Затяжной экономический кризис в Украине негативно повлиял практически на все сферы жизни. Автомобильный рынок не стал исключением. По данным Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД), продажи на нем в 2015 году упали почти на 77%. Это стало следствием девальвации гривны и снижения покупательской способности населения. По мнению экспертов, нехватка средств на приобретение импортных новых и подержанных машин с небольшим пробегом может привести к старению украинского автопарка. Так, по данным AutoConsulting, уже в 2014 году средний возраст легкового транспортного средства в Украине составлял 18-19 лет
Однако, затишье долго продолжаться не может. Эксперты ВААИД подсчитали, что в 2016 году в Украине может быть реализовано 58 000 машин, а это примерно на 15% больше, чем в прошедшем году. Несмотря на существенное уменьшение уровня своих доходов, украинцы не отказываются от намерений улучшить качество жизни, повысить комфорт и инвестировать свои средства в движимое и недвижимое имущество. Поскольку сбережений зачастую недостаточно для приобретения новой машины за наличные деньги, потребители ищут выгодную альтернативу. Именно такой является программа «АвтоТак», предусматривающая покупку автомобиля в группе. Неоднозначное понимание этого финансового механизма привело к тому, что отзывы о нем встречаются диаметрально противоположные: развод и лохотрон, или шанс и успех. Так что же такое программа «АвтоТак», нужна ли она украинцам и может ли она заменить автокредитование – в настоящем материале.
А что с кредитами?
Если денег на покупку чего-либо не хватает, значит, надо брать кредит. Этим негласным правилом в течение многих лет руководствовалась подавляющая часть населения Украины. Оформить потребительский кредит - обыденная ситуация для многих семей, взять машину в кредит – тоже не сенсация. Но это было раньше, до 2014 года. А что сейчас?
В 2015 году количество банковских учреждений, готовых выдать заем на покупку нового автомобиля сократилось почти на 40%. Такие данные приводит компания «Простобанк Консалтинг». Больше всего уменьшилось число кредиторов, выдающих автокредиты сроком на 1 год и 5 лет. Однако основной антирекордсмен – долгосрочный автокредит сроком на 7 лет, который можно получить лишь у 8 банков в Украине (на 1 января 2016 года).
Кроме того, наблюдается подорожание автокредитов, при этом чем длиннее срок кредита, тем больше его стоимость. Кредиты сроком на 1 год подорожали на 0,1% (средняя ставка 14%), на 3 года – на 0,77% (средняя ставка 18,8%), на 5 лет - на 1,2% (средняя ставка 20,2%), на 7 лет - 1,13% (средняя ставка 20%).
Эксперты отмечают, что сейчас кредит берут лишь те, кто абсолютно уверен в своей платежеспособности. По данным кредиторов, это преимущественно заемщики, у которых есть на руках как минимум 1/3 стоимости машины. Как правило, они оформляют кредит на максимально возможный срок, но погашают его досрочно.
Банки очень осторожно оценивают все возможные риски, тщательно анализируя платежеспособность клиентов, их доходы, кредитную историю, требуя в среднем 30% аванса от стоимости авто, выдавая кредиты только тем заемщикам, в которых уверены на 100%. При этом охотнее кредиторы выдают заем именно на машины премиум-класса.
«Восстановление рынка автокредитования и общий рост продаж новых машин невозможен без улучшения экономической и социальной обстановки в Украине, повышения доходов и уровня жизни населения, а также укрепления гривны», - считает руководитель направления авто-кредитования Таскомбанка Руслан Бокач.
Сейчас получить кредит среднестатистическому украинцу со средней зарплатой, проблематично. А если работодатель платит в конверте – то практически нереально. Но даже если собрать огромный перечень бумаг, подтверждений, поручителей и гарантий, все равно придется вносить огромный первоначальный взнос и оплачивать просто грабительские проценты.
Незаменимых вещей не бывает
На смену автокредиту, который на данный момент исчерпал себя, на рынке Украины набирает популярность покупка автомобилей в группе по программе «АвтоТак».За все время существования услуги на украинском рынке более 45800 человек стали обладателями новеньких авто.
Для тех, кто не в курсе, разъясним. Покупка в группе – это способ приобретения товаров и услуг посредством использования материальных средств, формируемых из ежемесячных платежей участников группы. Приобретаемый товар распределяется между участниками группы поочередно в установленном порядке.
Вроде бы все прозрачно и понятно. Но отзывы об «АвтоТак», которые встречаются в Интернете и СМИ, носят достаточно противоречивый характер. «Это развод. Просто выманивание денег. Уже год я плачу, но до сих пор езжу на общественном транспорте», - пишет некий Сергей на одном из известных автомобильных форумов. Нередко можно встретить и лестные слова в сторону «АвтоТак»: «Участие в программе позволило мне стать обладателем Opel Astra. Об этом даже и не мечтал…».
Мы попытались выяснить, что является причиной таких разноплановых отзывов и пришли к выводу, что потенциальные участники «АвтоТак» не пытаются вникнуть в суть программы, разъяснив для себя все детали этого финансового инструмента.
Проведенный нами небольшой опрос продемонстрировал интересные результаты:
Единственный совет, как избежать подобной ситуации – вникнуть в суть услуги.
Зрим в корень
Сам по себе механизм покупки товаров в группе активно используется более 40 лет во многих странах мира (Венгрии, Бразилии, Румынии, Мексике, Португалии, Словакии и других). В нашей стране система приобретения машины в группе работает с 1998 года.
Первой в Украине лицензию на осуществление деятельности по администрированию финансовых активов для приобретения автомобилей в группах получила финансовая компания ООО «АВТО ПРОСТО» (бессрочная лицензия от 15.09.2015 выдана Нацкомфинуслуг). Именной этой организации принадлежит торговая марка «АвтоТак».
Стоит отметить, что обязательными условиями для получения лицензии на данный вид деятельности является наличие собственного капитала не менее 5 млн гривен, а также договор с производителем о поставках товара. Это свидетельствует о серьезности компании-администратора и легальности его работы. ООО «АВТО ПРОСТО» сотрудничает с крупнейшим национальным производителем и дистрибьютором автомобилей - Корпорацией УкрАВТО.
Проанализировав программу «АвтоТак», ниже выделим ее особенности.
Ложка дегтя
Не стоит думать, что «АвтоТак» - это панацея. Конечно, программа имеет множество преимуществ, которые делают ее выгодной альтернативой как банковским автокредитам, так и другим способам приобретения (лизинг, trade-in). Стать обладателем машины может каждый, даже несмотря на отсутствие белой зарплаты, первоначального взноса и богатых поручителей. Но без недостатков и здесь не обошлось.
Главный и самый обсуждаемый из них – это срок получения машины. В отличие от кредита, когда получаешь авто сразу после подписания договора, согласно программе «АвтоТак», есть очередность в получении автомобиля. И ждать приходится по-разному: от нескольких месяцев до нескольких лет. Как правило, все участники группы получают свои автомобили в течение 2-3 лет. Зависит срок получения машины от объема вносимых платежей. При распределении авто достается тому участнику, кто на данный момент внес больше всех денег. Согласитесь, это справедливо. Но даже те, кто вносит только обязательные ежемесячные платежи, гарантированно получают машину. Это четко прописано в договоре.
Также стоит упомянуть о еще одном важном моменте: цена машины не фиксирована, а может меняться в зависимости от рыночной стоимости на данную марку машины. Это обусловлено тем, что «АВТО ПРОСТО» предварительно не заказывает машины, а приобретает их по мере аккумулирования нужной суммы денег. Поскольку администратор сотрудничает с национальным производителем, не стоит бояться, что цены будут неоправданно завышены. Стоимость будет оставаться средней по рынку.
Кто-то идет на это осознанно, а кто-то, не разобравшись в нюансах, вступает в программу, жалея потом о своем решении. Наши рекомендации тем людям, которые решили все-таки присоединиться к программе «АвтоТак», следующие: детально проанализируйте все пункты договора, оцените свои финансовые возможности, подберите посильный размер платежей, следите за движением очереди в группе, пользуясь доступом в личный кабинет, а также задавайте все интересующие вопросы сотрудникам компании-администратора.
Если здраво подходить к принятию решений, не будет неприятных неожиданностей. Зная все нюансы, взвесив за и против, можно смело пользоваться всевозможными финансовыми инструментами, не только программой покупок в группах . Так давно поступает население во всем мире. Так следует вести себя и нам.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |