|«« | «« | »» | »»| |
Умелец из Днепра Александр Бойко создал коллекцию масштабных копий паровозов, тепловозов и электровозов, отражающих практически всю историю развития Приднепровской железной дороги.
Масштабными копиями железных дорог увлекаются многие. Для кого-то такое хобби — родом из детства, когда в 1970-х годах в продаже стали появляться первые ГДР-овские наборы. Многие «заболевают» паровозиками в наше время, когда выбор действующих миниатюрных дорог ну просто огромен. Знаю горожан, у которых дома созданы огромные, в комнату величиной, макеты с десятками составов, локомотивными депо, пейзажами, городками, – Городской сайт рассказывал о таких увлеченных людях.
Но до сих пор мне не доводилось познакомиться с людьми, которые попытались бы сделать копии подвижного состава своими руками. «Зачем корпеть, если практически любую модель можно купить?», – наверное, удивиться любой «паровозник».
Причина увлеченности этой темой 35-летнего Александра Бойко красива и проста. 25 лет назад Саша пришел учиться на Днепропетровскую детскую железную дорогу, да так и врос в эту сферу на всю жизнь. Последние пять лет работает инструктором на детской дороге в парке Глобы. А коллекция созданных им копий локомотивов хранится в отдельном шкафу вестибюля вокзала детской дороги.
Кстати говоря. В сезон работы детской дороги покатать на ней своих ребятишек приходят десятки тысяч горожан. А вот заглянуть в интерьеры станции удосуживаются единицы. И совершенно зря остальные горожане игнорируют такую возможность. Внутри станции — замечательные стенды с историческими материалами, уже упомянутая коллекция Александра Бойко, а также шикарный действующий макет города с железной дорогой, который был признан лучшим в Украине в 2013 году! Так что, как говорится, не упустите возможность полюбоваться этой красотой — за этот просмотр денег не берут.
Вернемся же к Александру Бойко. Удивительно скромный и застенчивый парень так рассказывает об истории своего хобби.
– Мои родители никакого отношения к железной дороге не имеют: папа водитель, мама педагог. Как и многих детей, меня тоже приводили покататься на детской железной дороге. 25 лет назад, покатавшись в очередной раз, попросил меня записать на учебу. Пять лет учился на юного железнодорожника. Учеба совмещается с практикой. За пять лет прошел все учебные специальности, уже осознанно мечтая стать машинистом.
– Практически на ПЖД довелось поработать?
– Не просто довелось, а всю жизнь на железной дороге и работаю. Сразу после окончания школы юного железнодорожника пошел работать на пригородные поезда. До армии успел поработать по всем «плечам» пригородных, на всех направлениях. А после армии работал в локомотивном депо ПЖД и на центральном вокзале.
– А что помогло вернуться к истокам, на Днепровскую детскую железную дорогу?
– С работавшими здесь инструкторами ребятами был знаком еще с детства. В 2011 году они и предложили: приходи, посмотришь, попробуешь. Пять лет работаю инструктором. Занимаюсь набором детей. Веду занятия первого и второго года обучения, преподаю специальность «локомотивы». Провожу экскурсии — не только по Днепровской детской железной дороге, но и в музей ПЖД, на железнодорожные предприятия, ездим на другие детские железные дороги, в то же Запорожье.
– А как родилось это хобби? В детстве, признайтесь, наверняка была не одна копия железных дорог?
– А вот как раз и нет, не было никогда!.. Все как-то обыденно сложилось. В процессе обучения детям хотелось показать не только архивные фотографии первых паровозов, работавших на ПЖД и на детской железной дороге, но и их копии. Попытался их сделать сам. И еще в 2011-12 годах создал копии тепловоза ТУ-2 и вагонов. По сравнению с последующими моделями они оказались не самыми презентабельными, поэтому я их разместил в самом низу стенда, – улыбается Александр.
– Я был поражен, узнав, что ваши модели созданы не из железа, пластика, а из очень редкого для моделистов материала — из бумаги. Смотря на них, ни за что не догадаешься! Почему выбран такой материал? Кто вас учил моделизму?
– Никто специально и не учил. Какую-то специальную литературу тоже не читал. Все по вдохновению сложилось. Захотел создать копии, нашел схемы тепловоза и вагонов, чертежи. Подумал, из чего легче всего их попытаться сделать, – решил поэкспериментировать с бумагой. Вроде начало получаться. Хотя в первых моделях многое приходилось переделывать. Бумага — очень пластичный, благодарный материал. В ней можно реализовать практически все, что хочешь. При определенном опыте легко добиться объема и любой формы детали. Бумага, ножницы, клей ПВА, тщательная проработка чертежа, много-много терпения — вот и весь секрет. Чем дальше дело шло, тем более сложные модели осваивал. Да, еще в их изготовлении используются прозрачная пленка (окна вагонов и тепловозов), нитки, натуральные камешки и краски.
–- В созданной вами коллекции — почти два десятка паровозов, тепловозов, электровозов, вагонов. Все они в свое время работали на Екатерининской и Приднепровской железной дорогах?
– Большинство. Вот, например, есть модель, как тогда говорили, «сухопутного парохода» братьев Черепановых. Он был создан гораздо раньше времени появления дороги в нашем городе. Еще сделал копию уникального вагона «Полонсо» начала ХХ-го века — их выпустили очень ограниченной партией для императорской семьи и Венской железной дороги. Не уверен, что такой вагон заезжал в наши края. А остальные модели, - да, это все бывшие и нынешние труженики наших дорог. Это и знаменитый паровоз серии ОВ («Овечка», как его любовно называли железнодорожники), и новаторский тепловоз ГэР 1924 года, и первый в СССР электровоз Сс 1932-34 годов. Чехословацкие маневровый тепловоз ЧМЭ-3 и электровоз ЧС-2, на которых мне доводилось работать и которые до сих пор на ПЖД служат. Пассажирские вагоны недавнего прошлого и настоящего. Тепловозы и электровозы нового поколения — ТЭП-70, 2ТЕ-116. Очень интересна модель венгерского дизель-поезда Д-1 для начальника дороги. Вживую такой поезд видел мало кто (хотя он до сих пор на ходу, периодически используется), а вот на модель полюбоваться может любой желающий.
– А какая модель для вас стала самой памятной?
– Наверное, все-таки модель паровозика ЮП-4-95. Эта кроха много лет служил на нашей детской железной дороге. Когда я сюда пришел в детстве учиться, я еще застал этот паровозик! Правда, он уже не эксплуатировался, стоял, печальный и заброшенный. А потом его продали на западную Украину, где хотели сделать частью аттракциона для богатых зарубежных туристов. С этим не сложилось. Насколько знаю, сейчас наш бывший паровозик стоит в Черновцах просто как памятник. Хорошо, хоть на металлолом его не сдали… Ну, а нам на память осталась только такая модель.
– Сколько же времени у вас уходит на создание одной копии локомотива?
– В среднем два-три месяца. Многое зависит от вдохновения и занятости. Сложнее всего в техническом смысле было делать модели паровозов — «Овечки» и нашего ЮП: у них сложные корпуса, детализация. Но «рекордсменом» стал тепловоз ТЭП-70. Как-то не получилось за один заход его изготовить. То откладывал модель, то возвращался к ней. В итоге корпел полтора года.
– Если у вас столько моделей выставлено на всеобщее обозрение, представляю, какое локомотивное депо дома!
– Дома? Зачем? Дома как раз ни одной модели и нет. Пусть дети любуются, познают. Многие благодаря такой первой влюбленности и выбирают осознанный путь в этой жизни. Чему примером — и моя жизнь, в которой я считаю себя очень счастливым человеком.
Автор: Владимир Городченко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |