Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
ср, 18 декабря 2024
18:51

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Криворожский музей авиации хранит уникальные самолеты

|«« «« »» »»|

Среди его экспонатов – турбовинтовой Ту-114 (в мире осталось только три подобных машины!), на котором Никита Хрущев в 1959 году летал в Америку, герой знаменитого фильма-катастрофы «Экипаж» Ту-154 с бортовым номером 85131 и другие редкие самолеты.

Музей истории авиации при Криворожском авиационно-техническом колледже НАУ – всего один из трех авиамузеев в Украине, два других расположены в Киеве и Полтаве. Думается, не многие жители Днепра знают об этом музее, еще меньше днепрян – бывали в нем. Тем более, расположен он на самой окраине этого города, на ул. Туполева, прямые маршрутки к месту его расположения не ходят.

Городской сайт предлагает читателям совершить виртуальное путешествие в этот музей. Мы расскажем о его истории и экспонатах.

Музею авиации – 43 года

Музей  истории  авиации  при  Криворожском  авиатехническом  колледже  гражданской авиации  Днепропетровской  области  был  открыт  в   1975 году.  Общая  площадь   музея -  730  квадратных  метров. НаходитсяКривой  Рог, улица  Туполева,  учебный  корпус  №2.

В музее  хранится  более 4 тысяч экспонатов. Музей  был  основан  по  инициативе  Якова  Григорьевича  Ракитина. 

Яков Григорьевич Ракитин (1914-1987) – краевед, директор городского краеведческого музея, основатель и первый директор музея авиации. Благодаря ему была установлена дата основания Кривого Рога. Автор панорам, посвященных  освобождению Кривого Рога, также он помог в установке на пьедестал танка Т-34 на площади Освобождения. Написал много статей по краеведческой тематике.

Основной зал  музея оформлен  под  салон  самолета и освещает все самые значимые события истории авиаколледжа.  В соседнем  зале - настоящая  диорама  Великой  Отечественной  войны, изображающая  решающую  битву  за  Кривой  Рог. Ещё  один  зал  музея - в  салоне  самолета  Ту-114,  он посвящен истории развития  авиации. Самолет  этот – настоящий раритет, таких в мире осталось всего три.

Криворожское  тогда еще авиатехническое  училище  в 1970-80-е годы трижды  признавалось  лучшим  среди   учебных заведений  гражданской  авиации Советского Союза и награждалось Переходящим  Красным Знаменем.  Это знамя стало одним из экспонатов  музея истории и трудовой  славы.

Герой кинофильма «Экипаж»

На территории, когда-то являвшейся частью аэродрома, сегодня на вечной стоянке находятся самолёты различных модификаций. Есть здесь и пассажирские самолеты Ан-24, Як-40, Як-42, Ту-114, Ту-154, Ту-134, и транспортные Ан-12 и Ан-26 . Стоит заметить, что это не просто авиационный музей под открытым небом – здесь курсанты колледжа каждый год проходят учебную практику.

Среди выставленных на лётном поле крылатых машин есть поистине уникальные экспонаты. Например, реактивный пассажирский самолёт Ту-154 с бортовым номером 85131. Этот авиалайнер участвовал в съёмках знаменитого советского фильма-катастрофы «Экипаж». В музее колледжа даже хранятся фотографии с личной дарственной подписью Леонида Филатова, сыгравшего в этом фильме одну из главных ролей.

- Когда этот лайнер сел у нас в 1981, все встречали его с распростертыми объятиями, - рассказывает начальник авиационно-технической базы Криворожского колледжа НАУ Владимир Крупка. – Этот самолет, кроме съемок в фильме «Экипаж», сначала летал в ленинградском Пулково, потом – в Москве, и к нам прилетел из Москвы своим ходом. На наш аэродром его садил летчик-испытатель, прямо с полосы он зарулил на стоянку, где сейчас и находится. Самолет до сих пор действующий. Студенты, особенно механики, на нем проходят практику – изучают двигатели.

Справка. Ту-154 – самолет для авиалиний средней протяженности. Производился серийно 30 лет, с 1968 по 1998 годы. Всего выпущено 935 самолетов.

Характеристики: Количество пассажиров – 152-180 человек. Экипаж – 4 человека. Длина – 47,9 м.  Размах крыльев – 37,55 м. Высота – 11,4 м. Максимальная взлетная масса – 98 т.
Запас топлива – 39,75 т. Крейсерская скорость – 850 км/ч . Дальность полета – 2800 км.
Эксплуатационный потолок – 12,1 км.

Именно этот экземпляр Ту-154 стал героем фильма «Экипаж». Кривой Рог
Именно этот экземпляр Ту-154 стал героем фильма «Экипаж»

Перевозчик Никиты Хрущева

Среди уникальных экспонатов авиационного парка криворожского авиаколледжа есть ещё и турбовинтовой дальнемагистральный авиалайнер Ту-114, на котором в 1959-м году руководитель Советского Союза Никита Хрущёв летал в Америку. Этот гигантский самолёт был чудом тогдашней авиационной техники. Помимо пассажирского салона, в нём была оборудована столовая со специальной кухней, отдельный конференц-зал и даже биотуалеты. Всё это на данном самолёте сохранено.

- На этом самолете Хрущев летал в Америку, - рассказывает Владимир Крупка. – Причем для него в США не смогли подобрать трап, и лидеру СССР пришлось спускаться на землю с помощью специального подъемника пожарной машины. Хрущев всегда хотел удивить масштабом, поэтому и в самолетах стремился к размаху. Сделали этот самолет, взяв за основу дальний бомбардировщик Ту-95, изготовили всего около 30 таких пассажирских лайнеров.

К слову, Ту-114 ещё в 1960-х годах совершали межконтинентальные перелёты, установив множество авиационных рекордов, некоторые из которых не побиты и поныне. Таких машин было произведено всего лишь около 30-ти. Сделаны они были на основе стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-95, и длительное время совершали регулярные пассажирские перевозки по всему миру. На сегодняшний день осталось всего лишь три таких самолёта, причём наш, криворожский, с учётом его прошлого, самый уникальный.

Справка: Ту-114 - турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолет, спроектированный в 1955 году на основе стратегического бомбардировщика Ту-95. Производился по 1966 год.

Количество пассажиров – 170-224 . Экипаж – 5 человек. Длина – 54,1 м. Размах крыльев – 51,1 м. Высота – 15,5 м. Максимальная взлетная масса – 179 т. Крейсерская скорость – 750 км/ч . Максимальная дальность полета – 8400 км.

Этому самолету принадлежит 31 рекорд. В том числе Ту-114:

- самый большой в мире турбовинтовой пассажирский самолёт

- самый скоростной в мире турбовинтовой пассажирский самолёт

- единственный в мире турбовинтовой пассажирский самолёт со стреловидным крылом

Последние Ту-114 были сняты с эксплуатации в 1991 году. Экземпляров в летном состоянии на данный момент не осталось и сохранилось всего три нелетающие машины. 

Сейчас в салоне этой легендарной машины оборудован музей с уникальными фотографиями, авиационными приборами, «черными ящиками» (которые на самом деле вовсе не черные, а оранжевые).

 Ту-114 – таких машин осталось всего три в мире
Ту-114 – таких машин осталось всего три в мире.

Что еще представлено в музее

Кроме двух самолетов с историей, музею есть чем удивить своих посетителей.

Рабочая лошадка советской авиации - Ту-134. Самолет для авиалиний малой и средней протяженности. Между 1966-м и 1984-м годом было впущено 852 самолетов.

Представленная в криворожском музее модификация Ту-134А выпускалась с 1970 по 1980 годы. Он мог принять на борт до 68 пассажиров. Экипаж - 4 человека. 

Характеристики: длина – 37,1 м. Размах крыльев – 29 м. Высота – 9 м. Максимальная взлетная масса – 43 т. Запас топлива – 14,4 т. Крейсерская скорость – 850 км/ч Дальность полета – 2100 км. Эксплуатационный потолок – 12,1 км.

Ту-134 – «рабочая лошадка» советской авиации
Ту-134 – «рабочая лошадка» советской авиации.

Як-42 – самолет для авиалиний малой и средней протяженности. Был разработан для замены устаревшего Ту-134. Производился с 1980 по 2002 год. Всего выпущено 183 самолета.

Количество пассажиров – 120 человек, э кипаж – 3 человека. Длина – 36,38 м. Размах крыльев – 34,88 м. Высота – 9,83 м. Максимальная взлетная масса – 57,5 т. Крейсерская скорость – 810 км/ч . Дальность полета – 2900 км. Эксплуатационный потолок – 9,7 км.

Як-42 до сих пор служат в небе
Як-42 до сих пор служат в небе

Грузовой военно-транспортный самолет Ан-26 - модификация исходной пассажирской модели Ан-24. Длительное время выпускался в Китае.

Характеристики: Количество пассажиров – до 38 человек. Экипаж – 5 человек. Грузоподъемность – 5,6 т . Длина –23,8 м. Размах крыльев –29,2 м. Высота – 8,57 м. Максимальная взлетная масса – 24 т. Запас топлива – 7 т. Крейсерская скорость – 435 км/ч Дальность полета – 2660 км. Практический потолок – 7,3 км.

Грузовой Ан-26
Грузовой Ан-26

Ан-12 - транспортный самолет. Пассажирская модификация называлась АН-10. Производился с 1957 по 1973 годы в СССР и с 1974 по 1993 в Китае. Только в СССР произведено 1248 самолетов.

Характеристики: Количество пассажиров – 132, экипаж – 5 человек. Длина – 33,1 м. Размах крыльев – 38 м. Высота – 10,5 м. Максимальная взлетная масса – 64 т. Запас топлива – 22 т. Максимальная скорость – 686 км/ч. Эксплуатационный потолок – 9 км.

АН-12
АН-12

Як-40 - пассажирский самолет для местных авиалиний.  Производился с 1967 по 1981 год. Всего выпущено 1013 самолетов. В музее – два таких самолета. Самолетов этой марки до сих пор немало эксплуатируется на авиалиниях.

Характеристики: Количество пассажиров – 36 человек. Экипаж – 3 человека. Длина – 20 м.  Размах крыльев – 25 м. Высота – 6,5 м. Максимальная взлетная масса – 16 т. Крейсерская скорость – 550 км/ч . Дальность полета – 2500 км.

Самолетов Як-40 тоже достаточно летает в наше время
Самолетов Як-40 тоже достаточно летает в наше время

Также в музее представлен вертолет МИ-8.

МИ-8
МИ-8

Как попасть в музей

Кстати, у читателей Городского сайта есть уникальный шанс совершить виртуальное путешествие по всем трем авиамузеям Украины. Недавно группа состоятельных иностранцев наняла самолет и посетила авиамузеи в Киеве, Полтаве и в Кривом Роге.

Тем же, кто вдохновится и решит отправиться в музей, сообщаем следующее. Музей открыт для посещения всего один день в неделю, по субботам. Экскурсии начинаются от самолета Як-40, установленного при входе в авиатехнический колледж. Сбор групп – 10-45. Записаться на экскурсию можно по телефону 098-944-64-62, Глеб.

Цена билета для взрослых – 80 гривен, дети от 7 до 16 лет – 50 грн, дети до 7 лет – 30 грн.

При подготовке статьи использованы материалы открытых СМИ.

Gorod.dp.ua на Facebook.


ЛЕТИК  (22.01.21 14:39): Что то Крупка с пьяну все напутал, 85131 Бориспольский, а Ту114 Хрущева в глаза не видел и именно Криворожский вообще не имеел отношения к литерам. Пугает не компетентность руководителя. Ответить | С цитатой
Сергей  (02.04.20 15:54): Спасибо что сохранили.Только ТУ154 сажали не в 1981 а в 78 или79 . Я очевидец этого события Сажали на укатанное грузовиками поле. Ответить | С цитатой
немедленно  (16.08.18 13:35): все декоммунизировать и распилить, не было никакой советской авиации, все это комуняцькы казкы. Ответить | С цитатой
Беня  (15.08.18 22:39): Когда то, вплотную к учебному аэродрому училища, примыкал старый криворожский аэропорт с грунтовой взлётно-посадочной полосой, приспособленной под Ан-2, Ан-24 и Як-40. И вот я был свидетелем, когда специально для училища на этот аэродром сажали Ту-114. Более потрясного зрелища я не встречал. Командиром того экипажа был знаменитый лётчик-испытатель Коккинаки. Ответить | С цитатой
Лекарь  (15.08.18 19:52): Ту-114 - это действительно круто !
Сохранить бы.
Ответить | С цитатой
Леонид  (15.08.18 19:15): ЯК 40 выпускался в двух вариантах 24 и 27 мест. В фильме Мимино есть хорошая сценка (было 10 баранов теперь 9 а ты себя считал?) Ответить | С цитатой
Местный  (15.08.18 19:02): Интересно! Надо будет как-то сходить! Ответить | С цитатой
житель мегаполиса  (15.08.18 16:42): Какое богатство еще не сдано и не распилено. Все для друзей из МВФ. Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
50
лет просуществовала газета Днепр вечерний в бумажном формате

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте