 г. основал здесь поселок Надеждино. Несмотря на смены владельцев и эпох, поселок в народе называется Шляховкой и по сей день.

Советское время – бывшие слободки хотели превратить в центр

В советское время характер жизни рабочих поселков существенно не изменился. Первая Чечелевка (ставшая проспектом Калинина – теперь Нигояна) застроилась трех-, пятиэтажными домами, появились и многоэтажки. Интенсивно развивался району к западу – бывшая «Брянская колония». Для рабочих окрестных заводов построили новый поселок к юго-западу – бывший поселок Фрунзе, а дальше шла линия проспекта Петровского (современный Мазепы).

Мало кто сейчас помнит, что генеральный план развития Днепропетровска 1933 года предполагал кардинальные изменения городского пространства. В этом месте должен был расположиться новый городской центр. Первенцем реализации такой идеи стал Дворец культуры имени Ильича – выдающийся памятник архитектуры, построенный в 1926-1936 годах. Но довольно быстро от идеи расположения городского центра в рабочем районе отказались.

После войны старое Фабричное кладбище с Александро-Невской церковью превратили в парк Калинина – современный Парк живых и мертвых. Трамвай, ходивший еще с царских времен по Первой Чечелевке, перенесли в 1957 г. на Вторую (улица Бабушкина, сейчас - Шухевича). А кварталы еще восьми Чечелевок, в принципе, еще сохраняют старый колорит.

Интересно, что в 1913 году, к 300-летию дома Романовых, имперские власти решили «упорядочить», как тогда говорили, характер рабочего района. С этой целью все девять Чечелевок переименовали в «благонадежные» названия. Например, Первая Чечелевка получила название «Николаевский проспект». Но после революции 1917 г. большевистское правительство вернуло Чечелевкам их прежние «номерные» названия. И только спустя несколько десятилетий улицы переименовали, но с революционным подтекстом. Например, Вторую Чечелевку назвали улицей Бабушкина, где был открыт его дом-музей и поставлен памятник. И первого, и второго там уже давно нет…

После установления Советской власти возле Дворца имени Ильича поставили в память о революционных событиях старую бронеплатформу – как символ революционных перипетий в жизни Чечелевки. Изрядно поржавевшая бронеплатформа стоит и сейчас. Возле нее десятилетия висела табличка со стихами: «Мы – мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути. М. Светлов».

Теперь под этой бронеплатформой, глубоко под землей, проходит пока единственная линия днепровского метро. В конце восьмидесятых – начале девяностых годов ХХ века большое пространство возле Дворца Ильича было обнесено оградой с надписью, что здесь строится станция метрополитена. Предлагали разные варианты названия этой станции – «Чечелевская», «Калининская», но выбрали более абстрактное – «Метростроевцев». Метро из шести станций открыли в конце декабря 1995 года. Пока это самый крупный признак цивилизации в районе бывшей «главной» слободки Екатеринослава.

***

Свой колорит старые слободки Екатеринослава сохраняют во многом и сегодня. В этом можно убедиться, лично прогулявшись по улицам Тесной, Щепкина, Выборгской, пройти «горбатый мост», выйдя на улицу Ивана Эзау…

Сегодня это тихий городской район с депрессивным колоритом. Трудно представить, что эти два рабочих района стали детонатором «революционной бомбы», взорвавшей старый Екатеринослав. Сейчас об этом напоминает разве что памятник давно минувшей революции – старая бронеплатформа, сохранившаяся после «декоммунизации», - завершает Максим Кавун.

Gorod.dp.ua на Facebook.


Наблюдательный.  (03.03.20 21:41): Спасибо вам: Максим и Константин! Ждем продолжения. Ответить | С цитатой
1дп  (03.03.20 17:07): Отличная статья (как и ранее написанные автором о нашем городе)! Ответить | С цитатой
Властелин пластилина  (02.03.20 18:06): Чтить надо историю, какая бы неприглядная она ни была.. И пенсию надо бы индексировать вовремя и соответственно заслугам, а не прожорливости.. Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
45
стихійних сміттєзвалищ ліквідували у Дніпрі за 2022 рік

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте