|«« | «« | »» | »»| |
120-летний юбилей отмечает замечательное здание с удивительной историей – Аудитория народных чтений, которая стала в Екатеринославе первым культурным и просветительским центром для бедных горожан.
Почему-то это здание обойдено вниманием историков и туристов. На самом деле это второе по старшинству из сохранившихся в нашем городе зданий театрально-концертного назначения. Дом имел несколько названий: это и Аудитория народных чтений, и Аудитория научного общества и даже Зимний театр, а в советское время здесь размещалось областное управление хлебопродуктов. Интересно, что здание даже имело два адреса – улица Плеханова, 42, а с недавних пор – улица Половицкая, 5.
Об истории этого уникального здания, о его архитекторах, о знаменитых людях, в разное время бывавших в нем, нам расскажет давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
«Здание первоначально называлось «Аудитория Комиссии народных чтений» и было построено в 1895–1896 годах, - рассказывает Максим Кавун. - Екатеринославская «Комиссия по устройству народных чтений» – крупное культурное учреждение города конца XIX века. Оно происходит из целой сети учреждений, основанных по инициативе и при активном участии выдающейся женщины-просветителя Александры Акимовны Рындовской (1829–1905). Это многолетний директор Мариинской женской гимназии, первая утвержденная городской Думой женщина – почетная гражданка Екатеринослава.
В 1870 г. Рындовская основала Екатеринославское Общество попечительства о женском образовании. В 1883 г. это общество получило разрешение на открытие народных чтений и избрало для этой цели особую Комиссию. Вскоре эта «Комиссия народных чтений» стала юридическим самостоятельным общественным учреждением. Комиссия на протяжении почти двадцатилетнего своего существования проводила значительную просветительскую работу среди простого, рабочего населения Екатеринослава.
Мысль о постройке собственной Аудитории для народных чтений возникла в Комиссии в начале 1890-х годов. Как отмечалось в «Памятной книжке и адрес-календаре Екатеринославской губернии на 1895 год»: «Мысль о постройке собственной аудитории явилась сама собою, как естественный логический вывод, вытекающий из хода дела. Город сочувственно отнесся к намерению распорядителей комиссии, и уступил место для постройки в центре города; бывший Екатеринославский губернатор В.К. Шлиппе исходатайствовал весьма выгодный заем 3000 руб.».
Здание строилось в первую очередь на народные пожертвования: к 1894 г. было собрано 7439 рублей 42 копейки. Смета на строительство, составленная Л.А. Бродницким, была рассчитана на 20 тысяч рублей. Строительство было окончено в 1896 году.
В 1894 г. членами Комиссии было 318 человек. Кроме народных чтений, комиссия устраивала общедоступные литературно-музыкальные вечера, организовала хор любителей и провела ряд других культурно-просветительных мероприятий, в частности, вечера, посвященные памяти Т.Г. Шевченко и М.Ю. Лермонтова. Но в начале 1900-х годов деятельность комиссии была запрещена губернатором.
С 1902 г. здание Аудитории принадлежало Екатеринославскому научному обществу. Оно было основано 6 мая 1901 г. В его уставе было указано: «Общество имеет целью следить за успехами науки и содействовать распространению и развитию научных знаний». За весь период своей деятельности это общество осуществило в Екатеринославе ряд мероприятий научного и культурно-просветительного характера. Наиболее значительными из них являются: основание Музея А.Н. Поля (ныне Днепропетровский национальный исторический музей имени Д.И. Яворницкого), устройство первой выставки картин местных художников, проведение научно-популярных лекций, народных чтений и музыкальных концертов, открытие художественных классов и художественного музея. Первым председателем общества был профессор В.В. Курилов, а затем проф. П.Г. Рубин, а после него профессор А.М. Терпигорев.
Двадцать лет в здании Аудитории Комиссии народных чтений, а затем научного общества, проводились лекции «для народа», устраивались театральные представления и давались концерты.
Авторами проекта Аудитории были двое зодчих – Леонид Бродницкий и Станислав-Антон Харманский. Оба они – представители известных творческих местных династий.
Леонид Альбертович Бродницкий родился в 1864 г. в Екатеринославе и пошел по стопам отца. Альберт Викентьевич Бродницкий закончил Строительное училище в Петербурге, приехал в Екатеринослав «архитекторским помощником», а с 1865 г. стал Екатеринославским губернским архитектором, и находился в должности до своей смерти. В конце 1860-х гг. А.В. Бродницкий выполнил проект католического костела в Екатеринославе, который в 1869 г. переработал петербургский архитектор П.П. Меркулов. Костел святого Иосифа был построен в 1870-х гг. и стал украшением города (ныне просп. Яворницкого, 91).
Леонид Бродницкий окончил реальное училище, специальность гражданского инженера получил в Строительном училище в Петербурге (в 1881–1886 гг.). В том же году вернулся в Екатеринослав, где, как и отец, прошел все ступени архитектурной карьерной лестницы. Начинал «техником» в губернской земской управе. Через десять лет Леонид Бродницкий уже работал епархиальным архитектором. Вершиной успеха стала должность губернского архитектора, на которой сын, как и отец, находился целых десять лет, в конце 1890-х и начале 1900-х годов.
Как церковный архитектор, Бродницкий известен проектом церкви Святого Николая, построенной в 1894 г. в Каменском. Этот величественный нарядный храм в «неорусском стиле» с высокой колокольней и сейчас украшает центр города.
В Екатеринославе Леонид Бродницкий, кроме Аудитории народных чтений, спроектировал и курировал строительство нескольких знаковых сооружений. В частности, он доработал проект и курировал строительство в 1900–1902 гг. здания Екатеринославской губернской земской управы (Крутогорный спуск, 21). Это двухэтажное здание соединяет в себе элементы неоклассицизма и эклектики. Дом сохранился, но нуждается в реставрации. В 1905 г. Бродницкий спроектировал частный дом для тогдашнего директора Музея имени Поля Дмитрия Ивановича Яворницкого (1855–1940). Одноэтажный дом с выразительной двухэтажной башенкой выходит своим фасадом на Дворянскую площадь (ныне пл. Шевченко, 5). С 1988 г. здесь работает дом-музей выдающегося историка города и края.
Станислав-Антон Юлианович Харманский родился в 1861 г. Он происходил из династии местных архитекторов польского происхождения. Его отец, Эдуард-Юлиан Харманский (1836 – ок. 1910), с 1875 года долгое время работал екатеринославским губернским архитектором. Самой значительной его работой стал двухэтажный корпус первой мужской гимназии в стиле модерн 1904 г. (не сохранился, на его месте корпус медакадемии по пл. Соборная, 4). Старший сын, Мариан-Здислав (1859 – после 1917 гг.) работал харьковским губернским земским инженером с 1896 по 1917 гг., и построил много объектов в Харькове, от частных домов до резиновой мануфактуры и ипподрома. Также он выполнил проект костела Святого Николая в Каменском.
Другой сын, Станислав-Антон родился в 1861 г., окончил Институт гражданских инженеров в Петербурге (с 1882–1887 гг.), после чего вернулся в Екатеринослав. Молодой зодчий быстро сделал карьеру. В 1890-х годах он стал екатеринославским губернским инженером, но проявил себя и как незаурядный архитектор.
Интересно, что С.-А. Харманскому выпало проектировать именно театрально-концертные здания. Кроме Аудитории народных чтений, значительная работа С. Ю. Харманского – Летний театр в городском саду (ныне парк Глобы), построенный в период между 1898 и 1904 гг. и сгоревший 26 мая 1921 г. Соавтором проекта был петербургский архитектор И. П. Горленский. Летний театр был построен в «неорусском стиле», в Городском саду появился двухэтажный деревянный «теремок» с башенками. Другая незаурядная работа С. Ю. Харманского – так называемый «Дом трудолюбия» (ул. Леваневского, 15), переживает сейчас нелегкие времена. Он построен в 1910–1911 гг. по соседству с рабочей слободой Чечелевкой, и принадлежал Екатеринославскому благотворительному обществу. Здесь занимались нехитрой работой бездомные, инвалиды и слабоумные. Двухэтажное прямоугольное здание выполнено в стиле модерн. Здание долгое время находилось в полуразрушенном виде, а в этом году его собственники под предлогом «реконструкции» стали здание варварски разбирать.
Будучи губернским инженером, Харманский курировал сооружение знаковых зданий Екатеринослава: окружного суда в 1896–1898 гг. (ныне прокуратура по просп. Яворницкого, 38); корпусов Высшего Горного училища в 1899–1900-х гг. (ныне Национальный Горный университет); был членом комиссии по постройке Английского клуба в 1890 г. (ул. Воскресенская, 3). Зодчий сделал вклад и в жизнь «своей» католической общины. Он расширил в 1904 г. католический костел, построенный в 1870-х гг. на проспекте (ныне восстановлен, просп. Яворницкого, 91).
Аудитория народных чтений – второе старейшее из сохранившихся в городе театрально-концертных зданий. Первая театральная постановка в нашем городе состоялась в 1806 г., а первое специально приспособленное театральное здание появилось в 1847 г. – это был дом купца Луцкого на улице Гостинной (Гопнер, ныне Магдебургского права). Это здание, к сожалению, не сохранилось. В 1890-1891 годах было построено роскошное здание Английского клуба (улица Воскресенская, 3).
Дом Аудитории, открытый в 1896 г., построен на исходе первого десятилетия «промышленного бума», сделавшего Екатеринослав одним из богатейших городов Восточной Европы. Десять – пятнадцать лет спустя город получит роскошные театрально-концертные помещения – Зимний театр (театр Горького), театр-клуб Общественного собрания (филармония), театр Английского клуба (театр Шевченко) и другие.
А здание Аудитории, построенное для народа в конце XIX века, имело очень скромный внешний вид, не соответствовавший его назначению. Двухэтажное кирпичное здание выходило фасадом первоначально на Яковлевский сквер, а сейчас «смотрит» на западный фасад театра оперы и балета.
Здание Аудитории выполнено в провинциальном варианте эклектики, тяготеющем к неоклассицизму. Дом отштукатуренный, прямоугольный в плане. В оформлении применен очень скромный декор, фасады украшают портики с полуколоннами. По бокам главного фасада находятся плоские декоративные портики со сдвоенными каннелированными полуколоннами на высоких цоколях. (Каннелюры – бороздки на стволах колонн, характерные для дорического ордера в архитектуре). Аналогичные портики размещены в центральных частях боковых фасадов здания.
Несмотря на скромный облик, Аудитория считалась в начале XX века одной из архитектурных и общественных достопримечательностей Екатеринослава. Описание дома помещено в справочной книге «Весь Екатеринослав» на 1913 г.: «Аудитория Научного Общества. Аудитория расположена в Петербургском переулке недалеко от Проспекта, против Яковлевского Сквера. Здание имеет очень скромный наружный вид полутораэтажного дома. Внутри оно состоит из трех больших зал и нескольких комнат. Самый большой зал, так называемая большая аудитория, может служить одновременно и театром и аудиторией для лекций. Часть зала приспособлена для сцены. Внизу находится так называемая малая аудитория. Как к большой, так и к малой аудитории примыкают небольшие фойэ с уборными и раздевальнями».
На момент постройки, в конце XIX века Аудитория народных чтений была архитектурной доминантой окружающей местности. Сейчас это красивое здание «задавлено» многоэтажной застройкой, и трудно представить, что оно когда-то выделялось в облике района.
Не прошло и года со времени открытия Аудитории народных чтений, а в здании уже произошло историческое событие в культурной жизни нашего города. 24 апреля (6 мая) 1897 г. здесь состоялся первый в Екатеринославе сеанс демонстрации кинофильмов.
В город был доставлен киноаппарат, изобретенный братьями Люмьер в Париже. Вечером в Аудитории народных чтений было дано первое в нашем городе представление «движущихся живых картин». Киносеансы продолжались следующие три дня, привлекая многочисленную публику и имея огромный успех.
На первом киносеансе демонстрировались в основном сцены, снятые с натуры. Жителям города были показаны виды важнейших городов мира, площадь оперы в Париже, игра в карты, комическая ссора маленьких детей и другие сцены.
В дальнейшем здание Аудитории народных чтений не стало кинотеатром. Для этой цели в Екатеринославе были построены специальные здания, самые известные из которых – «Вулкан» (затем кинотеатр имени Петровского, ныне превращен в храм), «Гигант» (затем «Родина»), «Колизей» (затем «Победа», сгорел) и другие.
Несмотря на задачу проведения лекций для народа, здание Аудитории народных чтений сразу служило более широким культурно-просветительским целям. Оно получило в народе название «Зимний театр». В дальнейшем это название «перетянул» на себя расположенный неподалеку дом общества попечения о детях, построенный в 1900 г. на Проспекте, и в дальнейшем перестроенный в театр (в советское время – театр имени Горького). Причем интересно, что в начале XX века некоторое время «Зимним театром» называли здание Аудитории народных чтений, а «Новым зимним театром» – здание будущего театра имени Горького.
Здание Аудитории народных чтений сразу стало одним из центральных театральных зданий Екатеринослава. Здесь в большом количестве гастролировали приезжие труппы.
Например, с сентября 1898 г. на весь сезон 1898/1899 года здание Аудитории сняло «Общество русских артистов» антрепренера В.И. Никулина (отца советского писателя Л.В. Никулина). Никулин устраивал в Екатеринославе бесплатные спектакли для учащихся, народные спектакли, тем самым охватив театральной жизнью большую часть населения. Как писала местная пресса, благодаря деятельности Никулина «стоячие воды местной общественной жизни слегка всколыхнулись».
В Аудитории народных чтений гастролировали многие известные для того времени артисты. Например, 27 сентября (9 октября) 1900 г. здесь прошел концерт знаменитой капеллы под управлением и с участием певца – пропагандиста славянской народной песни Д.А. Агренева-Славянского и его дочери Маргариты Дмитриевны, Концерт привлек в зал Аудитории народных чтений массу слушателей. После окончания концерта публика еще долго не расходилась, без конца вызывая на бис руководителя капеллы.
В январе 1901 г. в Аудитории народных чтений с большим успехом шли гастроли талантливого артиста Мамонта Дальского.
8 (20) января 1903 г. в Аудитории народных чтений с огромным успехом прошла пьеса А.М. Горького «Мещане», поставленная гастролировавшей здесь труппой В.А. Перовского. С этого дня и по 13 февраля «Мещане» шли десять раз и, как сообщала пресса, всегда собирали полный зал. Артисту П.П. Серову, исполнявшему роль Тетерева, в знак признательности местные печатники подарили издание «Мещан» в роскошном переплете.
17 (29) ноября 1911 г. в Аудитории Научного общества состоялось торжественное заседание, посвященное 100-летию со дня рождения В.Г. Белинского и 50-летию со дня смерти Н.А. Добролюбова. Председатель общества профессор А.М. Терпигорев произнес специальную речь. Затем были заслушаны доклады о В.Г. Белинском и Н.А. Добролюбове.
Здание Аудитории народных чтений сыграло большую роль в становлении украинского движения в Екатеринославе. Дело в том, что здесь в начале XX века активно проходили мероприятия памяти Т.Г. Шевченко.
11 (23) марта 1902 г. литературно-музыкальная секция Комиссии народных чтений организовала вечер памяти великого поэта. На сцене стоял бюст Т.Г. Шевченко, декорированный цветами, произносились речи на украинском языке, звучала народная песня. Вечер состоял из двух концертных отделений, где декламация стихотворений чередовалась с пением солистов и хора. В заключение вечера был поставлен второй акт «Назара Стодоли». Замечательная музыка композитора Нищинского у «Вечорницях» вызвала бурное одобрение собравшейся публики.
Через две недели в Аудитории народных чтений был устроен второй вечер, посвященный памяти Кобзаря. Сбор от этого вечера был направлен в поддержку общества имени Т.Г. Шевченко в Санкт-Петербурге.
Интересно, что проведение «Шевченковских вечеров» имело очень специфические последствия. Эти мероприятия вызвали неодобрение местных властей. Вскоре по распоряжению екатеринославского губернатора Комиссия народных чтений, которой и принадлежало здание Аудитории, была упразднена. Одной из причин ее закрытия было именно проведение шевченковских вечеров.
Аудитория народных чтений, расположенная в западной части города, поближе к рабочим районам, в начале XX века использовалась не только для показа спектаклей. Интересно, что это здание активно использовали для проведения политических мероприятий.
Особенно напряженной была жизнь здания во время революции 1905 года. Известная местная газета «Приднепровский край» от 20 октября 1905 г. сообщала, что 17 октября «происходили народные митинги в городском доме, в зубоврачебной школе, в новом театре, в реальном училище, в аудитории народных чтений и во многих местах на Чечелевке». Газета «Новая жизнь» от 8 ноября 1905 г. описывала осеннее революционное напряжение в Екатеринославе: «С конца сентября в городе происходили ежедневно митинги рабочих под открытым небом, в Горном училище, в аудитории народных чтений и в английском клубе. Полиция принимала меры, но вооруженных столкновений не было».
В октябре 1905 г. здание Аудитории уже активно использовалось для политических собраний. Газета «Пролетарий» от 25 октября 1905 г. сообщала о митингах рабочих и учащихся в Екатеринославе. Было помещено описание такого митинга: «В аудитории для народных чтений было собрание народных учителей Екатеринославской губернии, которое началось в 1 час дня, а в 4 часа наши товарищи открыли митинг, который продолжался чуть ли не до 12 часов ночи с перерывом на 1 час, во время которого учителя закончили свое прерванное собрание. Во время митинга, на который записались 34 оратора, говорили ораторы различных партий. Несколько раз говорил товарищ социал-демократ, большевик, каждый раз по полчаса, так как больше никому не давали говорить. К часам 6 вечера, до конца митинга весь зал, хоры и сцена были битком набиты преимущественно городскими рабочими, хотя были и заводские рабочие, приблизительно было 5-6 тысяч человек. Собрание было бурное и шумное. Во время речей то в одном, то в другом конце залы разбрасывались различные прокламации. Во время митинга делались сборы всеми местными партиями».
Дальше течение митинга пошло не по плану: «С одной стороны полиция потребовала разойтись, а с другой стороны администрация аудитории заявила, что электричество должно потухнуть через 10 минут, так как они не подготовились к такому позднему собранию. Наши товарищи решили, ввиду того, что не вся масса организована и может в темноте произойти паника, распустить собрание при условии, если будут из находящегося вблизи Городского сада убраны казаки, что и было исполнено. После этого собрание разошлось без всяких инцидентов».
В декабре 1905 г. в Екатеринославе также было очень неспокойно. В 3-м номере «Бюллетеня Екатеринославского боевого стачечного комитета» от 13 декабря 1905 г. описывалась хроника декабрьских событий. Среди прочего при описании событий 11 декабря говорилось: «В городе был митинг в Народной аудитории. Сначала там был назначен митинг чиновников, но публика превратила его в общеполитическое собрание. Выступал ряд ораторов».
В период революции 1917 года здание Аудитории также использовалось противоборствующими политическими сторонами. Однако к тому времени намного более популярным стало здание Нового Зимнего театра (театр имени Горького), и основные митинги и съезды политических сил в 1917–1919 годах проходили именно там.
Самыми активными и насыщенными в жизни здания Аудитории народных чтений стали первые двадцать лет, с 1896 по 1917 годы. В непростое послереволюционное время здание отдали административным учреждениям.
В послевоенное время в историческом здании разместилось областное управление хлебопродуктов. Усилиями местных краеведов и архитекторов здание получило статус памятника архитектуры республиканского (ныне национального) значения. Дом был взят на учет под охранным номером № 1077. Здание за сто лет почти не изменилось снаружи. В интерьерах, напротив, были проведены изменения, перепланировки, несколько залов были разделены перегородками.
***
Двадцатый век с его войнами и революциями почти не затронул замечательное здание Аудитории народных чтений. Один из первых театров и первый кинотеатр Екатеринослава помнит многих «звезд» искусства и политические митинги. Однако до сих пор дом малоизвестен, и практически не включается в туристические маршруты. 120-летний юбилей постройки – прекрасный повод напомнить об этом полузабытом историческом здании нашего города», - завершает свой рассказ Максим Кавун.
Автор: Владимир Городченко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |