Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
вт, 12 ноября 2024
23:33

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Как подружился наш город с Днепром

|«« «« »» »»|

Сегодня облик, развитие, перспективы Днепропетровска неотделимы от реки, на которой расположен наш город, — красавца-Днепра. Ассоциативная связь города с рекой многократно подчеркнута во множестве символов, топонимов, названий.

Экономика города во многом зависит от реки. Практически все ведущие спортивные команды города называются «Днепр». В обиходе горожане давно называют свой город «Днепром». Да и самое вероятное новое (в свете пресловутой декоммунизации) название нашего города — именно Днепр.

Однако не всегда дружба города с рекой были столь крепкими и неразрывными. И зарождался город отнюдь не на берегах Днепра–Славутича. И в последующей истории Днепр долго воспринимался «задворками», промышленной окраиной города, а отнюдь не его смысловым центром и украшением.

Об истории интересных, порой парадоксальных взаимоотношениях Днепра и пока еще Днепропетровска, роли великой реки в становлении и развитии нашего города нам по традиции расскажет давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Д.И.Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.

Река и её пороги определили наличие первых городских поселений

«Роль реки Днепр в истории оседлой и урбанистической жизни в Надпорожье трудно переоценить, – рассказывает Максим Кавун. – Уникальное географическое положение — излучина перед порогами в ареале современного Днепропетровска, – определило как сам факт наличия многих поселений, так и особенности их истории.

Днепропетровск находится в Днепровском Надпорожье — географическом микрорегионе, расположенном перед Днепровскими порогами. Всего их было 9, и они давно покоятся на дне Днепровского водохранилища, после пуска ДнепроГЭСа в 1932 г. А до этого целыми тысячелетиями именно эта географическая ситуация кардинально влияла на историю края. Собственно, два узла — перед порогами, и после порогов (в районе Кичкас–Хортица), — всегда были пунктами переправ и соответственно наиболее интенсивно обжиты в разные эпохи. Еще с древнерусских времен фиксируется такая особенность: перед порогами те, кто плыли по Днепру, выгружали на берег грузы, отдыхали и продолжали путешествие сухопутным путем до Хортицы, где снова переходили на воду.

Самый древний город на территории Днепровского Надпорожья — город славян–уличей (некоторые авторы называют его Пересечень, хотя в источниках он остался безымянным), сформировался как раз на участке перед Днепровскими порогами. Он существовал в VIII–XIII веках. В нем не было укреплений, там торговали между собой славяне и кочевники. Он протянулся полосой около 7 км на месте впадения Самары в Днепр (ныне ареал села Старая Игрень).

Казацкие поселения были также непосредственно органично связаны с реками Днепр и Самара. Они возникали непосредственно в местах перевозов — переправ через Днепр. Самарская переправа, которая фиксируется еще в XIV–XV веках, послужила причиной формирования здесь города Самарь (позднее Новобогородицкая крепость, Старая Самарь) и целого куста поселений. А наличие другого перевоза на Днепре послужило причиной основания именно здесь городского поселения Новый Кодак на правом берегу и ряда сел (Ломовка и другие) на левом берегу.

Ну и, конечно же, казацкие слободы в основном были обязаны своим возникновением великой реке. Например, Лоцманская Каменка, известная в документах с 1740-х годов. Она и была «лоцманской столицей», центром общины легендарных специальных перевозчиков, о которых упоминает еще византийский император Х-го века Константин Багрянородный в своем трактате «Об управлении империей». Другие слободы — Диевка, Сухачевка, также строились по берегам Днепра. Слобода Половица, на месте которой расположен центр современного Днепропетровска, была основана около 1743 г. в низинной части у подножия будущего главного холма Екатеринослава — Соборной горы.

Казаки, правда, знали многие особенности великой реки, которая не всегда была благосклонна к жителям. Во время сезонных наводнений Днепр, выходя из берегов, причинял серьезные разрушения и убытки. Вот почему в той же Половице прибрежная полоса оставалась незастроенной, жилища располагались на расстоянии нескольких сотен метров от реки.

Из-за реки Екатеринослав переносили с одного места на другое

В ранний период истории Екатеринослава река фактически определяла параметры развития города.

Первый Екатеринослав был основан в 1776 г. на реке Кильчень при впадении её в реку Самару, в восьми верстах от левого берега Днепра. Город–крепость расположили среди самарских лесов и болот. Через несколько лет, после 1783 г., необходимость в городе–крепости отпала, да плюс ко всему выяснилось, что город регулярно затапливается наводнениями. Да так, что специально вызванный штаб-доктор Шенгофель сделал заключение считать эту территорию «вредною для здоровья людей, неудобною и гибельною для благосостояния жителей».

В 1784 г. официальным указом Екатерины II Екатеринослав перенесли на правый берег Днепра. Г.А. Потемкин избрал для города новое место – в самой излучине реки. Предполагалось, что огромная гора (Соборная) и будет центром нового города. Город был спроектирован по канонам европейского классицизма — без укреплений и открытым к реке. На генеральном плане архитектора Ивана Старова 1792 года по кромке главного холма проходил огромный бульвар, рассчитанный на созерцание днепровских панорам. Да и вообще вся концепция нового города была основана на восприятии его с днепровских просторов. На планах Клода Геруа (1786) и Ивана Старова (1792) город развернут к реке, и в нагорной, и в низинной части. А на генеральном плане города 1817 г. шотландского архитектора Вильяма Гесте — навсегда была задана основная линия развития города вдоль Днепра.

В раннем Екатеринославе город откровенно «не ладил» с рекой

Однако в конце XVIII века, когда начал формироваться губернский город Екатеринослав, отношения «река–город» даже можно назвать очень сложными. После смерти Потемкина в 1791 году строительство города застопорилось, гора осталась незастроенной почти на полвека. И город быстро спустился к реке, от которой он первоначально так силился уйти, и подняться на гору. Интересно, что в раннем Екатеринославе (до середины XIX века) проявилась такая тенденция: река очень сильно влияла на развитие города, но больше по негативной схеме.

Во-первых, быстро выяснилось, что надежды на экономическое развитие города не оправдались. И одной из главных тому причин было то, что транзитному судоходству мешали знаменитые Днепровские пороги ниже Екатеринослава. Парадокс, но, несмотря на это, основные виды получения прибыли в раннем Екатеринославе зависели от Днепра — это лесная торговля. Это была единственная развития отрасль экономики города до 1880–х годов. Лес, сплавлявшийся по Днепру, выгружали по всему участку береговой линии в пределах Екатеринослава. Вся прибрежная полоса была занята пристанями, лесопилками, складами, лабазами. Нынешняя площадь возле цирка, перед новым мостом, на планах Екатеринослава XIX века фигурирует как «Лесная площадь».

Вот как описывалась приднепровская полоса в 1910 г.: «Прибрежная часть города отлично видна с железнодорожного моста и насыпи. Она тянется дугой по обе стороны моста и холмистым скатам города, спускающимся к Днепру. Начинаясь выше вокзала под названием Фабричной слободки, она кончается у Потемкинского сада под названием Каменьев. Возвышенная по краям, она в срединной части, начиная с Петербургского переулка и кончая Литейной улицей, представляет низменную, почти ровную площадь, затопляемую во время разлива Днепра… Берег Днепра от железнодорожного моста, кончая Литейной улицей — один сплошной лесной склад. Это центр лесного рынка, где происходит продажа, скупка и распилка леса. Сюда приплывают плоты, здесь они разгружаются. На берегу несколько лесопилок, заваленных днем и ночью работой, особенно в летнее время. Вообще днепровский берег крайне запущен и засорен. Благодаря отсутствию всякого надзора, он в последнее время превратился в сплошной свалочный пункт».

Весной 1914 года местная газета «Южная Заря» отмечала: «Если позабыть немного географию, то, находясь в Екатеринославе, можно не догадаться, что Екатеринослав стоит на Днепре. И подойти к нему и подъехать трудно».

Таким образом, почти сто лет река Днепр была и «мачехой» и «кормилицей» Екатеринослава. Лесная торговля существовала и после строительства железнодорожного моста в 1884 г. и начала «промышленного бума». Сразу две улицы в Екатеринославе носили имя Лесопильная: одна затем называлась Провиантской (ныне Пастера), а вторая в советское время называлась Краснозаводской, а в 2015 г. стала улицей Белелюбского.

Во-вторых, город Екатеринослав, почти целиком располагавшийся в низинной приднепровской части, постоянно преследовали наводнения. Это был настоящий бич Екатеринослава.

Весной выходивший из берегов Днепр затапливал огромную территорию. Достаточно сказать, что уровень воды на Екатерининском проспекте (ныне Д. Яворницкого) достигал иногда одного метра. Лодки плавали на главном проспекте, а также на прилегающих улицах. Эта апокалиптическая картина сейчас кажется иллюстрацией к книге в стиле фэнтази, но еще сто лет назад она была реальностью нашего города.

Почти сто лет действовал «живой» мост, а первый постоянный мост построили только в 1884 году

Трудности и перипетии переправы через Днепр — отдельная тема в истории Екатеринослава. Сейчас кажется невероятным, но до 1884 года не существовало мостового перехода через Днепр от Кременчуга до Херсона! Переправа через Днепр у Екатеринослава осуществлялась по так называемому «наплавному мосту». Впервые такой мост был открыт в 1796 г., то есть 220 лет назад. Мост состоял из полениц дров, связанных друг с другом, и имел длину около 500 саженей (более одного километра). Причем, когда его сильно загружали, то он частично погружался в воду, и люди и вещи намокали. Больше того, этот мост сам по себе менял место — в разное время он располагался в разных местах от места Старого до Нового моста. На одном из старейших фото Екатеринослава 1870-х годов этот мост находится прямо на линии современного Нового моста.

И только в 1884 году два берега Днепра соединило чудо техники — мост имени Императора Александра III. Он был тогда третьим по длине в Европе. Спроектировал его выдающийся мостостроитель Н.А. Белелюбский. На Всемирной выставке в Париже в 1889 г. мост получил Гран–при. В 1919 и 1941 годах мост взрывали. Современный мост, восстановленный в 1955 году лишь отдаленно напоминает прежний, сохраняя только силуэт. Официальное название моста — Амурский.

В XX веке построили всем привычные теперь мосты через Днепр: Мерефо-Херсонский железнодорожный (в 1932 г., восстановлен в 1951 г.), Кайдакский (в 1982 г.) и Южный (в 2000 г.).

С тридцатых годов XX века город начал поворачиваться лицом к Днепру

До середины прошлого века прибрежная часть нашего города напоминала один сплошной лесной склад. Историки и архитекторы традиционно высоко оценивают генеральные планы Екатеринослава за развитие идей «идеального города». Но в них был, пожалуй, один существенный недостаток: ни в одном генплане не было и намека на днепровскую набережную, так как в тех условиях это было чем-то из области фантастики.

И только в 1933 году был принят новый генеральный план Днепропетровска, согласно которому город должен был занимать гигантскую территорию, примерно одинаковую и на правом, и на левом берегу Днепра. Кстати, территориальные размеры города согласно этому плану до сих пор не реализованы. Именно в этом плане впервые заложена идея — главным проспектом города становился не проспект Карла Маркса (ныне Яворницкого), а огромная набережная по обоим берегам Днепра.

Важный фактор, благодаря которому стало возможным устройство Набережной — ввод в строй плотины Днепрогэса в 1932 г. Днепровские пороги были затоплены, открылось судоходство в среднем и нижнем течении реки до устья. Уровень воды в пределах города был стабилизирован, что избавило город от постоянных разрушительных наводнений, последние из которых были в 1917 и 1931 годах.

В 1934 г. началось строительство первой очереди Набережной. До 1941 г. успели выполнить лишь участок от улицы Серова (ныне Фабра) до Литейной, до парка Шевченко так и не дошли.

Новое, грандиозное строительство Набережной развернулось с конца 1950-х годов от небольшого участка, выполненного еще до войны. Велось оно сразу в двух направлениях: к парку имени Шевченко и к речному порту. Под руководством Б.Я. Мильмана был построен участок до Старого моста. С использованием шлаковых отвалов и путем намыва песка было устроено подножие Набережной, в котором скрыт коллектор. Кардинально изменил свой облик берег Днепра в районе парка имени Шевченко. Там, где гранитные скалы раньше подступали к самой воде, появилась береговая полоса. По всей длине Набережной были устроены бульвары, сходы к Днепру, установлены фонари, ограды, несколько памятников. Набережная превратилась с тех пор в один из важнейших градостроительных объектов города.

Интересно, что Леонид Брежнев в своей книге мемуаров «Возрождение» упомянул и о судьбе днепропетровской набережной: «Интереснее всего, пожалуй, сложилась, судьба набережной. Сейчас это красивейшее место в городе, а тогда фашисты оставили от нее одни развалины. Я представлял себе эту набережную отстроенной. Но хозяйственники, вникая в радужные перспективы, только головами качали: «Кто же доживет увидеть такую красоту?» Почти все и дожили!».

Городские кварталы вдоль Набережной начали застраиваться с 1963 года. Центральный участок Набережной формировался как единый ансамбль. В 1965 г. поднялось первое в городе общественное девятиэтажное здание института Укргипромез. В 1968 г. открыта двенадцатиэтажная гостиница «Днепропетровск» на 650 мест. Знаковым, хотя и недостроенным объектом Набережной является многострадальная гостиница «Парус», «строящаяся» уже 40 лет. Неподалеку от «Паруса», прямо в водах реки, построили небольшое, но выразительное круглое сооружение — ресторан «Поплавок».

В семидесятые годы XX века грандиозную набережную стали развивать и продлевать в двух направлениях: на восток, в сторону Мандрыковки и Лоцманской Каменки, и на запад, через заводскую зону до Новых Кайдак и Диевки. С использованием гидронамыва увеличили берег Днепра вдоль бывших сел Мандрыковки и Лоцманской Каменки. Так формировалась линия Набережной Победы, которая получила свое название в 1978 году. Участок Набережной в западном направлении получил название Набережная Заводская. Он доходит до жилых массивов Красный Камень, Коммунар, Парус. Так сформировалась уникальная прибрежная магистраль длиной 23 километра – гордость Днепропетровска.

Основные жилмассивы города ориентированы на реку

Днепр, который эстетически не играл практически никакой роли в Екатеринославе, в середине XX века с устройством Набережной выходит в Днепропетровске на градостроительную и архитектурную сцену. Отныне все более-менее значимые градостроительные новации были увязаны или, как минимум, учитывали наличие реки Днепр.

В 1970-1980-х годах вся градостроительная активность в Днепропетровске так или иначе была завязана на реке Днепр. Строительство прибрежных жилмассивов, развернувшееся, начиная с 1969-1971 годов, фактически трансформировало структуру города.

Основанный в 1971 году жилмассив Победа расположился на приречной насыпной зоне, — фактически на территории, отвоеванной у реки. В том же году началось строительство жилого массива «Петровский», который разделялся на три жилмассива «Красный Камень», «Коммунар» и «Парус». Этот район протянулся лентой вдоль реки. Здесь в комплексе предполагалось строительство грандиозного гидропарка, так и не реализованное до сих пор.

С 1985 г. на левом берегу Днепра началось возведение жилмассива «Фрунзенский». Он должен был стать «днепропетровской Венецией», как писали в газетах, иметь целую сеть каналов, по аналогии с популярным тогда киевским массивом «Русановка». Нашей «Венецией» Фрунзенский не стал, но важна сама идея ориентировки на реку. В 1974 году был основан жилмассив «Солнечный», архитектура которого (четыре шестнадцатиэтажки с желтой облицовкой и другие здания) полностью увязана с Днепром и ориентирована исключительно на восприятие с днепровских просторов.

Два века пароходства по Днепру и речной вокзал–шедевр

Первый пароход на Днепре появился в 1823 году. С 1846 г. на Днепре стали ходить пароходы крупного промышленника С.И. Мальцева, которые строились в селе Людинове на реке Болве, притоке Десны. Есть предположение, что именно пароходы Мальцева первыми появились у Екатеринослава. В 1858 г. было образовано «Общество пароходства по Днепру и его притокам» (затем называлось «Первое пароходное общество»), пароходы которого делали рейсы выше Днепровских порогов. Тогда было открыто регулярное движение однотрубных грузопассажирских пароходов по Днепру между Екатеринославом и населенными пунктами, лежащими в верховьях реки. В 1892 г. создано «Второе общество пароходства по Днепру и его притокам».

Как уже говорилось, в связи с развитием в Екатеринославе лесной торговли речной транспорт был очень развит, а Лесные пристани в центре были самым шумным местом. Со строительством железной дороги речной транспорт (и грузовой, и пассажирский), конечно, в дальнейшем уже никогда не занимали главное место в экономике. В августе 1927 г. было принято решение о строительстве в Днепропетровске нового речного порта. Он был сдан в эксплуатацию в ноябре 1933 г., и был в то время одним из крупнейших на Днепре, с длиной причальной стенки 3 километра.

В советское время интенсивно развивался речной пассажирский транспорт. В 1952 г. было построено изящное здание речного вокзала в стиле «сталинского ампира». Это был прямоугольный двухэтажный корпус с башенкой в центральной части. Весной 1960 г. в Днепропетровский речной порт прибыл первый теплоход на подводных крыльях типа «Ракета». В 1980 году Днепропетровский речной порт по объему перевозок занимал второе место на Днепре после Киева. Весной того же года в речном порту, втором после Запорожского, начался регулярный прием грузовых судов типа «река–море».

В 1982 г. на его месте был открыто новое здание речного вокзала (архитектор Веснин), которое долгие годы величали одной из местных архитектурных сенсаций. Во-первых, здание своим силуэтом напоминает гигантский корабль, остановившийся на вечную стоянку. Во-вторых, оно развернуто перпендикулярно Днепру. Здание речного вокзала возводилось с учетом располагающейся рядом недостроенной гостиницы «Парус», и вместе они составляют крупный архитектурный ансамбль 1970–1980-х годов. Правда, в последнее время большая площадь здания речного вокзала сдается в аренду и занята офисными учреждениями.

Сегодня река Днепр по-прежнему активно участвует в архитектурной и градостроительной жизни города. Несколько этапов реконструкции Набережной прошли, начиная с 2005 г. Продолжают активно обсуждаться перспективы застройки левобережной приднепровской зоны с продолжением Набережной. Конечно, сегодняшние рыночные реалии несколько снизили значимость собственно эстетических факторов в оформлении пространства. Однако ряд крупных развлекательных комплексов ориентированы прежде всего на Днепр («Бартоломео», «Coast» и другие).

Как видим, «город на Днепре» повернулся лицом к великой реке не сразу. В XX веке между рекой Днепр и городом установились весьма органичные, не конфликтные отношения, которые, хочется надеяться, будут продолжаться и в дальнейшем. Ну а если город станет-таки «Днепром» на Днепре, то сам бог велел нам учитывать красоты великой реки и жить с ней в мире и согласии», – завершает свой рассказ Максим Кавун.

Gorod.dp.ua на Facebook.


просто гуляю  (08.04.16 15:40): а точнее "пресловутое" комунистическое" ископаемое Ответить | С цитатой
просто гуляю  (08.04.16 15:33): автор "пресловутое " ископаемое. дальше не читал Ответить | С цитатой
Ядвига  (08.04.16 14:56): Гарна стаття, розлога та пізнавальна. Дякую.
Втім, хіба "Парус" вже 40 років недобудовують? Трохи менше, здаєцця, чи ні?
Час плине, жах)
Ответить | С цитатой
стоик  (08.04.16 14:10): Известно что архитектор И.Старов был масоном. На ген.плане отчетливо видно здание на вершине пирамиды распланированых улиц. По факту дворец смещен в право. Какова причина такой рокировки, остается загадкой... Ответить | С цитатой
стоик  (08.04.16 12:55): Кто-бы еще комплекс пирамида достроил. Пока его по камешкам не растянули. Ответить | С цитатой
Sun  (08.04.16 12:36): «В 1934 г. началось строительство первой очереди Набережной. До 1941 г. успели выполнить лишь участок от улицы Серова (ныне Фабра) до Литейной, до парка Шевченко так и не дошли.» и дальше воспоминания Брежнева не соответсвуют действительному положению вещей.

Многие другие источники пишут, что строительство набережной началось в районе выхода улиц Миронова-Московской и понемногу шло от них в стороны. Это же можно наблюдать и на фотографиях аэрофотосъемки напрмер тут http://artkostyuk.com/oldmaps/
— включить слои 1941 и 1943. Набережная была «сделана» в лучшем случае от места Центрального моста до чуть дальше ул.Ленина. И «развалины» из этого кусочка могли сделать как раз наступающие в 1943 войска СССР, который с левого берега лупили на правый и снаряды попадали вплоть до улиц Комсомольская-Чкалова. Многие исторические здания, пережившие бомбы немцев в 1941, не пережили их от красных в 1941, пострадал исторический центр города.
Ответить | С цитатой
Роман  (08.04.16 12:32): Очень интересно, конечно, но есть неточность "В обиходе горожане давно называют свой город «Днепром»" - по моим наблюдениям за всю жизнь, так называют отлько приезжие, коренные уважают свой город и произносят обычно полностью (да и звучит полностью солиднее, чем просто "Днепр"). Ответить | С цитатой | Обсуждение: 3
Понравилось!  (08.04.16 11:57): Фотки отличные, очень интересные! Ответить | С цитатой
Ага  (08.04.16 11:43): Добавила в закладки, почитаю потом. Про наш город. Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами
•  У Дніпрі виходять на лінію перші сім трамвайних вагонів з Лейпцига (28)

•  Перемога Трампа в США: чого очікувати Україні і Дніпру (опитування) (17)

•  Якщо уряд забере у Дніпра 3,3 млрд грн, місто втратить можливість відновлювати будинки і школи після обстрілів рф (10)

•  Колекціонують сміття та нападають на сусідів: у Дніпрі мати з сином тримають у страху весь під’їзд (9)

•  У Дніпрі від 7 листопада стартує другий етап ремонту трамвайного переїзду на перехресті просп. Лесі Українки та бульв. Батальйону Дніпро. Як ходитиме транспорт (8)

•  Чи всі мешканці забезпечені теплопостачанням? (7)

•  На житловому масиві Перемога демонтують відомий ринок «Кодак» (6)

•  Сморід та купи непотребу поруч із баками: мешканці Дніпра скаржаться на проблеми зі сміттям (5)

•  У Кам’янському посадовиця коледжу брала по 1000 доларів зі вступників (5)

•  З 6 листопада припиняється рух транспорту на вул. Вітчизняна (5)


* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
100
дворов мноковартирных домов запланировали отремонтировать в 2023 г.

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте