|«« | «« | »» | »»| |
В 1971 году в Днепропетровске насчитывалось всего 11 ресторанов, спустя десять лет — уже 16. Большинство из них работало с 11.00 до 24.00 (некоторые закрывались даже на час раньше). Здесь обязательно играл оркестр и пели певцы. На левом берегу Днепра (рестораны «Амур» или «Колос») считались менее престижными в сравнении с правым. Какие же рестораны Днепропетровска в те времена пользовались популярностью? «Зоря» составила золотую десятку ресторанов и предложили их вашему вниманию.
1. «Украина». Ресторан при гостинице с таким же названием в самом центре города по ул. Короленко, 2 считался рестораном №1. Впечатлял шикарный зал на втором этаже, оформленный под старину, с колоннами, лепниной. Здесь собиралась публика солидная. Шикарность этого ресторана проявлялась в сервировке, обслуживании посетителей. Даже посуда использовалась еще старая.
«В мою студенческую пору, в 197580 годах я мог себе позволить раз в неделю зайти поужинать с другом в «Украине», — вспоминает один житель города. — Тем более поужинать можно было за десятку! Меню помнится до сих пор: порция из двух котлет «Украина» плюс жареный картофель и ложечка зеленого горошка. Это стоило полтора рубля. И овощной салатик за 50 копеек. Бутылка сухого вина стоила в пределах 4—4,5 рубля. Еще подавали лимонный напиток, приготовленный, скорее всего, из кипяченой воды из крана с двумя ложками сахару и выжатым лимоном — копеек за 60. Все обходилось в 9 рублей с небольшими копейками. Даешь червонец официантке со словами: «Сдачи не надо!»
2. «Юбилейный» — на углу ул. Серова и пр. К. Маркса по адресу Серова, 2. Здесь собиралась публика в равной степени и молодая, и постарше. Зал побольше, чем в «Украине», но было и шумнее. Однако советский общепит сказывался… На втором этаже находилась веранда, где подуставшие юные бизнесмены тех лет (в основном цеховики) отдыхали, чтото бросали на прохожих, дрались. Местные газетчики также навещали этот ресторан. Директриса хорошо относилась к ним, угощала, даже в долг давала. Лет десять ресторан возглавлял участник войны, полковник в отставке Константин Сергеевич Иванов, которого хорошо в городе знали. Сейчас по Серова, 2 находится ресторан «La Famiglia».
3. «Астория» по пр. К. Маркса, 66 находилась в старинном здании одноименной гостиницы. У здания была своя аура — многие помнили, что в гостинице когдато находился штаб Нестора Махно (сейчас даже висит мемориальная доска в его честь, установленная Дм. Корчинским). Кстати, ресторан «Астория» обслуживал и Дом печати по пр. К. Маркса, 60 — местный буфет работал от этого ресторана. На его кухне очень хорошо готовили, журналистам хотели угодить.
Ныне ресторан «Астория» находится во дворе гостиницы в специально выстроенном помещении по адресу: пр. К. Маркса, 66а.
4. «Дорожный» ресторан находился в здании железнодорожного вокзала. Официальный адрес: станция Днепропетровск. В «Дорожном» работал легендарный шефповар, заслуженный изобретатель Украинской ССР Николай Иванович Губа. Ему пришлось кормить ухой самого Хрущева, а когда того сменил Брежнев, он кормил и Брежнева, когда тот приезжал в родной город. Знатный кулинар составил несколько книг, общий тираж которых приближался к миллиону, — «Тайны щедрого стола», «Диетическое питание и кулинария в домашних условиях», «Для вас, хозяйки», «Кулинария. Справочное пособие», «Овощи и фрукты на вашем столе», «Картофель в нашем доме». «Пятьдесят лет работает в общественном питании Николай Иванович Губа, из них более тридцати лет отданы привокзальному ресторану и его филиалу «Зустрич», то есть «Встреча», — писал в 1981 году корреспондент журнала «Огонек» в статье «Кулинарные тайны Николая Ивановича». — За эти годы ресторан прочно занял первое место в городе по популярности, культуре обслуживания, по качеству и разнообразию блюд, по их новизне». Даже если корреспондента хорошо угощали в ресторане, его оценки были близки к истине.
Вокзальные рестораны в Украине считались законодателями мод. Там были всегда свежие продукты — благодаря транспорту привезти свежее не составляло труда. «Дорожные» котлеты Николая Ивановича были стандартизированы на весь Союз. Губа встречал иностранные делегации. Губа возил русскую и украинскую кухню напоказ. Спецкор журнала «Изобретатель и рационализатор» А. Грибанов в 1966 году писал в статье «Повар Губа»:
«Ему доступно все. Пожалуйста, он вам сварит кашу без воды, зажарит птицу без масла. У него сто собственных деликатесов из кукурузы». Журналист рассказывал об испытаниях повара «на самой крупной в стране кухонной плите днепропетровского Укрдорресторана, где Губа шефповаром вот уже скоро четверть века... Более пятнадцати фирменных блюд Губы числятся в меню». Говорилось в статье и об изобретательских тонкостях: «Днепропетровский повар регулировал температуру не пищевого жира, а заключенного в двойном дне жаровни минерального масла».
Ресторан «Дорожный» находился в помещении вокзала, от входа — налево. Там сейчас VIPзал.
5. «Зустріч», по адресу площадь Петровского, 1, находилась рядом с железнодорожным вокзалом. Там неплохо готовили. Привлекало, к примеру, мясное ассорти — тебе приносили блюдо, а на нем — маленький шашлычок, маленький лангетик, маленькая отбивная и маленькая котлетка. При тебе включалась спиртовка, на блюде ассорти подогревалось, потом все это ставили перед тобой, и ты чувствовал уже свои «пальцы веером»! Верх советского благополучия. Сейчас на месте ресторана находится магазин «АТБ».
6. «Днепропетровск» — этот ресторан по Набережной, 33 открылся вместе с одноименной гостиницей в 1968 году. По тогдашней традиции первыми гостями гостиницы и, соответственно, ресторана стали воиныветераны, участники боев за освобождение города.
А когда в 1976-м Днепропетровск отмечал свое 200-летие, именно в этом ресторане проходил банкет для гостей города. По воспоминаниям старейшего днепропетровского радиодиктора Валерия Хованского, в 1976 году в Днепропетровске в последний раз побывал «первый голос» страны Юрий Левитан. Когда Левитан с Хованским подружески обнимались в гостиничном номере, вошла ответственная идеологическая дама Сумина. Она пришла пригласить Левитана на банкет в ресторане «Днепропетровск». Ей ничего не оставалось, как пригласить и Хованского на тот же банкет по случаю юбилея. А Левитан прибыл, чтобы прочесть своим голосом сообщение об освобождении в октябре 1943 года Днепропетровска от фашистских захватчиков. Это и всё, что требовалось от него. Так по счастливой случайности на том банкете Хованский весь вечер просидел бок о бок с Юрием Левитаном.
Сейчас ресторана «Днепропетровск» не существует. Вместо него — магазин «Варус» и кофейня «Шерлок Холмс и доктор Ватсон».
7. «Старая башня» по проспекту Гагарина, 104 открылась в мае 1975 года в здании бывшей водонапорной башни. В свое время водонапорная башня и электрическая подстанция были единственными ориентирами в этой местности. Городские власти решили сохранить башню. Прежнее инженерное сооружение приспособили для новых целей, а также пристроили новую часть. Оригинальный ресторан создан по проекту архитекторов Э. Чубарова и В. Остапенко. Бар ресторана был оригинально оформлен художником С. Юшковым.
Ресторан создан благодаря профессиональному ресторатору той эпохи Галине Макаровне Павловой — вдохновителю постройки таких ресторанов как «Маяк», «Рассвет», «Урал». В ресторане была уникальная акустика.
Кухня этого ресторана предлагала коронное блюдо — горшочки. Запекался картофель, покрытый свининкой. Все это сверху залеплялось тестом. В духовке тесто покрывалось корочкой и считалось, что его тоже можно есть, но оно сверху было запеченным, а внутри сырым… Не все могли это есть. Горшочек для студента стоил недешево — 2 рубля с полтиной. Три этажа заведения обслуживал коллектив из 70 человек. Обслуживали быстро и качественно.
Как ресторан «Старая башня» прекратил свое существование, и с октября 2011 года здание выставлено на продажу. В настоящее время продажа приостановлена. Здание заколочено, ветшает и разрушается.
8. «Люкс» по пр. К. Маркса, 72 остался только в памяти. Уже нет и того здания, в котором он размещался на углу Проспекта и Скориковского переулка. Ресторан открылся, по воспоминаниям старожилов, в 195859 годах. Там работал оберофициантом, т. е. старшим, дядя Вася — человек с еще дореволюционных времен. Всегда при бабочке, он знал все блюда, все кухни, сам принимал именитых гостей, обслуживал их всегда по высшему разряду. Хотя коекто считал его городским сумасшедшим, но тем не менее клиентура к нему шла, садилась за его стол. Вася старательно бегал, старался всем услужить.
Несколько лет назад здание, в котором был ресторан, сгорело и на его месте строится новое.
9. «Пламя» открылось в рабочем районе города — на Чечеловке, возле Дворца Ильича. Сначала его адрес был улица Камчатская, 65, а потом — пр. Петровского, 1а. Ресторан открылся в 1976-м, и уже тогда выстраивались большие очереди желающих попасть в него, чтобы провести несколько часов с высшим уровнем обслуживания.
В непростые 1990-е слава ресторана не угасла, а благодаря целеустремленности директора «Пламени» Людмилы Заворотней набирала обороты. Ресторан сменил свое название на более радушное «У Людмилы». В этот ресторан любили приезжать звезды эстрады. Говорят, сама Алла Пугачева, заезжая на гастроли в Днепропетровск, не могла не посетить это место.
По воспоминаниям журналиста Александра Давыдова, покойный врач Александр Демирчаев возглавлял общину ассирийцев в Днепропетровске. Когда в 1980х годах в город приезжала из Москвы небезызвестная Джуна, он пригласил ее и нескольких ассирийцев в ресторан «Пламя». О той встрече напоминают фото в личном архиве журналиста.
В 1999 году ресторан вновь сменил свой имидж на азиатский колорит и стал называться рестораном «Пекин». С 2012-го здесь находится Banquet Hall Lucia — один из самых дорогих ресторанов города.
Известный русский писатель детективного жанра, уроженец Днепропетровска Виктор Пронин упоминает ресторан «Пламя» в своей повести «Высшая мера» (опубликована в 1999 году в журнале «Смена», а затем выходила отдельным изданием):
— Скажите, Саша, вы когданибудь бывали в ресторане «Пламя»?
— Я даже не знаю, где это! — искренне удивился Юферев.
— Напрасно, — улыбнулась Серкова.
— Может быть, когда-нибудь заглянем в ресторан «Пламя»?..
10. «Маяк» находился в живописном месте над Днепром в парке им. Шевченко.
Ресторан на этом месте, по некоторым воспоминаниям, принялись строить еще в конце 1950-х. Назывался он поначалу «Волна».
«Для ускорения обслуживания и увеличения пропускной способности ресторанов «Прибой» в Киеве и «Волна» в Днепропетровске введены экспрессобеды, что дает возможность пообедать за 20—25 минут», — писал в 1971 году журнал «Речной транспорт».
Однако к середине 1970-х ресторан «Волна» обветшал и выглядел непрезентабельно. Нам рассказывал бывший председатель горисполкома, а затем и первый секретарь горкома Виктор Бойко, что однажды, проводя у себя совещание, он намекнул главному пожарнику: мол, если загорится ресторан «Волна», то не спешите его тушить. Намек поняли, и вскоре «Волна» сгорела. На ее месте в период реконструкции парка Шевченко вырос красивый ресторан «Маяк». Он необычно нависал над берегом Днепра и представлял собой комплекс из бара и, по сути, двух ресторанов. Здесь, к примеру, проходили шумные свадьбы, и народ веселился от души!
Именно в «Маяке» както Евгений Качаловский угощал Бориса Ельцина. Эту историю поведал журналисту и писателю Леониду Гамольскому бывший шеф-повар «Маяка» А. Вишневецкий, уехавший затем в Германию. Качаловский возглавлял тогда Днепропетровскую область, а Ельцин Свердловскую. Области имели партнерские отношения, соревновались. И вот два первых секретаря отдыхали в «Сочах». Уезжая, Качаловский предложил Ельцину лететь домой через Днепропетровск. Тот принял приглашение. Качаловский возил Ельцина на Южмаш к Макарову, а потом повез в ресторан.
В «Маяке» накрыли шикарный стол. Ельцин принял пару фужеров и говорит: «Конечно, у вас все есть. У нас в Свердловске ничего подобного нет. Но у вас нет медвежатины!». Качаловский говорит: «Как нет? В Днепропетровске все есть». Бегут за шеф-поваром Александром Вишневецким. Качаловский к нему: «У нас тут гость из Свердловска хочет медвежатинки откушать. Можешь приготовить?» — «Будет сделано!» А сам пошел и, как в той сказке, думает: а где я им медвежатину найду? Первая мысль — зоопарк. Но зоопарка в городе нет. Как выполнить заказ? Смотрит, на окне в чемто стояло слегка поджаренное говяжье мясо. Шеф-повар дает команду немедленно разогреть плиту, в мясо льют масло, смалец, специи и пр. Приготовили и красиво украсили! Поставили перед первыми секретарями. Пахнет очень вкусно. Ельцин взял кусок мяса, откусил и говорит: «Да, вы и тут лучше нас делаете медвежатину! Не умеют у нас готовить…»
В настоящее время в качестве ресторана «Маяк» не существует.
Мастерповар Николай Иванович Губа распекал поваренка за подгоревшие котлеты. Сделав подобающее внушение, отпустил сконфуженного практиканта и задумался: «За что я его, собственно, ругал? Будь повар пятируким и стоглазым, и то за всем не углядит.
Работаем по старинке, все вручную, а темпы вон какие! Условия работы почти как у сталевара — и жара, и напряжение, и всю смену на ногах, и ответственность, а в результате сваришь всегонавсего борщ. Ни тебе романтики, ни тебе почета, да еще жалобу, глядишь, напишут». (Тут, правда, Николай Иванович немного покривил душой — жалоб на повара из днепропетровского железнодорожного ресторана никто не писал, наоборот, всегда хвалили.)
Одолели Николая Ивановича сомнения, но работу свою он не разлюбил. Только стал мечтать о какойто необыкновенной кухне, где повар не суетился бы у раскаленной плиты, а сидел бы за пультом и, солидно нажимая на кнопки, управлял работой многочисленных кастрюль и жаровен.
Для начала Николай Иванович придумал сковородку, на которой еда никогда не подгорала (даже если случалось зазеваться). Сковородка эта (по-общепитовски — жаровня) была с двойным дном, заполненным минеральным маслом.
Масло нагревалось от источника огня и передавало жар ровным слоем на всю поверхность жаровни. Перегреться оно не могло и предохраняло тем самым пищу от подгорания.
Принимать сковородку собралась авторитетная комиссия. И — о, ужас! — опытный образец взорвался. Поскольку никто не пострадал, Николай Иванович нашел в себе силы пошутить: мол, первая сковородка комом… Неопытный тогда изобретатель не учел, что минеральное масло при нагревании станет выделять пары, а им потребуется выход.
Дефект был исправлен с помощью предохранительного клапана, и жаровни системы Губы прославились на весь мир. Их покупают в Индии, Монголии, Югославии, Румынии, ГДР и других странах.
«Юный техник», №5, 1979
«Крокодил», 1984
Ныне на большой, залитой асфальтом привокзальной площади красуется величественное, похожее на дворец, здание нового вокзала.
Главный инженер строительства Е. Г. Родионов рассказывает:
— Новый вокзал предоставляет большие удобства пассажирам.
К их услугам камеры хранения, светлый зал ожидания, ресторан, комфортабельная гостиница, междугородная телефонная станция, телеграф, комнаты матери и ребенка.
Ал. АХМАТОВ. «Огонек», №5, январь 1952.
Автор: Николай Гнатко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |