Во-первых, как в старые добрые времена снова прививает электронной палитре джазовые интонации, возвращает своих слушателей к непринужденной атмосфере импровизации и легкого музыкального флирта, что автоматически ведет за собой пункт второй: снижение градуса танцевальности до исчезающее малых величин.
Таинственное превращение фантастического андрогинна JJJ в милого, сентиментального, расслабленного музыканта Джея-Джея Йохансона, меланхолика и романтика, которое началось еще на предыдущем альбоме "Rush", набирает обороты. Тают арктические льды, набухают водой снежные заносы, вот-вот потекут весенние ручьи и забарабанит капель. Чудо еще не свершилось, но оно уже пронизывает воздух. Его предвкушением наполнены плавные, теплые аккорды и пастельные мелодии 11 новых композиций, объединенных на шестом альбоме "The Long Term Physical Effects Are Not Yet Known".
Такой родной и домашний, что хоть теще показывай, Йохансон последовательно проводит в жизнь программу натурализации - приближения к наиболее естественному для себя и гармоничному состоянию. Пластинку "The Long Term..." мог написать человек, если и не парящий в эмпиреях, то явно довольный своей жизнью и теми зигзагами, которые выписывает судьба. В этом еще одно отличие последней работы от остального каталога Йохансона: обычно он занимался сублимацией житейского негатива (прежде всего неудач на любовном фронте) в отрешенно-печальные музыкальные кружева.
Работая над последним альбомом, артист признавался, что переживает удивительный период: у него все складывается удачно - и личная жизнь, и общение с музами. Удачно сложилось и его сотрудничество с приглашенными музыкантами. Им принадлежала не последняя роль в метаморфозах Джея-Джея Йохансона, которого временно придется вычеркнуть из поставщиков дискотечного "сырья". Завуалированное родство со своими родственниками из танцевального каталога сохранил разве что трек "Rocks in Pockets", совмещающий синтезированные струнные, малахольный вокал и интенсивную, почти плясовую перкуссию. Но и, заигрывая с джазом, музыкант отнюдь не заигрался и не потерял почву под ногами, поскольку ясно понимал, что окончательно перебраться в джазовый лагерь в такие рекордно сжатые сроки было бы равносильно самоубийству. Так что поп-джаз пополам со свингом, незаметно переходящий в лаунж и обратно, доминирует разве что в изящной песенке "As Good as It Gets", да еще транзитом присутствует в "New Years Eve".
Йохансон продолжает заботливо и нежно ублажать слушателей, подбираясь к ним то так, то эдак. Скажем, трек "She Doesn't Live Here Anymore" - это утонченный ноктюрн с ароматом французского ретро, растворенного в мягких трип-хоп-ритмах. "Only for You" - пастельная баллада в минимальных декорациях: только рояль и голос. Композиция "Jay-Jay Johanson Again" - стильная, рельефная штучка в стиле синт-поп, а "Time Will Show Me" - просто шикарная вещь, вызывающе яркая, с сочными, размашистыми клавишами и эффектной мелодией. В самом длинном номере "Tell Me When the Party's Over/ Prequiem" музыкант не скупится на причуды, снабдив основную часть диковинным аппендиксом: запевочка а капелла плюс симфоническая какофония пополам с грохотом взлетающего вертолета.
Хотя внешне Йохансона уже почти не отличишь от настоящего гуманоида, родившегося на Земле, а не на какой-нибудь планете Шелезяка, он остается все таким же странным, видит странные сны наяву, поет странным голосом и играет странную музыку, хрупкую и нежную, но - такое с ним в первые - почти счастливую.
Трек-лист: