|«« | «« | »» | »»| |
— Интерес к коллекционированию, — любит повторять Нурия, — появляется тогда, когда видишь: что-то может быть утрачено или разрушено навсегда. Попытки это сберечь, о чем-то забытом узнать подталкивают меня к созданию коллекции.
Так Нурия пришла к работам екатеринославских фотографов. Она хорошо помнит первую фотокарточку, купленную на антикварном рынке возле театра им. Т. Шевченко. Фото 1903 года сделал фотограф Бродский — правда, его ателье было в Константиновке. Но вот надо же — по соседству с Нурией тогда жил профессиональный фотограф Юрий Бродский, уехавший затем в Германию, и это случайное обстоятельство подтолкнуло ее к увлечению.
У нее и сейчас хранится та первая фотография. Она принялась собирать старые фото так увлеченно, что не обращала особого внимания на их качество — главное, мол, чтобы был указан наш город. Поэтому количество поначалу росло стремительно. Сейчас же стала требовательнее к качеству.
Кстати, Нурия — не коренная жительница Днепропетровска. Их семья переехала сюда только в 1993-м. Родилась она в Башкирии, закончила географический факультет университета и работала восемь лет гидропрогнозистом в Башкирском гидрометцентре. Там же познакомилась со своим будущим супругом Александром — гидрологом, выпускником Одесского гидрометеорологического института (ныне — экологический университет). Поскольку супруг родом из Запорожской области, они решили переехать в теплые края. Причем приехали на смотрины в Днепропетровск в 1993-м впервые.
— Водили пальцем по карте, подыскивали индустриальный город, — вспоминает Нурия, — так и остановили свой выбор на Днепропетровске. У города была какая-то аура закрытости. Мы никогда здесь раньше не бывали. Приехали, посмотрели, понравилось, и смогли даже обменять жилье.
Из старых справочников скрупулезно выбирала информацию о старых фотоателье, составила их полный список. Фотозаведения именовались тогда «фотографиями». Хотя большинство фотозаведений представлено в ее коллекции, но в справочниках 1913—1915 годов обнаружила и такие, которых в коллекции нет и продукцию которых она вообще не видела. Возможно, эти ателье мало работали или имели чернильные штампы без обозначения города. И все же из 78 выявленных фотозаведений удалось собрать работы 60-ти. Это, согласитесь, немало. Ей хотелось бы найти фото, изготовленные в таких заведениях как «Пятиминутка», «Идеал», братьев Медведовских, но они пока не встречались.
Но вот собранные экспонаты рассказывают о богатой истории. В этом году, похоже, небольшой юбилей: 155 лет назад в Екатеринославе открыл свое фотозаведение первый местный фотограф Василий Леонтьевич Миткин (1831—1913). Кстати, два его сына — Михаил и Петр — продолжили дело отца, рассказывает Нурия Бусыгина. Среди первых местных фотографов — Валериан Петриковский и Никифор Иванов. Оба начинали здесь в 1870-х. Петриковский всего 10 лет отдал Екатеринославу. На обороте фото часто помещались многочисленные медали — правда, сейчас исследователи пишут, что это нередко использовалось для рекламы. Стоило одному фотографу украсить оборот фото медалями, как и другой не удержался…
Сам Петриковский, правда, спустя 10 лет уехал в Ростов-на-Дону. А Никифор Афиногенович Иванов долгие годы работал в основном в жанре художественной портретной фотографии и фоторепортажа. К примеру, остался в истории города его фотоочерк о постройке в 1883-м железнодорожного моста через Днепр. На губернской выставке 1874 года Иванова наградили медалью «За отличные фотографические работы». А в 1882-м, во время подготовки первого съезда русских фотографов его пригласили принять в нем участие. В 1908-м вышел альбом с описанием Днепровского металлургического завода в Каменском (Днепродзержинске) — снимки к нему также сделаны в фотоателье Н. Иванова.
В 1865 году закон о печати обязал фотографов выпускать фото со своей фамилией. А до этого указывали фамилию по желанию. Недаром же говорят, что биографии фотографов, адреса их заведений и даже фотобланки помогают точнее датировать снимки, узнать важные моменты из жизни замечательных людей прошлого.
Сама Нурия больше считает себя собирателем, чем исследователем. Хотя любая информация о старых фото для нее — счастье. Пока что информация о большинстве мастеров очень скудная. Более-менее известна жизненная канва фотографов В. Миткина, В. Мацкевича, М. Киватицкого, В. Витлина, о других же мало что известно.
Но уже собранной информацией Нурия охотно делится с другими и выложила информацию о старых фотомастерах на сайте «Энциклопедия Днепропетровска». По виду фирменного знака на обратной стороне фото она постаралась сделать датировку фотографий. К примеру, наши соседи харьковчане уже издали несколько прекрасных книг по своим фотографиям и показали все обороты фото. И у одесситов есть такой альбом. А вот днепропетровцы о нем пока могут лишь мечтать.
— Приятно взять в руки старое фото и рассматривать персонажей ушедшей эпохи — костюмы, наряды, — признается собеседница. — Но когда персонаж тебе известен, тогда оживает галерея лиц того времени. После революции даже изменились выражения лиц на снимках. Поэтому можно сказать: фотография отражает, запечатлевает эпоху.
Нурии нравится, что в ее коллекции подобралась фотогалерея жителей города того времени, не костюмированных, переодетых, а в оригинальных костюмах. Любит рассматривать лица пожилых людей, где само лицо говорит о прожитой жизни…
В коллекции Нурии представлены и некоторые семейные архивы, в частности, местных купцов Башмаковых, Ефановых, Алымовых. Купеческая тема также увлекла ее. В планах — после фотографов загрузить вместе с Валентином Старостиным на том же сайте информацию о екатеринославских купцах.
Увлекают ее и коллективные фото с выпускниками местных учебных заведений — гимназий, училищ, семинарии… Ее мечта — собрать воедино все выпускные фото той поры. Многие из них хранятся еще в семьях — было бы хорошо скопировать их и объединить.
Своими знаниями о фотографиях она охотно делится с другими. Прошлой осенью ее пригласили в «Артквартиру» с публичной лекцией «Фотоистории Екатеринослава». Кстати, она собрала и довоенные городские фото с уже государственными ателье. А из частников в годы НЭПа в городе уцелел чуть ли не единственный, который работал еще до революции, — Весбейн. Да еще в эти годы трудился Борис Коган — отец известного советского музыканта Леонида Когана. На фотографиях после революции исчезают красивые бланки, паспарту, знаки — пользовались просто штампами мокрой печати с фамилией фотографа. Хорошо еще, если при этом указывался и город.
Как у каждого коллекционера, у Нурии завязались отношения с коллегами не только из Днепропетровска, но и из других городов и стран — Харькова, Петербурга, Астрахани. Обмениваются информацией и с Михаилом Зильбенбрандом из Иерусалима — правнуком бахмутского фотографа Львова. Свою коллекцию Нурия считает открытой, и многие из собранных ею фото можно увидеть на сайтах. Сообща пишется история фотографии.
Автор: Николай Чабан
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |