|«« | «« | »» | »»| |
В этом году исполняются юбилеи сразу трех знаковых событий, связанных с историей легендарной профессии днепровских лоцманов. Об этом расскажет Городской сайт.
230 лет назад, в декабре 1787 года, князь Потемкин приказал поселить днепровских лоцманов в количестве 121 человек в Лоцманской Каменке и даровать им особые права вплоть до освобождения от рекрутской повинности. В благодарность за то, что за полгода до этого лоцманы триумфально провели через пороги императорскую флотилию. В том же 1787 году была юридически оформлена лоцманская община Днепра. А ровно 85 лет назад, в 1932 году, с пуском ДнепроГЭС а, лоцманская профессия отошла в историю.
Одна из древнейших и ныне вымершая профессия – лоцманы – и по сей день будоражит воображение историков и писателей.
Сколько столетий насчитывает профессия лоцманов? Когда основана слобода Лоцманская Каменка? Чем покорили лоцманы императрицу Екатерину II, которая приказала даровать им особые права? Когда и почему перестала существовать эта профессия? Какая память осталась от лоцманов сегодня? Зага дки истории приоткроет давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
«Лоцманы – знаменитые перевозчики через Днепровские пороги – и звестны со времен Средневековья, - рассказывает Максим Кавун. - Несколько столетий здесь складывались особые профессиональные и культурные традиции, память о которых сохранилась и теперь.
Запорожский казак Никита Корж в «Устном повествовании» (опубликовано в Одессе в 1842 г.) утверждал, что слобода Лоцманская Каменка названа так в честь первого поселенца, некоего Лоцмана. Конечно же, это собирательный образ всей лоцманской общины перед днепровскими порогами. В названии слободы Лоцманская Каменка запечатлелись и сами Днепровские пороги, и название профессии тех, кто служил единственным проводником через эту природную преграду.
Лоцман (голландское loodsman, от голландского loodsen – вести корабль) – специалист по проводке судов, хорошо знающий местные условия плавания. От этого же корня происходит и слово «лоция» – руководство для судовождения в определенном бассейне с подробным описанием его навигационных особенностей.
Сейчас, в начале XXI века, уже очень трудно представить, что на протяжении тысячелетий рельеф реки Днепр между городом Днепром и Запорожьем был совсем не таким, как сейчас. Днепровское водохранилище, «рукотворное море», воды которого свободно разлились на несколько десятков километров, существует всего 85 лет. Оно образовалось в 1932 г., когда была достроена плотина ДнепроГЭС а. А до этого тысячелетиями путь водам Днепра в этом месте преграждали знаменитые пороги – выходы скальной породы, которых начитывалось девять : Кодацкий, Сурский, Лоханский. Звонецкий, Ненасытецкий, Вовнигский, Будиловский, Лишний, Вильный. Первый порог – Кодацкий – находился напротив села Старые Кодаки в окрестностях Днепропетровска.
Писатель Виктор Шкловский сказал о порогах так:
«Днепр при сотворении мира был перерезан порогами на 2 части, и поэтому большие пароходы на нем не жильцы».
Перед порогами грузы приходилось вытаскивать из воды; сухопутным путем их транспортировали до острова Хортица, где они вновь могли следовать водным путем до самого устья Днепра. Участок перед порогами называли «ключом» к контролю над степным регионом. В период Киевской Руси здесь возникает город-славян русичей на Старой Игрени, позднее, казацкий «городок» Самарь, польская крепость Кодак, а затем и губернский город – Екатеринослав.
Первым из известных хронистов трудности перехода через пороги довольно подробно упоминает в X веке византийский император Константин Багрянородный в своем трактате «Об управлении империей», написанном в 948-952 годах . Вот что, например, писал император о преодолении первого порога, Кодацкого:
«Росы не осмеливаются проходить между скалами, но, причалив поблизости и высадив людей на сушу, в прочие вещи оставив в моноксилах, затем нагие, ощупывая своими ногами дно, волокут их, чтобы не натолкнуться на какой-либо камень. Так они делают, одни у носа, другие посередине, в третьи у кормы, толка шестами, и с крайней осторожностью они минуют этот первый порог по изгибу у берега реки».
Еще после строительства Старого Кодака (1635 г.) на месте нынешней Лоцманской Каменки возникли зимовники. Устойчивое заселение местности началось с 1750 г. По приказу Запорожского Коша сюда перевели часть лоцманов из Ненасытецкой береговой стражи «гребной флотилии» (Ненасытецкий порог находился напротив современного села Войсковое).
Лоцманство как юридическая система окончательно офо р милось после присоединения края к Российской империи. Экономическая активность требовала упорядочить и улучшить судоходство по Днепру. Строительство городов в нижнем течении Днепра требовало массы лесного материала с верховьев Днепра. Наместник князь Потемкин поручил заниматься вопросами судоходства своему помощнику полковнику Леонтию Фалееву. Тот предложил проект устройства каналов в обход самых больших порогов, который был частично реализован. Правда, вскоре каналы эти обмелели.
Фалеев также принялся формировать организацию лоцманов. В 1785 г. 42 человека вызвались постоянно проводить суда через пороги. А через два года в лоцманы «записалось» уже 120 человек.
И вот в 1787 г. произошло многократно описанное событие – лоцманы переправили через пороги флотилию императрицы Екатерины II в составе более 80 судов.
В январе 1787 года императрица начала свое знаменитое путешествие, занявшее семь месяцев и охватившее 2,5 тысячи километров. 6 января Екатерина II выехала из Санкт-Петербурга, в апреле прибыла в Киев. 22 апреля императрица из Киева начала спускаться вниз по Днепру. Вместе с императрицей было 40 приближенных персон: фрейлины, графини, княгини. Князь Потемкин, граф Безбородко, послы европейских государств – Кобенцль (Австрия), граф де Сегюр (Франция), Фиц-Герберт (Великобритания).
Императорская флотилия представляла собой из 80 судов с 3000 человек команды под начальством вице-адмирала Петра Ивановича Пущина. Д.И. Яворницкий писал:
«Суда были раззолочены, украшены амурами, увиты всевозможными цветами, пестрели разноцветными флагами и изумляли целым лесом высоких и стройных мачтовых дерев. Каждое судно носило название от имени рек Российской империи. Так, галера, на которой была императрица Екатерина, называлась «Днепр», девятая по счету, самая блистательная, под красным бархатным, с золотым шитьем, павильоном. За ней следовала десятая галера «Буг», на которой находился кн. Потемкин со своими племянницами гр. Браницкой и гр. Скавронской и их мужьями. Походная столовая была устроена на галере «Десна».
А граф Сегюр писал:
«Трудно себе представить, судно более великолепнее, изящнее и роскошнее этого».
На одном из суден находились медик и аптекарь с медикаментами. Кроме этого, на судах ехала целая филармония – около 200 человек певцов и музыкантов под управлением Джузеппе Сарти , назначенного Потемкиным директором екатеринославской музыкальной академии. У князя Потемкина была своя «филармония» в количестве 186 человек музыкантов.
Вот такую вот флотилию с цветом аристократии Европы предстояло переправить днепровским лоцманам через пороги. 25 апреля Екатерина II остановилась в Каневе, 7 мая прибыла в Новые Кайдаки, затем 9 (20) мая состоялась церемония основания Екатеринослава на высоком холме в излучине Днепра. После этого путешествие повернуло на юг, по направлению вдоль Днепра, а затем на Никополь и Берислав.
Судам флотилии предстояло перейти все 9 днепровских порогов. Кстати, в XVII веке на счит ыв али не 9, а 12-13 порогов. Князь Потемкин, главный организатор путешествия, и этот вопрос тщательно проработал и подготовил. Он встретился с лоцманами Новых Кайдак и Каменки, и приказал внимательно осмотреть все суда флотилии на предмет способность к прохождению через пороги.
Лоцманы, внимательно осмотрев все суда, дали положительное заключение. Но с одним условием. С суден предложили снять все рули, и заменить их н а «стерна» – то есть длинные и ш ирокие доски из одного бревна, в форме лопаты. Эти стерна должны были поворачивать рулевые, стоящие друг против друга, в количестве 10-12 человек. С помощью «стерн» судно получало дополнительные возможности для маневра.
Наконец, 9 мая 1787 года, после закладки города Екатеринослава, Екатерина II направилась в село Никол ьское-на- Днепре, имение генерала И.М. Синельникова, наместника края. Прямо напротив этого имения находился самый страшный днепровский порог – Ненасытец.
Проведение судов через пороги должно было стать одним из главных моментов путешествия 1787 г. В имении генерала Синельникова был сооружен специальный деревянный дворец. Он находился на высоких скалах и был украшен открытым балконом, с которого, собственно, и должна была наблюдать императрица с приближенными провод флотилии судов через Ненасытец.
9 мая во втором часу дня Екатерина II прибыла ко дворцу. Её встретили хлебом-солью и поднесли небывалых размеров осетра. После этого к порогу прибыла и царская флотилия. Перед началом торжественного обеда Екатерина II вышла на балкон и приказала спускать суда через порог.
Здесь Потемкин проявил находчивость. В виде первой попытки было решено пустить через порог судно «дуб» подполковника М.Л.Фалеева – ближайшего соратника князя, занимавшегося строительством каналов на порогах и фактически руководившего лоцманами в этот период. Д.И. Яворницкий писал:
«В дуб сели пять человек рыбаков из местных крестьян И.М.Синельникова, из коих один, по фамилии Беляй, правил за кормчего.
Порог Ненасытец падает постепенно двенадцатью "лавами" или уступами.
Рыбаки бесстрашно сошли в дуб, набожно перекрестились и быстро понеслись в порог. Уже пронеслись они через одиннадцать лав, но вот на последней, двенадцатой, лаве дуб как-то сильно и неожиданно рванулся вперед, мгновенно нырнул в каскад кипучих вод и, казалось, совсем бесследно исчез под водой, а клокочущие волны Днепра в одно мгновение ока поглотили и самих пловцов...
Царица, следившая с живейшим интересом за плывшим через порог дубом, с испугом отвернулась от порога и, взглянув на князя Потемкина, с недоумением спросила его: «Как, разве они погибли?». Князь сам был встревожен страшным зрелищем, но генерал Синельников, привыкший часто видеть такие зрелища на пороге и знавший хорошо ловкость и находчивость своих лоцманов, спокойно указал князю на отважных пловцов, очутившихся уже далеко ниже порога, у правого берега Днепра.
Императрица, однако, успокоилась только тогда, когда сама увидела издали пловцов. Кормчего Беляя она пожелала лично видеть. Приказано было выдать ему награду - 50 рублей золотыми».
А дальше начался главный провод судов. Процессом руководили каменский лоцман Моисей Иванович Полторацкий и его помощник кодацкий лоцман Непокрытенко. Все суда флотилии благополучно преодолели страшное препятствие.
Екатерина II была приятно, но шокирована искусством лоцманов.
«Тогда императрица приказала светлейшему представить ей того самого лоцмана, который управлял ее судном. И когда лоцман явился, то она сама спросила его: «Ты ли Полторацкий, атаман над лоцманами?» - «Я тот самый, о коем вы изволите спрашивать». – «Жалую тебя, Полторацкий, за твою верную услугу поручиком. Есть ли у тебя дети?» - «Есть, ваше императорское величество: один сын 13 лет», - сказал Полторацкий. Императрица и сына изволила пожаловать прапорщиком и обещала прислать им грамоты на чины и на дворянство всему их потомству».
Так об этом событии упомянул запорожский казак Никита Корж в своем знаменитом «Устном повествовании».
Помощник Полторацкого, лоцман Непокрытенко, также не был забыт. Он получил личное дворянство и чин прапорщика. В официальном документе от 19 декабря 1787 года он именуется прапорщиком.
Лоцманы впечатлили даже европейских дипломатов
Вместе с Екатериной II наблюдали искусство лоцманов и все приближенные, а также иностранные дипломаты. Церемония провода судов произвела неизгладимое впечатление даже на графа Луи-Филиппа де Сегюра – посла Франции, который слыл человеком саркастического нрава.
Граф Сегюр описал триумф лоцманов в своих мемуарах:
«Мы остановились в усадьбе губернатора Синельникова. Она была расположена на берегу реки, в виду главнейшего порога, который долго считался непреодолимым препятствием для прохода торговых судов. В самом деле, Днепр в этом месте во всю свою ширину загроможден цепью скал, из которых одни в уровень с водой, а другие высятся над уровнем и местами образуют несколько столь шумных водопадов, что мы не могли расслышать слов друг друга. Поток здесь с яростью и пеною бьется о скалы. С первого взгляда кажется, что невозможно проехать между этими скалами в легком челне и самы ми отважными гребцами. Однако ж, невдалеке стояло на якоре большое судно и лодка, назначенные для проезда через пороги.
Князь Потемкин, принц Нассау и я хотели было отважиться на эту поездку, но нас остановило решительное запрещение императрицы.
Суда в виду нас счастливо прошли опасный пролив с быстротой стрелы. Но их так сильно качало, что, казалось, они ежеминутно могут разбиться или исчезнуть в волнах; особенно мелкие лодки беспрестанно исчезали из виду. Нам сказали, что при полной воде проезд этот удобнее, особенно при помощи ловких старых запорожцев, привыкших к таким опасным подвигам. Кн. Потемкин так полагался на их опытность, что предположил спустить до Херсона все суда, на которых мы плыли из Киева до Койдак».
Вечером того 9 мая 1787 года Екатерина II прибыла в селение Хортицу, принадлежавшую камергеру В.А.Черткову (на территории современного г. Запорожье). Дальше путь лежал через Берислав, Херсон на Севастополь. Грозный Днепр остался позади.
После этого триумфа на лоцманов буквально пролились «царские милости». 19 (30) декабря 1787 г. Потемкин «предложил» местной Казенной Палате поселить лоцманов в количестве 121 человек в Каменке под командой полковника Фалеева. Он приказал освободить лоцманов от всех казенных налогов и от рекрутской повинности. Обязанностью лоцманской общины было расчищать русло реки и проводить суда от Каменки до Кичкаса и Хортицы. Определили им и жалованье – 25 рублей в год. За начальников были поставлены поручик Полторацкий и прапорщик Непокрытенко с жалованьем первому 200 рублей в год, а второму 100 рублей в год «из губернских доходов».
Скоро лоцманов было уже 673 человека. С течением времени лоцманская община расширялась. Указом 1811 г. в лоцманы были определены все поселяне Каменки и Старого Кодака от 20 до 60 лет. А еще всех лоцманов поделили на три «статьи»: первой статьи – проводят суда и плоты; второй статьи – плоты; третьей – «при излишестве их поступают добавочными рабочими на суда и плоты по вольному найму».
Лоцманская община – наследница казачества – была основана на демократических началах. Дважды в год – перед открытием навигации и перед ее завершением – община поселка проводила общее собрание, решала основные вопросы и избирала атамана, его помощника, скарбника и писаря.
В XVIII веке сформировалась и слобода лоцманов – Лоцманская Каменка. Первый «молитвенный дом» появился здесь в 1784 г., в 1794 г. построили церковь, а в 1874 г. возвели новую. Слобода – потому, что жители были освобождены от общих казенных повинностей. Лоцманы были самоуправляемой единицей, приписанной к Министерству путей сообщения, и только в 1879 г. их передали в подчинение «местным учреждениям».
Именно в Лоцманской Каменке с древнейших времен наши предки проводили водомерные наблюдения уровня воды Днепра. Водомерный пост на Каменоватом острове у Лоцманской Каменки известен еще со времен запорожцев. С середины XIX века водомерные наблюдения приобретают системный характер, а результаты их публикуются в научной литературе и используются географами России и зарубежья. Пост существует и сейчас. Этот пост – древнейшая гидрометрическая реликвия на территории нашей страны и Европы.
Во второй половине XIX – начале XX вв. лоцманы зарабатывали тем, что проводили через пороги до острова Хортица торговые суда и плоты с древесиной. Большую часть грузовых перевозок взяли на себя железные дороги. В 1872 г. в Лоц-Каменке проживало 2022 человека «обоего пола». В 1908 г. на средства общины в Лоц-Каменке построили двухклассную земскую школу.
После установления Советской власти Лоц-Каменка жила вполне патриархальной жизнью. Очевидец в конце 1920-х гг. отметил:
«Поехали на лодке в Лоцманскую Каменку и тут на берегу нашли лоцмана. В доме разрисованный зеленый сундук на колесах 18 века, фольговая икона и бумажные венки на потолке; полы, посыпанные травой».
В 1925 г. село было большим: здесь жили 4405 человек.
Начало тридцатых годов ХХ века стало коренным переломом в жизни Лоцманской Каменки. Уже цитированный писатель Виктор Шкловский в рассказе «60 дней без службы» писал:
«Мир, в котором мы сейчас живем, чрезвычайно изменяется. И пороги, через которые я ехал – это пороги учреждений, которые ликвидируются; они сливаются по старому советскому обычаю и превращаются в Днепрострой с падением в 36 метров».
Осенью 1932 г. зарабо тал на полную мощность ДнепроГЭС, и древняя профессия лоцмана оказалась не нужна – в одночасье. Поднявшаяся вода затопила не только пороги, но и близлежащую к реке часть самой Лоц-Каменки.
Григорий Омельченко, автор воспоминаний о днепровских лоцманах, вспоминал, как Дмитрий Яворницкий говорил его отцу, тоже лоцману, в 1930-е гг.:
«Не почуємо більше, як шумлять пороги, Микито, не вернеться минула слава».
И только один раз пороги снова показались из воды – в 1941 г., когда был взорван ДнепроГЭС . На короткое время профессия лоцмана снова оказалась востребованной, но после восстановления плотины и мирной жизни – отошла в историю, стала предметом сказаний и легенд.
Еще один «вызов» современности – к территории села все ближе подступала застройка промышленного мегаполиса. Во второй половине ХХ века расположенная на холме Лоц-Каменка стала свидетелем того, как на месте залива намыли огромный песчаный массив и быстрыми темпами принялись возводить жилые дома. К восьмидесятым годам древняя лоцманская слобода и вовсе оказалась на окраине огромного жилого массива «Победа», по соседству с кварталами многоэтажек.
Последний раз город активно «вторгся» в пределы слободы, когда потребовалось снести несколько усадеб для устройства транспортной развязки перед Южным мостом (открыт в 2000 г.).
Лоцманская профессия стала историей, но сохраняется в памяти потомков. Известна личность Григория Никитича Омельченко (1911–2003), которого в прессе называли «последний днепровский лоцман». Потомственный лоцман, педагог, он много лет добивался открытия специального музея – и такой музей открыли в 1994 г. в Лоц-Каменском Доме культуры. Он автор воспоминаний «Спогади лоцмана порогів Дніпрових» , которые выдержали два издания. По его же инициативе в 1998 г. в поселке открыли каменную глыбу – памятник лоцманам.
Исторические традиции сохраняются и в символике. 22 апреля 2000 г. общее собрание жителей Лоцманской Каменки утвердило символы поселка – герб и хоругвь. Герб – на синем щите изображен запорожский казак с золотым лоцманским веслом в руке, окруженный девятью серебряными треугольниками. Хоругвь – синее квадратное полотнище, на котором изображены четыре перекрещенных лоцманских весла желтого цвета, а между ними девять белых равнобедренных треугольников.
В современном городе на Днепре память о лоцманах сохранялась в названии поселка. Основанный в 1971 году жилмассив «Победа» до 1975 года также назывался Лоцманский массив. Было и кафе-ресторан «Старый Лоцман», а марка пива с таким названием. Сегодня на маршрутах курсируют автобусы «Лоцман». В июне 2017 г. вокзалу Днепропетровск-Южный присвоили название «станция Днепр-Лоцманская» (на этом месте когда-то находилась станция Лоцманская). Таким образом, сегодня в городе лоцманы символически присутствуют в названии поселка, железнодорожной станции, в виде музея и небольшого памятника.
- Такой уникальный пласт культуры, как лоцманство, на мой взгляд, имеет все перспективы стать популярным туристическим брендом нашего города. Это именно та часть наследия, которая характерна для наших мест, и более нигде не представлена. Необходимо создать туристический кластер в районе Лоцманской Каменки, реконструировать музей, соорудить бо лее достойный памятник лоцманам, – считает Максим Эдуардович.
***
Лоцманы – умершая профессия, но оставившая большой след в истории и легендах. Днепровские пороги давно скрылись под водой, но память о героизме и невероятных умениях лоцманов живет в народе. Лоцманы – уникальная часть истории нашего города, которая может заново «ожить» в туристических маршрутах », - завершает Максим Кавун.
Автор: Константин Шруб
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |