Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
сб, 30 ноября 2024
03:55

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Кино в Екатеринославе: 120 лет истории

Кино в Екатеринославе: 120 лет истории
Братья Огюст и Луи Люмьер - изобретатели кинематографа

Ровно сто двадцать лет назад, в мае 1897 года, в наш город впервые пришло кино. Сегодня без этого вида искусства просто невозможно представить нашу жизнь. А больше века назад сами фильмы еще были в диковинку, а первые сеансы «движущихся живых картин» превращались в сенсационное событие.

Городской сайт уже рассказывал об истории зданий кинотеатров нашего города.

Сегодня мы подробнее расскажем об истории кино в Екатеринославе. Как проходило знакомство города с кинематографом? Какие фильмы смотрели горожане ровно сто лет тому назад? Как выглядела реклама фильмов? И кто из кинозвезд той эпохи посещал город на Днепре? Секреты появления кино в нашем городе нам поможет раскрыть давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.

Кино быстро покорило «город железной лихорадки» на Днепре

«22 марта 1895 года в Париже произошло необычное событие: братья Огюст Луи Мари Николя Люмьер (1862-1954) и Луи-Жан Люмьер (1864-1948) показали первый в истории кинофильм, - рассказывает Максим Кавун. - Эта дата считается днем рождения кинематографа. Было снято 16 метров пленки, время показа заняло одну минуту. Прообразом кинематографа можно считать картонный диск, на который последовательно наклеивали картинки, изображающиеся ряд позиций движущегося предмета. При вращении с определенной скоростью предмет оживал. Впервые такой диск демонстрировался в 1825 году. Но, как это часто бывает, путь от нащупывания идеи изобретения до его внедрения занял три четверти века…

Кино пришло в наш город через два года после первой премьеры в Париже. Это не удивительно, ведь Екатеринослав тогда считался одним из самых быстро растущих городов Европы. Многие европейские технические и культурные новинки довольно быстро находили сюда дорогу и приживались в Екатеринославе. Это касалось и промышленности, и инфраструктуры, и архитектуры, и других новых культурных веяний.

Еще одним важным фактором было финансовое благополучие Екатеринослава. Его называли «городом железной лихорадки», «Новой Америкой». Большие деньги рождали спрос на большие и изысканные развлечения.

Поэтому изобретение братьев Люмьер в Екатеринославе пришлось как нельзя кстати. Зажиточная скучающая публика получила отличную возможность отвлечься от мирских забот, окунаясь в вымышленный мир киногрез.

«Первый блин комом»: кинопремьера в городе состоялась со второй попытки

Через два года после премьеры в Париже в Екатеринославе состоялся первый кинематографический сеанс. Это произошло 6 мая (24 апреля по старому стилю) 1897 года. Кино тогда называли «синематограф», и лишь в 1910-х годах укрепилось написание через букву «к», привычное теперь для нас.

Где же проходила кинопремьера? Для демонстрации первых фильмов было выбрано самое популярное на тот момент театрально-концертное здание Екатеринослава. Оно называлось «Аудитория народных чтений», а в обиходе было известно как Зимний театр (в дальнейшем Зимним театром будут называть здание будущего театра имени Горького). Здание Аудитории было только что построено, в 1896 году, и тогда было необычайно популярным. В этом здании проводились спектакли и концерты, и даже политические митинги. Здание сохранилось и находится слева от здания оперного театра, если смотреть от проспекта (улица Половицкая, 5). Сегодня это памятник архитектуры национального значения. Городской сайт уже рассказывал о секретах истории этого замечательного здания. Кстати, было бы уместно установить на этом доме мемориальную доску о том, что отсюда началась история кино в нашем городе.

Аудитория народных чтений (улица Половицкая, 5). Здесь состоялся первый киносеанс в 1897 году
Аудитория народных чтений (улица Половицкая, 5). Здесь состоялся первый киносеанс в 1897 году.

Интересно, что грандиозная кинопремьера в Екатеринославе прошла, как бы это тривиально не звучало, в полном соответствии с пословицей «Первый блин комом». Первый сеанс был назначен на 21 апреля (по старому стилю), однако состоялся только 24 апреля (6 мая) 1897 года. Называлась кинопремьера в Екатеринославе «представлением движущихся живых картин». Представления продолжались и последующие три дня, привлекая толпы публики.

Сохранился текст сообщения в разделе «Хроника» главной газеты «Екатеринославские губернские ведомости» № 90 за 1897 год:

«Назначенный на 21 апреля сеанс синематографа Люмьера не состоялся, как выяснилось в результате того, что аппарат своевременно не был доставлен из Харькова по непредвиденным обстоятельствам… 24 апреля сеанс состоялся, показано было 60 картин, некоторые из которых получились весьма удачными. Немало картин вызвали рукоплескание и были показаны вторично по требованию публики…».

Цифра в 60 картин может показаться вымышленной, однако ничего странного тут нет. Длина этих картин составляла от одной до нескольких минут.

Что же посмотрели екатеринославцы весной 1897 года? Это были ранние фильмы братьев Люмьер – сцены, снятые с натуры европейских городов. В частности, были показаны: виды важнейших городов мира, франко-русские торжества 1899 года, площадь оперы в Париже, игра в карты, сожжение негодной травы, комическая ссора маленьких детей. Как отмечали газеты, Екатеринослав благосклонно принял парижскую новинку.

Екатеринославцы особенно любили фильмы про «любовные страдания» в «пучине страстей»

Кино триумфально вошло в наш город, полюбилось екатеринославским зрителям и «вызывало рукоплескание» вплоть до революции 1917 года. Центр города, а именно несколько кварталов проспекта от нынешнего ЦУМа до Городского сада (ныне парк Лазаря Глобы), заняли несколько кинотеатров. В 1908 г. в здании на углу улицы Фабричной (Столярова) и Екатерининского проспекта (Яворницкого) был размещен кинематограф – «Биоскоп», принадлежавший Зайлеру. В 1912 г. на другом углу был открыт кинотеатр «Гигант», в советское время известный как кинотеатр «Родина». В 1910 г. был открыт синематограф «Вулкан» на рабочей окраине – поселке Новые Кайдаки (в советское время кинотеатр имени Петровского, ныне переделан в храм). В 1912 г. на проспекте был открыт кинотеатр «Колизей» (в советское время «Коминтерн» и «Победа», снесен). В это же время на проспекте появился кинотеатр «Модерн», в советское время на этом месте был кинотеатр «Украина». В построенном в 1913 г. «Украинском доме» Хренникова (ныне гранд-отель «Украина») работал театр «Палас», где располагался и кинотеатр.

На месте дома по проспекту Яворницкого, 54 находился театр «Модерн»
На месте дома по проспекту Яворницкого, 54 находился театр «Модерн».

Репертуар кинотеатров дореволюционного Екатеринослава сегодня способен вызвать улыбку. Киношколы только начинали формироваться. Культурный уровень большинства фильмов был невысок, и рассчитан на непритязательные запросы самой широкой публики. Соответственно тематика фильмов была очень демократичной, несмотря на то, что действие происходило в большинстве случаев в «элитной» обстановке.

Горожане сто лет назад, как и сейчас, с удовольствием ходили на те фильмы, которые были посвящены проблемам, понятным любому человеку. На первом месте стояли, конечно же, мелодрамы. Газеты пестрели анонсами фильмов с названиями типа «В пучине страстей», «Разбитая любовь» и тому подобных. Зрителю обещали переживания типа «душераздирающие подробности в 4-х частях о любви и разлуке».

Для примера приведем несколько объявлений из екатеринославских газет. В 1912 году, 26 апреля (понедельник после Пасхи) синематограф «Художественный театр» предлагал «Большую праздничную программу картин «Дездемона», блестящая передача переживаний любви, и ревности, волнующая своими моментами зрителя». Дальше шли драма «Соблазн» и «Чарующие виды осени на Юге Франции». Театр «Блиц» показывал драму «Властелины воздуха», «Живописные местности Северного Уэльса» и «комическую вещь «Честь Розалии».

Интересом, как видим, пользовались не только мелодрамы, и документальные фильмы. Обычно их пускали после художественных. Документалистика была на довольно примитивном уровне. В основном показывали виды различных стран Европы и мира. Особенно привлекали изображения различных «заморских стран».

С началом Первой Мировой войны (1914-1918 годы) в репертуаре кинотеатров Екатеринослава, наряду с развлекательными фильмами о «пучине страстей» появились фильмы на военную тематику. Это были хроникальные ленты, изображавшие места боевых действий в Европе. Они стали предшественниками киножурналов Второй Мировой войны.

В Екатеринославе не только смотрели кино, но и выпускали свою «фильму»

Малоизвестный факт: в начале XX века в нашем городе не только хорошо потребляли кинопродукцию, но и делали первые шаги по производству собственного продукта.

В начале XX века именно в Екатеринославе работал пионер украинского кинематографа Даниил (Данило) Федорович Сахненко (1875-1930). Он родился в Екатеринославе, умер в Харькове. Сахненко стал одним из основателей предприятия « Южнорусское синематографическое акционерное общество Сахненко, Щетинин и Ко». Это было первое украинское кинопредприятие. В 1911 году Д. Сахненко организовал собственное предприятие – «Южно-русское кинематографическое ателье «Родина», где исполнял обязанности одновременно кинорежиссера и оператора.

Талантливый мастер начал работать в здании на углу улицы Фабричной (Столярова) и Екатерининского проспекта (просп. Яворницкого), где размещался кинематограф – «Биоскоп», принадлежащий Э. Зайлеру.

В «ателье» Сахненко, по сути, первой украинской киностудии, были произведены съемки фильмов на темы украинской истории и культуры, а также экранизации знаменитых произведений классиков украинской литературы. В частности, в 1911 году был снят первый игровой украинский фильм «Запорожская Сечь», в создании которого активное участие принимал знаменитый историк и археолог, директор Музея Поля Д.И. Яворницкий. В фильме принимали участие около 400 человек – потомки запорожских казаков и лоцманов из села Лоцманская Каменка на окраине Екатеринослава.

Кадр из фильма «Запорожская Сечь» Данила Сахненко. 1911 год
Кадр из фильма «Запорожская Сечь» Данила Сахненко. 1911 год

Также Даниил Сахненко экранизировал «Наталку Полтавку» Котляревского, «Тараса Бульбу» Гоголя, «Наймичку» Карпенко-Карого, «Богдан Хмельницкий» М. Старицкого и другие шедевры.

Д. Сахненко снимал также хроникальные фильмы. В частности, это хроника Екатеринослава из нескольких частей, в том числе прибытие в город императора Николая II в январе 1915 года, а также революционные события в городе 1917 года.

После революции Д. Сахненко работал в екатеринославском филиале кинокомитета, а с 1925 г. жил в Харькове и работал в кинолаборатории. 15 сентября 2011 года на здании кинотеатра «Родина» была открыта мемориальная доска в память о Данииле Сахненко. К сожалению, эта доска была вскоре снята в связи с закрытием кинотеатра и реконструкцией здания.

Сто лет назад екатеринославцы смотрели фильмы про «похождения Распутина» и «праздник свободы»

Интересно отметить, что сохранились подробные данные о репертуаре кинотеатров нашего города весной 1917 года. Екатеринославцы даже в водовороте революции продолжали смотреть в основном любовные мелодрамы, не забывая при этом оставаться в курсе мировых новостей. Например, 15 (28) апреля 1917 года в театре «Колизей» шла комедия «Когда муж желает изменить», после чего демонстрировалась «Хроника текущих мировых событий».

В самый разгар революционных событий традиционный список лент о «любовных напитках», «страдалицах» и «пучине страстей» мощно добавилась новая «революционная» струя.

Кино всегда молниеносно реагировало на смену конъюнктуры. Вот и в 1917 году не прошло и двух недель после отречения последнего императора Николая II, как местные кинотеатры наперебой начали показывать «новинки сезона». Это были фильмы про «конец дома Романовых», «попа Гапона», «похождения Гришки Распутина». В анонсах фильмов зрителям обещали «тайны влияния Распутина на окружение царя» и другие сенсационные откровения.

Вот, например, анонсы театра «Модерн». 6 апреля 1917 года театр показывал:

«Сегодня последний день демонстрируется небывалая сенсация из жизни и похождений Григория Распутина с его ставленников «Темныя силы». Горькая действительность минувших дней в 4-х частях. Грандиозная по постановке и реальная по сюжету картина сумела вызвать наглядно кошмарную сущность стараго режима».

Еще один анонс театра «Модерн»: «С 21 мая в дни Святой Троицы, шедевр отечественной кинематографии с участием знаменитой М.М. Горичевой «Отречемся от старого мира». Тяжелая трагедия в 5-ти частях». Кстати, название фильма повторяло строку «Интернационала». Все смешалось в головах горожан весной 1917 года: и Святая Троица, и Распутин, и «Интернационал»…

Но апофеозом «революционной линии» в истории кино Екатеринослава в 1917 году стала экранизация… самой революции в Екатеринославе. Вскоре после падения монархии, 12 (25) марта 1917 года в городе состоялся «Праздник народной свободы», огромная манифестация, шедшая от Соборной площади по проспекту. Она была зафиксирована на кинопленку и показана в кинотеатрах города.

Вот объявление театра «Модерн»: «15 и 16 апреля сего года. Только 2 дня. На экране демонстрируется сенсационная программа картин. Сегодня каждый гражданин увидит себя на экране в картине «Великий Праздник Народной Свободы в Екатеринославе 12 марта 1917 г.» В 4-х больших частях. Грандиозная картина снята в Екатеринославе во время праздника. В картине воспроизведена масса захватывающих каждого гражданина моментов…».

В разгар революции 1917 года горожане продолжали смотреть мелодрамы о «любви и страдании»

Тем не менее, в разгар революционного круговорота 1917 года на первом месте по популярности среди зрителей по-прежнему были фильмы о любви, ревности, изменах, разлуке. Что же смотрели екатеринославцы ровно 100 лет назад, весной 1917 года?

Для примера приведем киноафиши из номеров газеты «Приднепровский край». Самые крупные объявления давали театры «Модерн», «Колизей» и «Солей». Театр «Колизей» сообщал 12 (25) апреля 917 года: «Сегодня последний день будет демонстрироваться выдающийся выпуск «Русской золотой серии» с участием Хохлова и Церетелли «История греха. (Цветы неба и земли). Художественная драма в 6-ти частях». «Театр «Модерн» приглашал: «С 24-го апреля 1917 г. демонстрируется грандиозная художественная программа картин «На ложе смерти и любви». Захватывающая драма в 5-ти больших частях». В номере от 1 (15) мая 1917 года театр «Солей» завлекал: «Сегодня последний день будет демонстрироваться выдающийся боевик сезона «Разорванныя цепи. Песнь о любви и страдании». С участием знаменитых артистов, заслуженных любимцев публики Рындиной, Полонскаго, Бауэр, Херувимова и других. Потрясающая жизненная драма в 5-ти больших частях».

А вот анонсы из номера от 18 (31 по новому стилю) мая 1917 года. В театре «Солей» зрителей ждал «наш очередной боевик «Оскорбленная. Легенда черных скал. Драма в 5-ти частях». Электро-театр «Свет России» на Озерной площади приглашал посмотреть «грандиозную драму в 6-ти частях «Через бездну страданий». В театре «Колизей» можно было посмотреть зарубежные мелодрамы: «18 и 19 мая будет демонстрироваться художественная программа картин, составленная из 7-ми отделений с участием любимцев публики Вольдемара Гаррисона, Николая Иогансена, Клары Витт и других «Шумный жизни пир». Изящная, богатая по постановке, остроумная комедия-фарс в 4-х частях. Картина оставляет прекрасное впечатление». А на закуску шла еще одна мелодрама-боевик: «Песнь любви – песнь без слов». Глубокая жизненная драма в 3-х актах известной фабрики «Нордиск». В картине масса захватывающих моментов. Безподобна сцена потопления яхты неприятельской миной». Судя по всему, последняя фраза объяснялась веяниями Первой Мировой войны. Так причудливо переплетались кино, война и революция.

Зато в театре «Модерн» зрителей ждала сенсационная кино-новинка. Объявление большого размера в жирной рамке гласило: «18 мая демонстрируется гордость отечественного кинематографа исключительная по составу исполнителей и художественности постановки картина «У камина». Грандиозная художественная драма в 6-ти больших частях. В главных ролях выступают: Вера Холодная, В.В. Максимов, В.А. Полонский. Почетные билеты и контр-марки ни в коем случае не действительны. В виду исключительности постановки цены местам повышены. Управляющий М. Залкинд».

Слезливые мелодрамы с элементами боевика собирали сотни зрителей еще и потому, что можно было отвлечься от надвигавшегося как девятый вал революционного кошмара.

«Королева экрана» Вера Холодная посетила Екатеринослав перед смертью

Королева экрана Вера Холодная посещала Екатеринослав
Королева экрана Вера Холодная посещала Екатеринослав.

Кинозвезды нечасто баловали Екатеринослав. Тем не менее, в разгар революционных событий, в 1918 году, город посетила первая отечественная кинозвезда, Вера Холодная (1893-1919). Она прожила короткую жизнь, всего 25 лет. Уроженка Полтавы, дочь учителя гимназии, Вера Васильевна Левченко (Холодная - это творческий псевдоним) стала самой знаменитой киноактрисой своего времени. Она пришла в кино в 1914 году и царила в нем пять лет, до самой смерти.

«Королева экрана» путешествовала по южным городам, так как в столицах уже надвигалась разруха. Екатеринослав летом 1918 года, как это не покажется странным, был островком спокойствия и относительного изобилия. 6 августа 1918 года театр «Модерн» демонстрировал зрителям «мировой шедевр» «Женщина, которая изобрела любовь» с участием В. Холодной, В. Максимова, О. Рунича и И. Худолеева.

 Вера Холодная и Осип Рунич в фильме «Молчи, грусть, молчи». 1919 год. Вместе  в 1918 году они посетили Екатеринослав.
Вера Холодная и Осип Рунич в фильме «Молчи, грусть, молчи». 1919 год. Вместе в 1918 году они посетили Екатеринослав.

Через три недели, 27 августа 1918 года в наш город из Харькова приехала и сама Вера Холодная в сопровождении известного киноактера Осипа Рунича. В. Холодная и О. Рунич дали две гастроли в «Большом театре» - это здание нынешнего театра драмы и комедии (проспект Яворницкого, 97). Тогда, до реконструкции, это было здание в стиле модерн. 28 августа были показаны картины «Официант», «Рука» и «Последнее танго», в двух последних блистал дуэт Холодной и Рунича.

Зимний или Большой театр. Ныне театр драмы и комедии. В 1918 г. здесь состоялись гастроли кинозвезд Веры Холодной и Осипа Рунича.
Зимний или Большой театр. Ныне театр драмы и комедии. В 1918 г. здесь состоялись гастроли кинозвезд Веры Холодной и Осипа Рунича.

Существует информация о том, что в 1918 году Вера Холодная еще раз посещала Екатеринослав. В это время начал свою работу Екатеринославский университет (ныне Днепровский национальный университет имени Олеся Гончара). 3 ноября 1918 года в Екатеринославе состоялся первый университетский бал в Потемкинском дворце с участием Веры Холодной.

Вскоре после этих визитов в Екатеринослав кинозвезда неожиданно умерла в Одессе 16 февраля 1919 года при загадочных обстоятельствах. Официальная версия смерти актрисы от гриппа-испанки оспаривается многими. Существуют совершенно фантастические версии о том, что ее расстреляли матросы как агента белой разведки, что она задохнулась от запаха специально присланных отравленных белых лилий, и что актрису на почве ревности задушил ее любовник. В любом случае Вера Холодная оставила глубокий след в истории кино.

Фильм «Последнее танго» с Верой Холодной, показанный во время ее приезда в Екатеринослав в 1918 году:

***

По иронии судьбы, почти одновременно со смертью Веры Холодной закончилась эра кино старого Екатеринослава. 19 апреля 1919 г. Губернский отдел народного образования принял постановление о национализации кинотеатров тогда еще Екатеринославской губернии. Старое кино Екатеринослава с засильем «буржуазно-декадентских» мелодрам и слезливых историй отошло в прошлое.

Кино перестало выполнять чисто развлекательные функции и стало частью системы государственных учреждений культуры. С того момента в истории кино нашего города начался совершенно новый этап. В 1930-е годы пришла эра звукового кино. Кардинально изменился и репертуар. Следующие десятилетия были временем расцвета сети кинотеатров. Но это уже тема другого рассказа», - завершает Максим Кавун.

Gorod.dp.ua на Facebook.


Поправочка  (31.05.17 17:16): «Отречемся от старого мира» это первая строчка не из Интернационала, а из Марсельезы - другого неофициального международного гимна революции и борьбы за свободу. Ответить | С цитатой
Стоик  (31.05.17 10:50): Все это конечно очень интересно, но! В настоящее время будет более интересней кино про подземные ходы в Екатеринославе. Кто строил, когда, для каких целей и соображений. Куда они вели и что от них осталось? Для съёмки фильма пригласите экстрасенсов. Вот это будет интересно Всем.
P.S. Так что, будем снимать кино, или слабо?
Ответить | С цитатой
Гость  (31.05.17 10:39): Спасибо за отличную интересную статью. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
50
лет просуществовала газета Днепр вечерний в бумажном формате

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте