«Зоря» обратилась за разъяснениями, наверное, к самому компетентному в данном вопросе днепропетровчанину — полковнику в отставке, бывшему заместителю начальника разведки 6-й гвардейской танковой армии, первому командиру 240-го отдельного специального батальона миротворческого контингента ООН в Боснии и Герцеговине (Сараево) в 1992—1993 годах Владимиру Владимировичу Сидоренко.
— Владимир Владимирович, расскажите, пожалуйста, о процедуре принятия решения о вводе миротворческих сил ООН в ту или иную страну? И какие должны сложиться условия для принятия такого решения?
— Перед принятием решения о вводе миротворцев проводятся консультации правительств или лидеров воюющих сторон с представителями ООН и прочими заинтересованными в разрешении конфликта сторонами. На этих консультациях определяется полный перечень вопросов, выносимых на заседания Совета безопасности ООН. Среди этих вопросов такие: какой контингент и в каком составе хотели бы видеть противоборствующие стороны в разрешении конфликта, сроки ввода миротворцев, основные их задачи и так далее.
По итогу этих консультаций составляется документ, который подается на рассмотрение Совбеза ООН. Документ должен быть составлен так, чтобы убедить всех членов Совбеза в целесообразности ввода миротворческих сил в страну.
Но главным условием ввода миротворцев — полное и безоговорочное прекращение огня всеми сторонами вооруженного конфликта. Миротворческий контингент не предназначен для ведения боевых действий. Его цель — силовое принуждение к миру и углубление этого мира. На миротворцев возлагается масса задач: разграничение воюющих сторон, сопровождение гуманитарных конвоев и миссий и прочее. Но главная из них — контроль за отводом конфликтующими сторонами тяжелого вооружения.
Если кто-то думает, что миротворцы решают вопрос установления мира, тот глубоко и опасно заблуждается. Установление мира решается политиками, которые войны и развязывают, им их и заканчивать. Если же политики не хотят или не готовы к окончанию войны, то и миротворцы не помогут.
— Может ли кто-либо еще принять решение о вводе миротворческого контингента или же это исключительная прерогатива ООН?
— В этом вопросе не должно быть никакого словоблудия! Это исключительная прерогатива Совбеза ООН. Все остальные вооруженные формирования, будь-то под флагом НАТО или любой другой страны, находящиеся в зоне вооруженного конфликта на территории любого суверенного государства, могут называться каким угодно красивым словом, но по сути это интервенты и не более того. Миротворцы могут быть только под флагом ООН.
— Сколько обычно проходит времени от принятия решения о вводе миротворцев до реального их ввода в страну?
— Как только Совбез ООН принял решение о вводе миротворческого контингента в страну, то в течение месяца, а то и быстрее, миротворцы прибывают на место. Чтобы было понятно читателям: берется реальное боевое подразделение, перекрашивается их техника в белый цвет, наносится маркировка «UN» (United Nations), военнослужащие получают обмундирование и все остальное, и вперед. Наш 240-й ОСБ (отдельный специальный батальон) от момента приказа о формировании до прибытия в Сараево уложился чуть меньше, чем за месяц.
— На какой период обычно вводится миротворческий контингент в страну?
— Миротворческая миссия ООН может находиться в стране не более чем полгода. Затем по мере надобности Совбезом ООН принимается решение о продлении миротворческой миссии. Или не принимается. Наш 240-й ОСБ находился в Боснии и Герцеговине под флагом ООН до декабря 1995 года.
— Военнослужащих каких военно-учетных специальностей обычно набирают в миротворческий контингент? Понимая «размытость» вопроса, уточним: Украина по своим географическим особенностям примерно похожа на Боснию. Объясните применительно к нашим условиям.
— Миротворцами могут быть десантники, разведчики, морские пехотинцы, мотострелки. Все зависит от конкретных условий и задач в каждом отдельном случае. Применительно к украинским условиям предпочтительнее было бы мотострелковое подразделение. Нужно понимать, кто бы ни был в миротворческом подразделении, он не может иметь тяжелого вооружения. Только автоматы, пулеметы, снайперские винтовки плюс, может быть, гранатометы. Кроме того, должны быть ремонтники для обслуживания техники и вооружения, санчасть, хозяйственные подразделения, включая обязательно полевые кухни, пекарню, баню. Миротворческое подразделение — организм, способный функционировать абсолютно автономно.
— Миротворцев набирают по добровольному принципу или необязательно?
— Только по добровольному принципу. Ситуации в зоне миротворческой миссии могут возникнуть какие угодно. Возможно, придется вступать в боевое соприкосновение с диверсионно-разведывательными группами любой из сторон конфликта. И человек, загнанный в миротворческое подразделение из-под палки, может стать опасен для своих коллег даже из-за элементарной человеческой трусости. Не все ведь герои…
— Что имеет право делать миротворец в зоне своей ответственности, а чего не может ни при каких условиях?
— Миротворец подчиняется только командиру своего подразделения и главнокомандующему миротворческой миссии. И абсолютно не подчиняется военному командованию страны, которая его в эту миссию отправила.
— Насколько наличие миротворческого контингента ограничивает права и свободы местного мирного населения?
— Никак не ограничивает. Наоборот, наличие миротворцев в зоне конфликта вносит стабильность в жизнь местного населения. Более того, миротворцы еще и помогают, охраняя гуманитарные конвои и сопровождая ремонтные бригады по восстановлению инфраструктуры и коммуникаций. То есть, откровенно говоря, при наличии миротворцев местные жители реально начинают спокойнее жить.
— Какова периодичность ротации миротворцев?
— Каждые шесть месяцев.
— Миротворец за свою работу должен получать зарплату. Каков обычно ее размер в среднем для солдат, сержантов и офицеров? И кто, собственно, ее выплачивает? Имеется в виду: из бюджета каких стран?
— Согласно Уставу ООН и ее правилам, каждому военнослужащему, участвующему в миротворческой миссии, платится заработная плата в размере 999 долларов США в месяц вне зависимости от того, рядовой это или полковник. Платит ООН, перечисляя эти деньги стране, от которой направлен миротворческий контингент в зону конфликта. А эта страна уже сама принимает решение, сколько кому платить. То есть может быть принято решение о том, чтобы организовать доплаты за свой счет, а может и наоборот. У нас в батальоне рядовой получал 500 долларов в месяц, а я, как комбат, 950 долларов.
К тому же ООН берет на себя полностью ремонт, обслуживание и заправку техники. Если техника полностью уничтожается, ООН выплачивает ее полную стоимость, если подлежит восстановлению — стоимость ремонта. Плюс ООН оплачивает стоимость вооружения и боеприпасов, питание военнослужащих, лечение раненых, компенсации семье в случае гибели миротворца. То есть миротворческая миссия — удовольствие очень недешевое. Речь идет о десятках, если не сотнях миллионов долларов США на каждое полугодие. Поэтому и Совбез ООН все десять раз взвесит и оценит, прежде чем принять решение о миротворческой миссии. Такие вещи с кондачка не делаются.
— Какова, на Ваш взгляд, эффективность и, главное, полезность потенциального ввода миротворцев в Украину? Или же лучше все-таки постараться решить конфликт своими силами?
— Можно, конечно, все решить и своими силами. Если хватит на это политической воли. Надо понять, что договариваться и идти на взаимные уступки все равно придется, поскольку ничто не стоит человеческих жизней. Если же на такое политической воли у сторон конфликта не хватит, то лучше все же миротворцев вводить.
Поясню на примере. Босния и Герцеговина по территории и населению практически в 10 раз меньше Украины. Ее площадь составляет около 53 тысяч кв. км, а население на момент начала войны составляло примерно 4,3 миллиона человек. Площадь Украины составляет около 603 тысяч кв. км, население на 1 января 2015 года — около 43 миллионов человек.
В Боснии и Герцеговине в октябре-ноябре 1992 года была уникальная возможность всем сторонам конфликта остановить войну. Но политики этого не сделали, и война продолжалась до декабря 1995 года. За период боевых действий в этой балканской стране было убито более 100 тысяч человек, включая 1524 ребенка в возрасте до 16 лет. Еще более 300 тысяч боснийцев стали инвалидами из-за полученных ранений. Было полностью уничтожено 82% промышленности и инфраструктуры. Страна на момент окончания войны лежала в руинах в полном смысле этого слова.
По Дейтонскому соглашению, составленному 21 ноября 1995 года на военной базе Дейтон (штат Огайо, США) и подписанному 14 декабря 1995 года в Париже лидером боснийских мусульман Али Изетбеговичем, президентом Сербии Слободаном Милошевичем и президентом Хорватии Франьо Туджманом, Босния и Герцеговина получила федеративное устройство и была поделена на сербскую, хорватскую и мусульманскую федеральные земли. В общем, за что боролись, на то и напоролись…
А теперь еще раз обратите внимание на территорию, население и потери Боснии и Герцеговины, вспомните, что она в 10 раз меньше Украины. И представьте, какие потери могут ожидать нашу страну, если боевые действия продолжатся.
Поэтому договариваться все равно придется. И, по моему мнению, чем быстрее, тем лучше.
Автор: Алексей Логинов
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Удаляются комментарии, не имеющие отношения к предмету обсуждения, невнятные и односложные предложения, личные переговоры между пользователями, рекламные объявления.
Удивляет поведение администратора сайта, который не удаляет комменты васи. Это делается специально или вася - лицо неприкосновенное или админ. разделяет его взгляды Ответить | С цитатой