Ведущее предприятие по производству ракетно-космической техники, технологий оборонного, научного и народнохозяйственного значения терпит огромные убытки. В результате потери основного заказчика (России) дефицит оборотных средств составил на конец 2014 года около 700 млн. грн. Долги предприятия на 01.01.2015 — около 640 млн. грн., в том числе по зарплате, сопутствующим платежам и социальным выплатам — более 140 млн. грн.
Проблемы на заводе начались задолго до украинско-российского кризиса 2014—2015 года. Так, в 2008 году потери «Южмаша» составили 462 млн. гривен, в 2009 году — 236 млн. гривен, в 2012 году — 47 млн. гривен, в первом полугодии 2013 года — 113 миллионов. Но особенно стремительно события развивались в течение последних двух лет.
Февраль 2013
1.02 — с платформы «Odyssey» произвели неудачный запуск ракеты-носителя «Зенит-3SL» (производства Южмаша) со спутником связи «Интелсат-27» — вскоре после пуска произошло аварийное отключение двигателя первой ступени. Ракета упала в океан.
Март 2014
18.03 — «Днепрооблэнерго» ограничило поставку электроэнергии на завод «Южмаш» из-за долга в 139 млн. грн. Санкции ДТЭКа коснулись насосной станции, которая питает завод технической водой.
Май 2014
8.05 — руководство завода «Южмаш» подписало меморандум о сотрудничестве с Днепропетровской облгосадминистрацией. В документе речь идет о том, что руководство Днепропетровской области обязуется решать все политические вопросы, которые касаются предприятия. Помимо этого, областная администрация берет на себя содействие в выполнении Южмашем всех межгосударственных договоров и соглашений, а также долгосрочных контрактов с заказчиками из Украины и зарубежья. В ответ предприятие обязуется всецело развивать ракетно-космический потенциал Днепропетровской области, участвовать в развитии и жизни региона, предоставлять рабочие места для специалистов различных специальностей и выпускников специализированных вузов. Время действия меморандума — 3,5 года.
Август 2014
22.08 — консорциум «Морской старт» приостановил работу до середины 2015 года. Проект «Морской старт» предусматривал запуски спутников «Зенитами» производства Южмаша с плавучей морской платформы.
26.08 — в России сообщили, что производство титановых шар-баллонов, которые изготавливались на Южмаше, переносится на Воронежский механический завод.
Октябрь 2014
9.10 — сотрудники Южмаша написали открытое письмо руководству завода, в котором пожаловались на долги по заработной плате.
10.10 — на сайте ЮМЗ появилась информация, где руководство завода признало, что завод на грани банкротства. В качестве путей выхода из ситуации на Южмаше назвали переориентацию на новые рынки сбыта через участие в международных проектах, существенное изменение ассортимента производимой продукции, в том числе за счет привлечения к выполнению государственного оборонного заказа. «Все это возможно при условии поддержки государства», — подчеркнули в сообщении.
13.10 — сотрудники завода обратились с открытым письмом к президенту, народным депутатам и премьер-министру Украины.
21.10 — Президент Украины Петр Порошенко посетил Южный машиностроительный завод в ходе рабочего визита в Днепропетровск. Специально для президента южмашевцы подготовили выставку образцов продукции, которую могли бы изготавливать в условиях государственной поддержки: троллейбус, автобус, трактор, малогабаритный самолет, гранатомет. Порошенко заявил, что поручит включить в государственный оборонный заказ на 2015 год продукцию Южмаша: высокоточное оружие и ракеты.
22.10 — российские «Известия» сообщили, что Роскосмос не будет поставлять в Украину двигатель РД-171М для ракеты «Зенит», которая в середине года должна была вывести на орбиту первый украинский геостационарный спутник вещания «Либiдь». Руководство Южмаша в течение пяти месяцев добивалось от России поставки двигателя без оплаты. Но стороны так и не пришли к согласию.
29.10 — ракета-носитель «Antares» с американским кораблем «Cygnus» взорвалась во время запуска с космодрома НАСА на острове Уоллопс около побережья штата Вирджиния. В результате этого американская компания приостановила сотрудничество с Южмашем. Компания «Orbital Science Corporation» в течение года будет готовить техническое решение для доработки продукции.
Декабрь 2014
15.12 — с просьбой разобраться с задолженностью по заработной плате на предприятии к Кабмину и в Космический центр обратились нардепы из Днепропетровщины Андрей Павелко и Максим Курячий.
29.12 — депутаты днепропетровского горсовета от «Блока Порошенко» потребовали от своих коллег в Верховной Раде обратиться к Кабмину, премьер-министру, Национальному аэрокосмическому агентству и решить вопрос с выплатой коллективу ЮМЗ зарплаты.
Январь 2015
21.01 — сотрудники Южмаша вышли на митинг с требованием выплатить долги по зарплате.
26.01 — некоторые СМИ сообщили о том, что Южмаш остановил работу до 2 марта. Руководство отрицает эту информацию.
Из сообщения на официальном сайте ЮМЗ: «В связи с имеющей временный характер недостаточной загруженностью производственных мощностей на предприятии введено состояние простоя до 25 февраля 2015 года. При этом в состоянии простоя находится менее половины работающих, т. к. имеющие производственные задания подразделения работают в обычном режиме. В настоящее время предприятие выполняет работы по заказам компании «Орбитал» (США), БК АЦС (Бразилия), в рамках других международных проектов и программ, а также по договорам с КБ «Южное».
28.01 — всем невзгодам назло на первый пробный рейс по 5 маршруту вышел троллейбус «Днепр-Т103» выпуска Южного машиностроительного завода им. А. М. Макарова.
Февраль 2015
2.02 — в Роскосмосе сообщили, что больше не будут закупать украинские ракеты «Зенит». Их заменят российской ракетой-носителем «Ангара». Как заявил СМИ Владимир Ткаченко, помощник генерального директора Южмаша по общим вопросам, из-за этого завод потеряет 80 процентов выручки. Еще около 20% приходилось на ракету «Таурус», два последних запуска которой в 2009 и 2011 году закончились неудачей. По словам Ткаченко, теперь год-полтора завод ожидает простой, пока «Таурус» адаптируют к новому двигателю. Остальные же заказы не дают Южмашу и 10 процентов загрузки производственных мощностей.
3.02 — сотрудники завода, отчаявшись получить заработную плату, перекрыли улицу Криворожскую возле ЮМЗ.
9.02 — работники Южмаша передали в облгосадминистрацию свои требования по погашению на предприятии долгов по зарплате.
12.02 — на площади между Днепропетровской облгосадминистрацией и облсоветом прошел митинг работников Южного машиностроительного завода. Люди вышли с требованием выплаты долгов по заработной плате. Также они недовольны отсутствием заказов на производство. С митингующими встретился председатель облсовета.
13.02 — Евгений Удод вместе с инициативной группой работников Южмаша выехал в Киев, где встретился с председателем Государственного космического агентства Олегом Уруским и председателем Бюджетного комитета Верховной Рады Андреем Павелко.
14.02 — председатель Днепропетровского облсовета снова встретился с митингующими и рассказал о результатах поездки в Киев.
18.02 — председатель Государственного космического агентства Олег Уруский выступит в правительстве: расскажет о сложной ситуации на Южмаше и потребует от Кабмина помочь решить проблему с зарплатами на заводе.
Что спасет Южмаш?
Евгений Удод, председатель Днепропетровского областного совета:
— Вопросы, касающиеся стратегии развития, перспектив, безусловно, важны, но в первую очередь должен быть закрыт вопрос по заработной плате. Решение простое: необходимо взять денежный ресурс из резервного фонда и направить его на погашение задолженностей сотрудникам завода. Кроме того, ранее работали областные программы по поддержке предприятия. Такие программы нужно возобновить. Но сначала нужно провести аудит, чтобы понять, какие остались мощности, сделать выводы о возможностях завода.
Евгений Деркач, председатель независимого профсоюза ЮМЗ «Защита справедливости»:
— В первую очередь необходимо выплатить заработную плату сотрудникам. Руководство завода рассказывает нам о планах по заказам на два года. Но без зарплаты сотрудникам некому будет выполнять эти заказы. Сколько еще продержатся люди? Месяц-два? Станки на заводе не новые, часть оборудования может не запуститься после простоя. Но оборудование итак нужно менять. Купить его легче, чем найти специалистов. Если не обеспечить зарплатой молодых сотрудников, они уйдут, и некому будет вырастить новую смену. Пенсионеры уходят, а вместе с ними — бесценный опыт.
Александр Петренко, декан физико-технологического факультета ДНУ им. О. Гончара:
— Южмаш всегда был тесно связан с Россией. В связи с последними событиями кооперация украинских и российских предприятий полностью разрушена. На мой взгляд, единственный способ спасти Южмаш — предоставить госзаказ на наиболее востребованную нынче продукцию — военную технику. Производство тракторов, троллейбусов и трамваев завод не спасет, это несоизмеримо по требованиям с технологиями ЮМЗ.
Государственное предприятие «Производственное объединение «Южный машиностроительный завод» имени А. М. Макарова» (Южмаш) существует с 21 июля 1944 года. Вначале Южмаш работал как автомобильный завод. С 1951 года на предприятии начали серийное производство боевых стратегических ракет. В 2014 году осуществили семь пусков ракет. Это два пуска ракеты-носителя «Днепр» с пусковой базы «Ясный», пуск ракеты-носителя «Зенит-3SL» в рамках проекта «Морской старт», три пуска ракеты-носителя «Антарес» (один неудачный), пуск ракеты-носителя «Вега» с космодрома Куру.
Автор: Алёна Дрыга
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
И что же вы молчали раньше, при Янеке, не бастовали и не выодили на митинги и демонстрации?
А теперь когда стране не до космоса, решили заявить о себе. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 2