|«« | «« | »» | »»| |
Городской сайт расскажет о самых редких, красивых и старинных балконах города Днепр.
Признайтесь, какие ассоциации у вас, дорогие читатели, возникают при слове «балкон»? Наверное, в первую очередь – не самые радостные. Одни вспомнят о цене, в которую обошлось застекление этой части квартиры. Вторые – о том, что на балконе давно пора разобрать залежи всякого хлама. Третьи – о регулярно падающих на тротуары и прохожих кусках бетона, отваливающихся со старых балконов и карнизов.
Действительно, состояние наружных элементов (к числу которых относятся и балконы) многоквартирных домов в Днепре в последние годы стало удручающим. Не знающие ремонта десятилетиями фасады домов по многим адресам стали просто аварийными. Порой балконы просто рушатся вниз!
Уже не первый год городская власть это признает, говорит о необходимости разработки и финансирования городской программы реконструкции фасадов старых домов. Но пока что дело ограничивается лишь предупредительными ленточками, ограждающими самые «камнепадные» участки.
Кстати, если такую программу и примут, не факт, что она включит в себя и реконструкцию балконов. Эти элементы здания относятся непосредственно к квартирам, и если жилье приватизировано – будь любезен, владелец, ремонтируй его за свой счет!
Впрочем, довольно о грустном, - давайте от прозы жизни уйдем в мир истории и прекрасного. Мало кто из горожан представляет, что в Днепре хватает редких, исторических и очень красивых балконов. Как всегда, открыть тайны этого мира нам поможет давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
«Казалось бы, такой привычный и, на первый взгляд, не очень примечательный архитектурный элемент, как балконы, способен перенести нас в прошлое на сто и сто пятьдесят лет назад, - рассказывает Максим Кавун. - Для каждого периода в истории нашего города были характерны определенные типы балконов, отражавшие особенности того или иного архитектурного стиля. Интересно, что типология балконов тоже является одним из фрагментов архитектурного образа города разных эпох.
Давайте же вглядимся повнимательнее, что интересного нам могут рассказать балконы зданий в историческом центре.
В старом Екатеринославе самым главным балконом мог считаться балкон на главном фасаде Потемкинского дворца. Причем, как первоначально выглядел этот балкон, нам известно лишь приблизительно. Старейшее каменное здание города, построенное в 1787-1789 годах, как известно, князь Потемкин не успел заселить. Затем дворец долго стоял в руинах, и лишь с 1830-х годов стал Домом дворянского собрания.
Дворец был реконструирован, в результате чего на главном фасаде появился портик из шести колонн тосканского ордера и балкон над ним. В таком виде здание пережило революцию и две войны (Крымскую и Гражданскую), но в 1943 г. было разрушено. Правда, балкон в целом уцелел. Однако после войны здание дворца восстанавливалось по проекту, предполагавшему масштабную реконструкцию. В результате на главном фасаде появился огромный портик на два этажа, а от старого, изящного балкона не осталось и следов.
Несмотря на то, что балкон Потемкинского дворца не уцелел до наших дней, мы можем видеть его уменьшенную копию. Собственно, не только балкон, а и все здание особняка Струковых по улице Вернадского, 33, является уменьшенным вариантом Потемкинского дворца. Объясняется это просто – дворец Струковых строился в 1840-х годах сразу после реконструкции Потемкинского дворца. Струковы – знаменитая дворянская династия, члены которой (отец, сын и внук) по очереди занимали должность губернского предводителя дворянства в XIX веке. Поэтому дворец Струковых и был построен как уменьшенный вариант дворца.
Сегодня, когда Потемкинский дворец перестроен, особняк Струковых и его балкон остались напоминанием об облике первого здания города. Правда, колонн под балконом дворца Струковых всего четыре, а не шесть, как в его архитектурном прообразе.
В первое столетие застройка Екатеринослава была в основном деревянной. В 1820-е годы в городе насчитывалось всего три десятка каменных зданий. Балконы на деревянных домах как архитектурный элемент имели простейший вид и вряд ли могли привлечь особое внимание.
В середине XIX века появляются новые каменные здания – жилые и гражданские. Балкон одного из зданий этого времени даже вошел в городской фольклор. Это дом по просп. Яворницкого, 41, где некоторое время снимал квартиру екатеринославский губернатор в 1847-1857 годах Андрей Яковлевич Фабр. Тот самый Фабр, который запомнился реконструкцией центральной части города с насаждением знаменитого двухрядного бульвара, а также основанием в 1849 г. местного «Музеума», от которого ведет свою историю национальный исторический музей имени Д.И. Яворницкого.
Насаждение бульваров вошло в городской фольклор в целом ряде анекдотов и воспоминаний горожан. В мемуарах горожанки Александры Молчановой указывалось, что Фабр лично с балкона своей квартиры наблюдал за процессом прокладки бульваров и контролировал уход за ними. Сегодня на здании по просп. Яворницкого, 41, укреплена мемориальная доска с портретом губернатора.
С развитием каменного строительства в Екатеринославе появляются разновидности балконов. В основном широкое распространение получает тип открытых балконов, оформленных коваными решетками.
В конце XIX – начале XX века балконы на большинстве зданий города обычно декорировались ажурными коваными решетками двух видов: прямоугольные и выпуклые. Узор решеток на этих балконах, как правило, не повторялся. Такие столетние балконы еще можно встретить на улицах старой застройки. Характерным примером, например, могут быть балконы дома по ул. 8 Марта, 15.
В начале XX века, с активным внедрением стиля модерн, появляются балконы с характерными «модерновыми» решетками с изысканным геометрическим узором, напоминающим переплетенные листья. «Эталонные» балконы стиля модерн сегодня сохранились на четырехэтажном доходном доме по улице Челюскина, 3; на особняке Непокойчицкого по ул. Шевченко, 33 и других зданиях.
Гораздо реже в Екатеринославе встречались балконы, декорированные консолями и балясинами. Балконы с балясинами начала XX века сохранились на фасадах дома Вюрглера (ул. Писаржевского, 5), особняка Тиссена (ул. Фабра, 16) и других зданиях.
Были в старом Екатеринославе и оригинальные балконы, которые можно перечесть по пальцам. Это миниатюрные треугольные балконы, служившие, скорее всего, не функциональным целям, а выполнявшие роль архитектурного акцента. Треугольные балконы можно встретить на двух выдающихся зданиях – городских особняках начала XX века.
Особняк Евгения Непокойчицкого (ул. Шевченко, 33) – уникальный образец стиля модерн, построенный около 1913 года, известен прежде всего своей лестницей, башенкой и барельефами на стенах. Однако угловую часть здания украшает и еще один ценный элемент – треугольный балкон первого этажа. Он выполнен в характерной эстетике стиля модерн. К сожалению, балкон, как и все здание, покрылся трещинами, и может утратить часть облицовки.
Еще один треугольный балкон можно встретить и на особняке по ул. Ефремова, 9, построенном в то же время (около 1912 г.). Сейчас здесь располагается Областная детская библиотека. Здание имеет оригинальный облик – оно выполнено в экзотическом для нашего города мавританском стиле и украшено башенками со шлемовидными завершениями. На уровне второго этажа сохранился и крошечный треугольный балкончик с оригинальными коваными решетками.
Рекордсменами по размеру среди балконов Екатеринослава были балконы нескольких центральных гостиниц. Сложилась даже своеобразная местная архитектурная тенденция – наиболее фешенебельные отели выделялись огромными балконами, выдвигавшимися на всю ширину улицы.
Балконы эти поддерживались специальными металлическими консолями. Такие балконы имели построенные в конце XIX века здания гостиницы «Франция» (на месте дома по просп. Яворницкого, 67) и гостиницы «Бристоль», до реконструкции в 1913 году (на месте памятника Полю).
Но самым оригинальным в архитектурном отношении был балкон отеля «Континенталь» на углу улиц Центральной и Торговой (затем Ширшова, ныне Липинского). Здесь консоли балкона были оформлены в виде кариатид – огромных женских полноростовых статуй. Пышногрудые женщины с загадочными улыбками сохранились теперь только на старых фотографиях. А на месте этого замечательного балкона – стоянка маршруток с ежедневными длинными шумными очередями.
В советское время на место изящных екатеринославских балконов пришли монументальные балконы в стиле «сталинского ампира». Именно этот стиль уделял особое внимание балконам. Простые, оформленные решетками, балконы в рамках этого стиля почти не встречаются (только на самом позднем этапе).
Один из самых оригинальных балконов на здании 1930-х годов создал известный архитектор Александр Красносельский. В 1936 г. по его проекту был построен жилой дом на углу улиц Короленко и Чкалова (ныне Святослава Храброго). Балкон на третьем этаже в угловой части украшали четыре статуи летчиков, к сожалению, разрушенные в 1990-е годы.
Практически все балконы «сталинского ампира» очень пышно декорированы балясинами, и главное – появляются приставные консоли почти под каждым балконом. Они имеют характерный образ, взятый из архитектуры Древней Греции. Яркий пример здания с такими балконами – огромный жилой дом по просп. Яворницкого, 46. Он построен в 1951 году (архитектор Г. Вегман, проект реализован в Харькове, Запорожье и Днепропетровске). К сожалению, именно эти балконы сейчас наиболее страдают от бесхозяйственности – консоли отваливаются и зачастую торчат просто металлические штыри. Это можно увидеть и на вышеуказанном доме.
Но самым ярким примером балконов «сталинского ампира» является дом напротив вышеописанного – по просп. Яворницкого, 55. Он также построен в 1951 г. – это творение выдающегося архитектора Олега Петрова. Здесь мы видим вариации нескольких типов балконов – с металлическими решетками, с балясинами, и, наконец, даже декорированные маленькими портиками. К сожалению, судьба деталей оформления балконов и здесь печальна – далеко не все они сохранились.
Очень любили архитекторы «сталинского ампира» и лоджии – вариант полузакрытых балконов, вписанный в общую плоскость здания. На зданиях нашего города 1930-1950-х годов можно увидеть много вариантов лоджий.
И здесь отличился уже упоминавшийся Александр Красносельский. В жилом доме 1940 г. постройки на углу улиц Короленко и Челюскина он применил вариант лоджии на уровне третьего этажа. Она имеет крупные размеры и размещена с угловой скругленной стороны здания. По образу этот дом напоминает итальянское палаццо XVI века.
Лоджия находится в завершении уже упомянутого жилого дома по просп. Яворницкого, 55. Она расположена в центральной части главного фасада и увенчивает всю композицию. На фасаде этого же дома, выходящем на улицу Сечевых Стрельцов, размещены еще несколько небольших лоджий.
Интересные лоджии украшают фасад жилого дома на углу просп. Яворницкого и улицы Столярова, напротив бывшего кинотеатра «Родина». Здесь сам дом решен очень оригинально – его фасад скруглен, сделан плавным. Плюс центральная часть главного фасада вся украшена лоджиями, декорированными колоннами.
Аналогичный образ прослеживается и в завершающей части известного «Дома с башней» на углу просп. Яворницкого и улицы Фабра. Здесь «та самая» башня вырастает из угловой части, украшенной несколькими симметричными лоджиями.
Сегодня большинство лоджий «сталинского ампира» постепенно утрачивают свой облик. Дело в том, что за последние годы большая часть лоджий закрывается в «стеклопакеты». Понятно желание хозяев утеплиться, но с архитектурной точки зрения здания теряют свой облик, а на фасаде появляется какофония современных деталей.
Особняком от монументальных балконов и лоджий «сталинского ампира» стоят балконы над эркерами. Эркер (выступающая из плоскости фасада полукруглая или многоугольная часть) – очень популярный элемент архитектуры середины XX века.
Во многих случаях архитекторы формировали эркер только на части фасада, оставляя место для открытого балкона над ним. Такие детали, например, можно видеть на зданиях 1950-х годов на углу проспекта Яворницкого и соответственно улицы Моссаковского (Клары Цеткин) и Ефремова (Ворошилова).
С приходом эпохи «массового типового строительства», а попросту говоря, хрущевок, с 1960-х годов облик города заполнился десятками зданий с типовыми балконами самой простой архитектуры. Исчезли балясины и лоджии. Только в некоторых зданиях 1970-1980-х годов, на некоторых жилмассивах была сделана попытка как-то разнообразить облик балконов. Это в первую очередь, «балконы-паруса» на жилмассиве «Победа».
К сожалению, архитектура последних тридцати-сорока лет, с ее типизацией и стремлением к упрощению, практически не уделяла внимание такому архитектурному элементу, как балконы. И только в последнее время, в эпоху новых архитектурных поисков, появляются попытки использовать балкон как отдельный архитектурный акцент. Например, жилой «Дом Крейнина» на Набережной выделяется тем, что на огромной плоскости фасада размещен… всего один небольшой балкончик. Вероятно, это оригинальная творческая идея автора.
Таким образом, балконы как яркий архитектурный элемент зданий разных эпох имеют свое значение. Они отражают свое время и являются важной частичкой культурного облика нашего города», - завершает свой рассказ Максим Кавун.
Мы же вместе с ним надеемся, что в Днепре удастся сохранить самые редкие и старые балконы, упомянутые в этой статье.
Автор: Владимир Городченко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Наконец-то узнал кто был хозяином моего детского сада по Вернадского,33 Ответить | С цитатой