|«« | «« | »» | »»| |
Созданный почти полвека назад в Новомосковске, этот автомобиль пережил четыре модернизации. Стал триумфатором нескольких смотров самодельных машин и автопробегов. И даже мог быть поставлен на конвейер…
Он сохранился до нашего времени и может стать украшением любого музея. О судьбе этого автомобиля и его изобретателя рассказывает Городской сайт.
В очередной раз убеждаюсь в том, насколько богата гениальными изобретателями и конструкторами наша земля. В том числе – и в сфере автомобильного конструирования. В советскую эпоху промышленность, мягко говоря, не баловала граждан большим ассортиментом моделей, а на покупку автомобиля приходилось копить всю жизнь. Эта ситуация, наверное, не в последнюю очередь подталкивала людей с золотыми руками и светлой головой самим заниматься изобретением автомобилей.
Как признает эксперт в этой сфере, директор Технического музея Днепра «Машины времени» Михаил Прудников, в 1950-80-х годах в Днепропетровске было создано около 20 оригинальных автомобилей. Часть из них дожили до наших времен.
Мы уже рассказывали об удивительном автомобиле «Балтика», который был передан в музей «Машины времени». О целом семействе самоделок «Лосёнок». А также о самодельном автомобиле «Муравей», который тоже пополнил коллекцию «Машин времени».
Среди машин, которые прославили наш город как центр автомобильного изобретательства, был и шикарный автомобиль «Ласточка», созданный почти полвека назад. Оказывается, эта машина благополучно пережила бурные вихри смены эпох и сохранилась в прекрасном состоянии до нашего времени.
Нам удалось узнать: «Ласточка» до сих пор жива-здорова благодаря сыну ее изобретателя, Юрию Заблуде, хранится в его гараже в Новомосковске. Нам удалось пообщаться и с ним, и с другом этой семьи Евгением Замковым, который собрал уникальную информацию и фотоматериалы об этом автомобиле и любезно поделился ими с Городским сайтом.
В старые добрые времена едва ли не каждый владелец автомобиля, какой бы марки он ни был, ласково называл свою любимицу «ласточкой». Вспомните хотя бы главного героя сериала «Сваты» Ивана Будько…. Но мало кто знает, что легковой автомобиль с таким названием существует на самом деле и был создан в Новомосковске в уже далеком 1969 году.
- Появилась «Ласточка» благодаря огромному таланту и «золотым рукам» одного из местных жителей Новомосковска Пантелея Семеновича Заблуды (его в жизни и зачастую в документах называли Павлом), - рассказывает Евгений Замковой. - Родился он в селе Кулебовка в 1928 году в семье Семена Федоровича Заблуды и его жены Марии Максимовны. После окончания школы отслужил в армии, где был связистом. После армейской службы устроился на работу на Новомосковский трубный завод: сначала работал в паросиловом цеха, а затем 25 лет до самой пенсии - во втором трубном цехе. В жены взял себе Тамару Васильевну, в браке с которой родились сын Юрий и дочь Людмила.
Пантелей Семенович был человеком многих талантов: художник, электрослесарь, механик, рихтовщик, маляр. В 1962 году он окончил с отличными оценками заочные курсы художников-оформителей. Работая на НТЗ во втором трубном цехе (ТЭСЦ-2), он вносил много рационализаторских предложений, за которые получил многочисленные награды.
Через некоторое время увлекся рихтовкой и покраской легковых автомобилей, где очень быстро благодаря таланту добился больших успехов. Это хобби со временем стало давать некоторые доходы, которые большей частью вкладывались в создание его «Ласточки».
…Самого Пантелея Семеновича уже 12 лет нет в живых. «Ласточка» находится под присмотром его сына Юрия, который об истории создания автомобиля рассказывает следующее:
- Когда папа начал конструировать «Ласточку», мне было всего 6 лет, но я четко помню этот процесс. Своей машины тогда в семье не было. Был когда-то «Москвич-401», но отец его давно продал. И загорелся мечтой создать такой автомобиль, которого нет и не будет ни у кого в СССР. Он выписывал зарубежные автомобильные журналы, и облик первого варианта «Ласточки», наверное, был навеян американскими автомобилями – «Бьюиками», «Каддилаками». Два года он делал автомобиль во дворе бабушкиного дома – я постоянно крутился рядом и был счастлив, если оказывался полезен отцу хотя бы в мелочах.
Первая «Ласточка» делалась на базе «Запорожца», от которого были использованы двигатель, мосты, коробка передач. Стекла и еще ряд деталей пригодились от «Москвича». А вот все остальное – рама, днище, кузов, двери и так далее, - Пантелей Заблуда изготавливал самостоятельно. И при взгляде на этот автомобиль его родство с советским автопромом ни за что не угадать!
Радости, восторгу домочадцев, когда отец наконец завершил работу над автомобилем и состоялись первые выезды на машине, не было предела.
Но вскоре обнаружилась одна неприятность.
- Машину категорически не хотели регистрировать в ГАИ и выдавать номера, - вспоминает сын Юрий. – А все потому, что по советским нормативам длина самодельного автомобиля не должна была превышать 3,5 метра. В шикарной же «Ласточке» оказалось 4,2 метра.
Не помогло даже обращение в ГАИ Украины.
Из письма Пантелея Семеновича к начальнику ГАИ УССР:
«В течение 10 лет я очень много изучал отечественные легковые автомобили. Проявляя большой интерес к ним и читая журналы о смотрах-конкурсах самодельных автомобилей, я решил сам изготовить к 100-летнему юбилею В.И. Ленина микролитражный автомобиль под названием «Ласточка».С чертежами и рисунком задуманной мною машины я обратился в местное ГАИ г. Новомосковска, где получил разрешение и в 1967 году приступил к изготовлению модели. Мне оказывали некоторую помощь на предприятии, в РК ДОСААФ, и в конце 1969 года я закончил работу над автомобилем. ГАИ г. Новомосковска и РК ДОСААФ сделали осмотр и дали положительные акты осмотра ».
Ситуацию спасло приглашение Пантелея Заблуды с его чудо-автомобилем (о котором уже прознали в СССР) на Всесоюзный смотр самодельных авто в Москве и автопробег. Для поездки в Москву изобретателю выдали временные номера.
Автомобиль «Ласточка» успешно выступил на VIII традиционном Всесоюзном параде-конкурсе любительских авто-мотоконструкций, где особенно была отмечена именно элегантность этого самодельного автомобиля.
Инициатором этого мероприятия была редакция журнала «Техника-молодежи», в котором и был напечатан очерк об этом автопробеге. Маршрут пробега был такой: Москва - Гагарин - Смоленск - Минск - Вильнюс - Каунас - Клайпеда - Лиепая - Рига - Пярну - Таллинн - Ленинград - Москва.
На этом конкурсе П.С. Заблуда получил награды в двух номинациях: «За отдельные качества конструкции» и как «Победитель соревнований по спортивно-технической многоборью в городах Вильнюсе, Риге, Таллинне и Ленинграде».
Одним из тех, кто подписывал дипломы талантливому новомосковцы был летчик-космонавт Владимир Аксенов.
- И в Москве приключилась любопытная история, - рассказывает Юрий Заблуда. – Шеренгу самодельных авто, выставленных на ВДНХ, осматривал начальник ГАИ СССР. Дойдя до «Ласточки», генерал недоуменно вскинул брови: «Что за машина? Почему без номеров?». Отец пояснил ситуацию. Генерал хмыкнул и… попросил прокатиться на «Ласточке». После этого тест-драйва начальник удовлетворенно произнес: «Ласточка не может быть воробьем. Вернешься домой – зайди в свое ГАИ»…
Не успел Пантелей Семенович переступить порог родного дома, как к нему бросилась перепуганная жена: «Что случилось? Тебя уже пять раз из ГАИ приходили разыскивать!».
Оказалось, сотрудники Госавтоинспекции после подсказки «откуда надо» так рвались зарегистрировать этот автомобиль…
Между 1970 и 1980 годами Пантелея Семеновичем был сделан второй, еще более удачный вариант кузова «Ласточки».
На следующий, XIV Всесоюзный автопробег, в котором принимала участие «Ласточка», она появилась в обновленном варианте. Вот что писал о «Ласточке» журнал «Техника-молодежи» № 12 за 1980-й год:
«Рядом стоит автомобиль Павла Заблуды из Новомосковска Днепропетровской области, который отличается филигранной обработкой кузова, необычным интерьером салона, продуманной вентиляцией двигателя.
Каждая деталь в этой машине тщательно обработана и подогнана так, что многие не верят в «самоделку», а металлическую ласточку, помещенную за прорезью бокового заднего стекла, принимают за эмблему новой марки какого-то автомобильного завода.
А все сделано в домашних условиях из обычного стального листа. Ножницы, молоток, газовая горелка, паяльник и дрель - весь инструмент П. Заблуды. Весь секрет в терпении и золотых руках автора замечательной "Ласточки".
При своем довольно просторном объеме салона, уютном интерьере машина развивает скорость 130 км/ч».
На этот раз маршрут пробега был более сложным и длительным: Москва, Новгород, Таллин, Рига, Калининград, Вильнюс, Брест, Житомир, Киев, Полтава, Харьков, Белгород, Курск, Орел, Тула, Москва.
В XIV параде-конкурсе Пантелей Заблуда занял второе место и получил звание лауреата Всесоюзного смотра научно-технического творчества, что было отмечено дипломом и почетным знаком.
В этом смотре и автопробеге вместе с отцом принимал участие и его сын.
- Автопробег проводился летом 1980 года, вскоре после завершения Олимпиады в Москве, - рассказывает Юрий. – Приглашение пришло на отца и еще плюс одну персону, вот папа и взял меня с собой. Мне уже было 16, и за рулем этой машины я был с семи лет… Впечатлений было море! Поездка по всей европейской части СССР, масса новых впечатлений! Машина на всей трассе вела себя идеально – ни единой поломки!
За время существования «Ласточки» на базе одного и того же кузова ее дизайн Пантелеем Семеновичем переделывался три раза.
Доживший до наших дней автомобиль – это уже четвертый вариант «Ласточки». Как вспоминает сын изобретателя, отцом все время двигало стремление к совершенствованию своей «Ласточки». Второй вариант машины отличался прямоугольными фарами. На третьем были использованы двигатель и фары от ВАЗ-2106. В четвертом – установлена оптика от «Жигулей»-восьмерки.
- Автомобиль для нашей семьи не был «музейным экспонатом», - рассказывает Юрий Заблуда. – На «Ласточке» ездили и на природу, и на море, неизменно вызывая удивление и восторг множества водителей и просто любопытных людей. Несмотря на мотор «Запорожца» в первых вариантах, машина показывала отличную динамику. А уж когда поставили вазовский движок, спокойно выдавала 120-130 км/ч. Правда, отец ездил гораздо спокойнее – 70-80 максимум.
Отработав четверть века на заводе и уйдя на заслуженный отдых, Пантелей Семенович в 1980-е открыл мастерскую по рихтовке и покраске автомобилей в здании, где раньше был вытрезвитель. Но бизнес продолжался недолго из-за сложности в налогообложении…
1. Однажды Пантелею Семенович было предложено стать главным конструктором завода ЗАЗ в Запорожье, который в то время выпускал самые массовые в СССР легковые автомобили «Запорожец». Но он отказался, а жаль...
2. На «Ласточке» установлены боковые зеркала, которые могут вращаться. Такие зеркала появились только недавно на легковушках иностранного производства. В советском автопроме такого новшества не было вообще.
3. На «Ласточке» четвертой модификации установлено два ветровых стекла с «Жигулей», причем и переднее, и заднее одинаковые, поэтому в случае необходимости (при аварии) их можно поменять местами прямо на обочине дороги.
4. На капоте «Ласточки» в виде эмблемы размещались гербы городов: сначала - Днепропетровска, а затем - Новомосковска.
5. Ставился вопрос о возможности серийного выпуска «Ласточки», но развал СССР помешал этим планам.
- «Ласточка», насколько мне удалось установить, является единственной самодельной легковой автомашиной за всю историю Новомосковска, и какая-то вторая вряд ли будет создана, - резюмирует Евгений Замковой. - Умер Пантелей Семенович в 2006 году и был похоронен на кладбище у бывшего кирпичного завода. А его «Ласточка» и сейчас находится в хорошей форме, хотя в 2019 году ей исполнится уже 50 лет.
О нынешней судьбе автомобиля Юрий Заблуда рассказывает следующее:
- Отца не стало 4 августа 2006 года, мамы – еще раньше. Последний раз папа выезжал на «Ласточке» в 1998 году, потом болел. У меня же давно была и своя семья, и свое авто. Вот, считайте, 20 лет «Ласточка» уже в гараже стоит. Она в рабочем состоянии – три года назад я ее своим ходом в другой гараж перегонял. Но, конечно, ремонт ей требуется. Ко мне периодически обращаются с просьбой продать эту машину, но для меня она – воплощение памяти об отце. Я готов с ней расстаться, но только отдав ее в музей.
Городской сайт познакомит сына изобретателя «Ласточки» с создателем музея «Машины времени» Михаилом Прудниковым. О развитии этой истории мы сообщим…
Автор: Константин Шруб
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |