|«« | «« | »» | »»| |
Для тысяч жителей Днепропетровска, а теперь Днепра одним из главных символов наступающего Нового года становится открытие Городской елки.
Еще недавно главной елкой города считалась хвойная красавица в парке Глобы, где несколько десятилетий подряд и проходил главный городской праздник встречи Нового года. В семейном альбоме, наверное, каждого горожанина найдутся снимки на фоне елки в детском парке. Особенно популярны были походы «на елку» с детьми.
В последние годы с «главной» елкой города, как считают многие горожане, возникает определенная путаница. Лет 7-8 назад «конкуренцию» елочке в парке Глобы составила модерновая и технологичная конструкция у зданий областной власти. В последние три года статус «главной елки» города перешел к искусственной елке, которую устанавливают на главной площади города. Год назад «главных» елок города вообще было три – в парке Глобы, на центральной площади и в сквере Героев, где открывали «конфетную» елку под эгидой ОГА.
Сколько времени существует традиция городской елки? Сколько мест поменяла «главная елка» города за время своего существования? Разобраться нам в этом поможет давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
«Сама традиция новогоднего дерева имеет тысячелетнюю историю, - рассказывает Максим Кавун. - Обряд использования отдельных ветвей и целых еловых и сосновых деревьев на празднование Нового Года уходит корнями еще в языческие времена. Древние люди обожествляли отдельные растения, видели в них мистическую силу.
Современная традиция празднования Новогодней елки насчитывает уже больше трехсот лет. Она восходит к указу Петра I, объявленному 15 декабря 1699 года. Это был революционный документ, изменивший дату и порядок празднования Нового года. Тогда Новый год праздновали еще от «сотворения мира», а не от Рождества Христова. Царь приказал праздновать Новый Год 1 января, а не 1 сентября; определил и новые обряды этого торжества. В документе говорилось: «Считать Новый год не с первого сентября, а с первого генваря сего 1700 года. И в знак того доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом. По знатным проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых… Чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни». Так сперва и было; позже для празднования стали использовать целые деревья, украшенные игрушками и гирляндами.
Любимая всеми елка стала гостьей наших домов не так давно – всего лишь три столетия назад. Оказывается, до этого в славянской культуре хвойные деревья считались символом траура по покойникам. Даже после издания петровского указа многие верующие продолжали считать елку «вредным деревом» и пережитком язычества. Елка теперь является главным атрибутом новогодних праздников. И сама мысль о том, что еловое дерево как символ Нового года ввели указом царя, кажется красивой легендой. Тем не менее, это так.
На рубеже XIX–XX веков уже вполне сформировался обычай устраивать шумные коллективные празднования – «елки» в знатных домах и главных общественных учреждениях городов.
В начале XX века понятия «городская елка» не существовало. Однако центральной елкой Екатеринослава считалась елка, устраиваемая в Потемкинском дворце, где находился тогда Дом дворянского собрания (ныне Дворец культуры студентов в парке имени Шевченко). Официально это торжество именовалось «Новогодние взаимные поздравления». Возглавлял его губернатор – «Начальник губернии», принимали участие вице-губернатор, губернский предводитель дворянства и вся местная аристократия.
Шумные новогодние торжества устраивались и в клубах города. Однако акцента именно на устройстве ёлки не было. Мероприятия назывались «Новогодний бал». 31 декабря старейший клуб – Английский – устраивал традиционный бал, начинавшийся в 10 часов вечера, и «общий ужин по подписке ценою 1 рубль с персоны». На другой день празднование продолжалось.
Интересно, что сто лет назад война вносила коррективы даже в сценарий новогодних торжеств. Первая Мировая война изменила формат празднования. В 1914-1916 годах эту «губернаторскую елку», говоря современным языком, было решено отменить. Губернатор по согласованию с епископом Екатеринославским и губернским предводителем дворянства издал объявление в декабре 1914 г.: «В виду переживаемых в настоящее время особой важности событий <…> новогодния взаимныя поздравления, устраиваемыя ежегодно в Потемкинском Дворце совершенно отменяются». Указывалось: «Вместе с сим мы все указанныя лица и наши семьи покорнейше просим никого не безпокоиться приносить нам поздравления на домах».
Желающим заменить взаимные визиты предлагалось внести пожертвования в Канцелярию губернатора до 2-х часов дня 30 декабря. Половина пожертвований предназначалась для сирот-детей воинов в приюте наследника цесаревича Алексея, а вторая половина должна была пойти на сооружение храма-памятника при больнице Красного Креста в память о погибших воинах Первой Мировой войны. Интересное добавление: «Лица, внесшия указанныя пожертвования вместо визитов, признаются исполнившими все новогодния поздравления».
В 1914-1916 годах в сценарий праздника вносились изменения. В конце декабря устраивались елки в госпиталях и приютах для детей сирот-воинов, павших на фронте. Главной ёлкой города в этот период стала «елка для раненых в Дворянском лазарете», которую в 1914 г. открывали 25 декабря в 4 часа дня. Это был тот же Потемкинский дворец, в котором находился военный госпиталь.
Особо активно в устройстве елки помогали ученицы гимназий. Газета «Приднепровский край» писала: «В устройстве елки и составлении подарков для раненых большое участие принимали ученицы Мариинской женской гимназии, на расходы по елке собравшия деньги, полученныя путем экономии в завтраках. В программу праздника вошло и хоровое пение, и разнообразныя сольные выступления». Отмечалось, что даже те раненые, которые лишены были возможности самостоятельно прийти в большой зал, «просили внести их на кроватях».
Открыл эту елку губернский предводитель дворянства, по совместительству председатель местного отделения Красного Креста, князь Н.П. Урусов с супругой. На следующий день, 26 декабря 1914 г., он же открыл елку для раненых в главном госпитале Красного Креста. Губернское земство устраивало елки для раненых в Губернской земской больнице (ныне областная больница имени Мечникова).
Губернатор также лично посещал несколько госпиталей, где были устроены елки. Например, в конце 1914 г. «в сочельник в госпитале Наследника Цесаревича Алексея Николаевича, в присутствии начальника губернии В.А. Колобова и его супруги, были зажжены для раненых 8 красиво убранных елок. Раненые провели вечер очень весело, им были розданы пакеты с лакомствами и папиросами». В госпитале общеземского союза устроили еще более масштабное празднование, с концертом. Медсестры госпиталя добавили к уже выделенной сумме на подарки воинам собранные между собой средства. «Много удовольствия доставил раненым и концерт, в котором участвовали артисты Зимняго театра Ингелевич, Ниров, Весеньев, Павлов, г-жи Талисман и Берман, гг. Эйдлин и Губергриц и артисты цирка, во главе с клоунами Эйженом и Лепомом».
Сто лет назад административная и деловая элита Екатеринослава считала почетным долгом выделять денежные пожертвования на устройство елок для раненых воинов. Например, в канун 1915 года это сделали все уважаемые люди города, начиная с городского головы, и главные финансовые учреждения. В частности, супруга городского головы Ольга Хрисанфовна Способная внесла 25 рублей, городская управа – 150 рублей, Азовско-Донской банк – 25 рублей, Петроградский международный банк – 100 рублей и другие.
Как видим, на рубеже XIX–XX веков обычай ставить елки был уже широко распространен, но елки устанавливали именно в зданиях на Новогодний бал. В эпоху империи с доминированием религиозного мировоззрения невозможно было представить в центре города огромный символ языческих пережитков.
Интересно, что традиция располагать «главную ель» в центрах городов на открытом пространстве пришла, как ни странно, уже в советский период, прошедший под лозунгами борьбы с разнообразными «пережитками». Тут стоит вспомнить, что после 1917 года Советская власть вообще отменила празднование Рождества и Нового года как религиозный «атавизм», а ель… запретила использовать как символ праздничных торжеств. Только в 1930 году власти вновь разрешили использовать дерево, однако с небольшим показательным дополнением – верхушку ели должна была увенчивать… красная звезда. Так и было на всех советских праздниках Нового года.
С середины ХХ века Новый год стал одним из любимейших народных праздников. В эпоху расцвета советской массовой культуры, в 1930–1950-х годах, ель считалась главным элементом новогодних балов, устраивавшихся во Дворцах культуры и клубах. Обряды коллективных празднований всячески поддерживались и стимулировались государством. Для новогодних балов подбирали внушительных размеров натуральные деревья. Такая традиция нашла яркое воплощение и в Днепропетровске.
Почти полвека, с 1940-х годов и до конца 1980-х годов, местные газеты целую неделю перед праздником на последней странице печатали «правила пожарной безопасности при устройстве и проведении новогодней ёлки». Например, в 1945 г. «Днепровская правда» от 29 декабря указывала, что «места устройства новогодних ёлок в клубах, театрах, дворцах пионеров, школах, дошкольных учреждениях и т.п. должны быть обязательно согласованы с местными органами пожарной охраны НКВД». 27 декабря 1955 г. «Днепровская правда» сообщала: елку можно было устанавливать в общественных местах «не выше 2-го этажа и при наличии не менее 2-х выходов из помещения, где устанавливается ёлка».
Это была эпоха Новогодних балов, хорошо отраженная в легендарном фильме «Карнавальная ночь» (1959). В Днепропетровске местами таких балов служили лучшие здания города. Например, 31 декабря 1950 г. в театрах имени Шевченко и имени Горького проводился «Большой Новогодний бал», вход на мероприятие начинался в 23 часа.
С 1960-х годов традиция проведения новогодних балов во Дворцах культуры постепенно угасает. В 1970–1980-х годах они перепрофилируются в основном на новогодние утренники для детей.
Возникает традиция устраивать «главную елку» города на открытом пространстве. Сохранилась информация о порядке празднования «главной ёлки» города в 1960–1980-х годах. Интересно, что в начале семидесятых годов елка ежегодно устанавливалась на главной городской площади Ленина (ныне Героев Майдана). Примечательно, что газета «Днепр Вечерний» в 1972–1974 годах открывала первый номер года фотографиями главной ёлки на главной площади.
Газета «Днепровская правда» 12 января 1971 г. описывала ритуал закрытия городской елки на главной площади:
«Вчора вранці, коли в школах пролунав перший дзвінок другого півріччя, на площі Леніна в Дніпропетровську ще стояла карпатська красуня ялина. Та вже погасли на ній вогні, закрився штаб Діда Мороза, і люди в спецівках почали складати на машини казкові будиночки веселого містечка, в якому за 10 днів перебувало багато дітей. Бо куди б їх не кликало всі ці дні новорічне свято – чи то до Палацу культури на святковий ранок, чи на екскурсію, чи на виставу до котрогось із чотирьох театрів – все одно головну міську ялинку ніхто проминути не міг. На свіжому повітрі хлоп'ята і дівчатка запаслися здоров'ям і бадьорістю».
В 1970-е годы главной елкой города еще служило натуральное дерево, специально отобранное и привезенное. Однако найти натуральное дерево, видное на расстоянии нескольких кварталов, в наших краях довольно сложно. Поэтому постепенно возникла технология: главную ель высотой около 25 метров мастерили из натуральных и или искусственных веток, нанизанных на металлический каркас, вращающийся вокруг своей оси. По этой схеме городскую елку устраивают и сейчас.
С 1970-х годов декорированные елки стали устанавливать на главных аллеях основных городских парков – имени Чкалова, Шевченко, Хмельницкого, Гагарина, Дубинина, Севастопольского и других.
Во второй половине 1970-х годов городская ёлка получила новую прописку: она была перенесена в парк имени Чкалова (с 1992 г. – парк Лазаря Глобы). Парк был выбран как идеальное место для семейного отдыха, немного в стороне от шумных торговых кварталов, но и в прекрасной доступности относительно транспортных потоков.
В восьмидесятые годы XX века ёлка в парке Чкалова стала главным символом новогодних торжеств в Днепропетровске. Газета «Днепр вечерний» 1 января 1981 г. сообщала: «Первый новогодний праздник – открытие главной ёлки города – состоялся в парке имени Чкалова».
Традиция быстро укоренилась. 28 декабря 1985 г. «Днепр вечерний» рекламировал «встречи в «новогоднем городке», который, по традиции, сооружен в парке культуры и отдыха имени Чкалова. Здесь состоится 30 октября в 17.00 городской новогодний праздник «Ёлка-86».
Это был апогей шумных массовых торжеств, таких как День города, Праздник цветов, Праздник книги, Праздники отдельных улиц и других. Праздник «городской елки» был одним из самых ярких городских праздников на протяжении года в Днепропетровске.
- Передо мной фотография из семейного архива, - вспоминает такой праздник Максим Кавун. - Январь 1982 года. Отец держит на руках возле Новогодней елки в парке Чкалова. Вся главная площадь парка превращалась в сказочный городок. Домики – теремки, ярмарка. Дед Мороз и Снегурочка, другие сказочные персонажи. Музыка, новогодние песни. Сказочные ощущения детства. Прошло несколько десятилетий, а традиция устройства елки в парке не изменилась. И каждое новое поколение детей получает незабываемые ощущения праздника.
За двадцать пять лет, начиная с 1991 года, традиция проведения «главной ёлки» города только укрепилась. Сценарий новогоднего торжества кардинально не изменился. За несколько дней до Нового Года ель торжественно открывает городской голова; она устанавливается на две-три недели, до середины января.
«Городская елка» – это сборное сооружение высотой около 25 метров на металлическом каркасе, сделанное из 12 тысяч еловых и сосновых веток, украшенное сотнями игрушек и гирляндами.
В двухтысячные годы главная елка сохранила свое значение. Но параллельно с этим с 2008 года установилась еще одна традиция. На этот раз областные власти стали устраивать «Губернаторскую ёлку». Её расположили возле здания облгосадминистрации, в начале проспекта Кирова (ныне проспект Поля). Таким образом, в городе появились сразу две «главные ёлки» - городского и областного значения.
С зимы 2014-2015 годов «главная елка» города снова сменила прописку. Она переместилась из парка Глобы на главную площадь Героев Майдана. Теперь новогоднее дерево устанавливается… на месте бывшего памятника Ленину. Территория вокруг елки на несколько недель превращается в место гуляний. Здесь устраиваются разнообразные световые декорации. Мрачноватое и тяжеловесное здание бывшего Министерства черной металлургии в это время превращается в огромную декорацию для «главной елки». Здание тоже украшается гирляндами и приобретает более живой вид. В этом году третий раз «городская елка» устраивается на главной площади.
Однако елка в парке Глобы никуда не исчезла. В канун новогодних праздников на площади парка все так же устанавливается новогоднее дерево. Больше того – в последние годы вернулись к традиции регулярно сооружать елки в главных парках. Например, последние несколько лет елка снова возводится в парке имени Шевченко, возле Дворца культура студентов.
Этой зимой нарядные иллюминированные елки появились в парках Писаржевского, Дубинина,а также возле нескольких административных учреждений. Например, возле Шевченковского (бывшего Бабушкинского) райсовета в конце улицы Грушевского (бывшая Карла Либкнехта).
***
Как видим, традиция устройства «главной ёлки» в городе на Днепре насчитывает около века. Выйдя за пределы дворцов знати и советских Дворцов культуры, натуральная зеленая красавица сменилась «сборным деревом». Сейчас мир переходит на искусственные ёлки – так и дешевле, и практичнее. Такая участь может постигнуть и «сборные ёлки» из натуральных деревьев. Но, независимо от материалов, сам броский символ Нового Года в обозримом будущем точно не исчезнет. Без ритуала «главной ёлки» трудно представить себе Новогодние торжества в Днепре, - завершает свой рассказ Максим Кавун.
Автор: Владимир Городченко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |