Мы уже привыкли, что как минимум один-два депутата Верховной Рады представляют интересы Каменского в высшем законодательном органе страны. Хорошо они там работают или плохо – другой вопрос. Однако, с принятием нового избирательного кодекса, уже поддержанного нардепами в первом чтении, город может вообще лишиться такого представительства.
А это значит, что ни лоббировать интересы города в высоких кабинетах, ни использовать статус нардепов для решения проблем отдельных жителей Каменского – мы уже не сможем. «5692» решил разобраться в некоторых тонкостях предлагаемых изменений в избирательное законодательство.
Ключевых изменений три. Во-первых, народных депутатов предлагают избирать по открытым региональным партийным спискам. Во-вторых, проходной барьер для партий снижается с 5% до 4%, что дает шанс попасть в парламент значительно большему количеству политических сил. В-третьих, изменения касаются представительства в избирательных комиссиях: в будущем членов избиркомов обяжут проходить специальное обучение, подтвержденное сертификатом.
Народный депутат Александр Дубинин, голосовавший за этот законопроект, в комментарии «5692» пояснил, что новая модель выборов в парламент является компромиссом между мажоритарной системой и выборами исключительно по партийным спискам.
- Если проводить выборы только по партийным спискам (чистая пропорциональная система – прим.авт.), то проявляется партийный диктат. Возьмем мой случай. Я не был членом партии, но выдвигался от БПП по мажоритарному округу. Когда я через полгода увидел, что партия делает со страной, то сказал, что не хочу разделять ответственность с этой партией и вышел из ее фракции. Если бы я был членом партии и шел по партийным спискам, то должен был бы или выйти из партии и потерять мандат депутата, или молчать. Сегодня много таких депутатов, которые только разводят руками и говорят, что ничего не могут сделать, так как потеряют мандат. Это партийный диктат и это очень плохо.С другой стороны, я вижу в парламенте и таких мажоритарщиков, которые начинают торговаться: а кто больше даст? У них желание заработать, восстановить или расширить свой бизнес, получить лакомый кусок бюджета.
Поэтому европейская система выборов предусматривает открытые региональные партийные списки.
На первом этапе Центральная избирательная комиссия (далее – ЦИК) будет определять партии, прошедшие 4% барьер. Затем будет высчитана так называемая избирательная квота (все голоса избирателей, принявших участие в выборах, разделят на 450 депутатских мест и определят: сколько нужно набрать голосов, чтобы получить мандат). Далее, все голоса, отданные за партии, преодолевшие 4% барьер, разделят на избирательную квоту и вычислят: сколько депутатских мест получит та или иная партия.
На втором этапе ЦИК проведет ранжирование партийных списков по количеству голосов, отданных за того или иного кандидата в депутаты. Те, кто наберет больший процент голосов, окажутся вверху списка. После чего ЦИК определит: кто конкретно из кандидатов станет народным избранником согласно количеству мандатов, высчитанных для партии на первом этапе. Право стать депутатами получат те кандидаты, которые наберут больший процент голосов избирателей в своем регионе.
Далее ЦИК перейдет к третьему этапу и распределит среди партий все оставшиеся депутатские места. Теперь кандидаты от партий будут получать депутатские мандаты согласно своему номеру в избирательном списке: чем он выше, тем больше шансов. Количество голосов, отданных за кандидата, уже не будет иметь значение.
Третий этап может повторяться несколько раз, пока все депутатские места в парламенте не будут распределены среди партий, набравших более 4% голосов.
По этой системе, преимущество стать депутатом будут иметь те кандидаты, которые окажутся вверху партийного списка. Именно за это критиковали нынешнюю избирательную систему, при которой партии могли продавать бизнесменам проходные места в списках.p> А вот высокий результат на выборах в своем округе, даже если он будет выше, чем у кандидатов от других партий, - не будет гарантией прохождения в парламент.
- Может так случиться, что тот, кто выиграет выборы на своем округе, не обязательно станет депутатом. Так у нас было на местных выборах, - считает Александр Дубинин. – На прошлых местных выборах хорошим было то, что система подкупа избирателей не работала. Точнее, не дала своего эффекта, потому что сложно было посчитать результат: нужно было иметь доступ к информации по всему города, а не только в своем округе.В контексте будущих парламентских выборов это означает, что нужно будет иметь весь массив информации по ходу голосования по всей стране, а не только в одном из региональных округов. Поэтому желание «купить» голоса избирателей не будет иметь значения, так как окончательное решение будет приниматься на уровне ЦИК.
- Если закон будет принят в том виде, в котором он проголосован в первом чтении, то депутат парламента будет избран уже не от Каменского, а от Днепропетровского региона, - поясняет риски нового избирательного кодекса Александр Дубинин. – Может так случиться, что вообще от Каменского не будет представителя в Верховной Раде, а будет от Днепра.Все это может случиться по той простой причине, что если при смешанной системе страна делилась на 225 мажоритарных округа, и хотя бы один из них приходился на наш округ, то по новой системе Украину будут делить всего на 27 округов. То есть, фактически центрами таких округов станут крупные областные центры. В добавок ко всему, в нашей области будет два избирательных округа – с центрами в Днепре и Кривом Роге.
Александр Дубинин привел наглядный пример того, почему от новой системы выборов выиграют, прежде всего, крупные города:
- По новому кодексу партия должна будет выдвинуть не менее пяти кандидатов в региональном списке. Возьмем, к примеру, УКРОП: Корбан, Филатов, Дубинин, Куприй, Дидыч, еще кто-то. Избиратель должен будет проголосовать за кого-то одного. Меня в Днепре никто не знает, а Филатова, к примеру, знают на всех пяти округах этого города.Эта схема наглядно показывает, что преимущество быть избранными получают лидеры партий и известные политики крупных городов, где много избирателей. Таким образом, на парламентских выборах 2019 года Каменское может впервые остаться без своего представителя в парламенте.
Впрочем, шансов на то, что избирательный кодекс будет принят в нынешнем виде немного.
- В нашей стране все законы, которые принимаются, даже очень хорошие, обязательно будут иметь ложку дегтя. Мы готовим ко второму чтению свои правки. В целом депутатами подготовлено уже более 300 поправок к избирательному кодексу, - резюмирует Александр Дубинин. – У меня мало веры в то, что этот избирательный кодекс будет принят нынешним составом парламента. Но это возможно. Все будет зависеть от правок.Виталий Куприй, народный депутат Украины об открытых региональных партийных списках:
- Я за новые избирательные правила. Открытые списки – неплохая альтернатива. Но мне не нравится, что до сих пор мы не меняем систему подсчета голосов. Нужно равняться на лучший опыт, внедрять новые технологии автоматической обработки данных.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |