В Днепре прошла презентация законопроекта «О Национальном бюро финансовой безопасности», авторами которого стали народные депутаты Украины Нина Южанина, Максим Курячий, Артур Герасимов, Виктор Король и другие парламентарии.
Мероприятие было проведено в Главном управлении ГФС в Днепропетровской области при участии и.о. начальника ГУ ГФС в регионе Оксаны Томчук, а также с участием представителей местной власти, бизнеса, общественности и правоохранительных органов.
По заявлению Главы подкомитета по вопросам правового обеспечения деятельности налоговых органов и предупреждению правонарушений на таможне Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Максим Курячий, стратегией национальной безопасности Украины, утвержденной Указом Президента от 26.05.2015 года № 287/2015, среди актуальных угроз национальной безопасности определены: экономический кризис, истощение финансовых ресурсов государства, снижение уровня жизни населения.
Одной из причин возникновения таких угроз является высокий уровень "тенизации" и криминализации национальной экономики.
«Практика подтверждает, что эффективно противодействовать угрозам финансовой безопасности возможно лишь при условии устойчивого функционирования системы своевременного выявления и устранения системных угроз в сфере публичных финансов, предотвращения их возникновения в будущем», - отметил Максим Курячий.
Во время встречи были представлены и разъяснены ключевые положения этого законопроекта, а также ожидаемые изменения в деятельности нового правоохранительного органа, даны ответы на вопросы относительно новой модели правоохранительной деятельности, которая призвана радикально изменить систему взаимоотношений с бизнесом, контролирующими органами, органами власти и другими правоохранительными органами.
«Сегодня в действующую систему органов противодействия угрозам финансовой безопасности государства входят Национальная полиция, Служба безопасности Украины, налоговая милиция, прокуратура, Национальное антикоррупционное бюро, Государственная служба финансового мониторинга, Государственная аудиторская служба, Счетная палата. Однако, несмотря на многообразие соответствующих органов, их работа, в частности налоговой милиции, является иногда неэффективной, вызывает много нареканий со стороны предпринимателей и бизнеса вообще. Законопроект призван дать актуальные ответы на эти вопросы, снять напряжение в отношениях между государственными органами и бизнесом», - заявил Максим Курячий.
Как отметил один из членов рабочей группы по разработке законопроекта, кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Национальной академии внутренних дел, полковник налоговой милиции в запасе Вячеслав Некрасов во время доклада, для внедрения действенной реформы в сфере противодействия криминальным угрозам в сфере финансовой безопасности государства необходимо создать единый правоохранительный орган, задачей которого будет выявление и устранение системных угроз в сфере публичных финансов, предотвращения их возникновения в будущем; создать единый аналитический центр концентрации и анализа информации о состоянии финансовой системы государства; ввести новую модель организации правоохранительной деятельности, управляемой аналитикой, так называемую модель ILP (Intelligence Led Policing), которая применяется аналогичными подразделениями правоохранительных органов стран Европейского союза и ОБСЕ, а главное - создать основу для перехода государственных контролирующих органов от надзорно-карательной к профилактично-сервисной модели работы.
«Применение рядом стран ЕС ILP-модели позволило обеспечить более высокий эффективный и результативный уровень управления национальными правоохранительными органами. Модель ILP ставит криминальный анализ в центр правоохранительной деятельности и ускоряет принятие решений в большей степени, чем другие современные модели полицейской деятельности. Главная цель ILP-модели - предоставить государству инструменты для повышения профессионализма правоохранительных органов, качества и эффективности их деятельности, оптимизации использования имеющихся ресурсов, что будет способствовать общественному доверию и эффективному противодействию угрозам финансовой безопасности государства», - подчеркнул Вячеслав Некрасов.
В ILP-модели основное внимание уделяется систематическому сбору и оценке информации с помощью четко прописанного аналитического процесса, в результате которого данные превращаются в стратегические и рабочие аналитические продукты, подкрепляют фактическими данными процесс принятия обоснованных управленческих решений.
Отдельно о концептуальных положениях проекта Закона "О Национальном бюро финансовой безопасности Украины" рассказал другой член рабочей группы по разработке законопроекта, основатель юридической компании «Правовая и экономическая безопасность», кандидат юридических наук, заслуженный юрист Украины Вадим Мельник.
«Задачей Национального бюро финансовой безопасности является обеспечение финансовой безопасности государства путем защиты государственных финансов на входе в бюджет, при распределении бюджетных ресурсов, противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем, выявление активов, полученных от подследственных экономических преступлений. Национальное бюро должно стать действительно независимым от всех государственных институтов с целью минимизации коррупционных рисков и избежания влияния на его деятельность всех государственных органов и их должностных лиц», - сказал эксперт.
По его словам, с целью защиты бизнеса от необоснованного вмешательства в хозяйственную деятельность, необоснованного уголовного преследования и для снижения коррупционных рисков планируется изменить основания для начала уголовного производства по статьям, относящимся к подследственности Национального бюро (согласованность неуплаченных в бюджет денежных обязательств, наличие аналитического заключения о совершении соответствующего уголовного правонарушения).
«Необходимо установление исключительной подследственности Национальному бюро преступлений, связанных с защитой публичных финансов и законодательное закрепление права на формирование собственных и доступа к информационным ресурсам других государственных органов с целью анализа имеющейся в них информации, он-лайн мониторинг рисков и обеспечения аналитическими продуктами органов досудебного расследования, формирование рекомендаций для органов власти всех уровней в случае выявления рисков создания основы для развития негативных тенденций в сфере публичных финансов», - подчеркнул Вадим Мельник.
Эксперт сделал акцент на том, что в основу процесса принятия управленческих решений на примере европейского опыта закладывается система анализа рисков и угроз.
Национальное бюро финансовой безопасности Украины создается как новый орган, наделенный исключительной компетенцией по борьбе с экономическими преступлениями. Его создание будет происходить независимо от хода процедуры ликвидации налоговой милиции, но будет сопровождаться частичным ограничением компетенции Национальной полиции и СБУ в вопросах борьбы с преступлениями в сфере экономики.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |